Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 02:14, реферат
Налоговые правоотношения вытекают непосредственно из налоговых норм и регулируются ими. Поэтому, чем четче и понятнее нормы и чем более широкому кругу субъектов они будут понятны, тем более правильно и рационально будут протекать налоговые правоотношения, и государство будет выполнять свои функции более эффективно, что является благом для всего общества.
Актуальность данной темы в том, что налоговые нормы должны соответствовать быстро изменяющимся экономическим отношениям, реагировать на их изменение и, анализируя экономическую ситуацию, подготовить налоговую нормативно - правовую базу к ним.
Цель данной работы: изучить налоговые нормы и налоговые правоотношения, а так же определить их особенности.
Введение…………………………………………………………...……стр. 2
Понятие и особенности налоговых норм……………………………..стр. 3
Структура и классификация налоговых норм……………………...стр.6
Понятие и особенности налогового правоотношения………………стр.16
Классификация налоговых правоотношений………………………..стр.19
Структура налогового правоотношения……………………………стр.23
Субъекты налоговых правоотношений………………………………стр.26
8. Юридическое содержание налоговых правоотношений………….стр.29
9. Участники налоговых правоотношений……………………………стр.42
10. Заключение………………………………………………...…………..стр. 44
11. Список использованной литературы………………………………....
Содержание:
8. Юридическое содержание налоговых правоотношений………….стр.29
9. Участники налоговых
правоотношений……………………………стр.
10. Заключение………………………………………………..
11. Список использованной литературы………………………………....стр. 46
Введение
Чтобы хорошо изучить любой предмет, сначала нужно понять и разобраться в его основах, элементарных частицах. Так и в налоговом праве.
Очень важно разобраться в том, какие существуют особенности у налоговых норм и изучить их структуру для правильного понимания – ведь именно налоговые нормы регулируют налоговые отношения и позволяют решать задачи, возложенные на них государством и обществом.
Налоговые правоотношения вытекают непосредственно из налоговых норм и регулируются ими. Поэтому, чем четче и понятнее нормы и чем более широкому кругу субъектов они будут понятны, тем более правильно и рационально будут протекать налоговые правоотношения, и государство будет выполнять свои функции более эффективно, что является благом для всего общества.
Актуальность данной темы в том, что налоговые нормы должны соответствовать быстро изменяющимся экономическим отношениям, реагировать на их изменение и, анализируя экономическую ситуацию, подготовить налоговую нормативно - правовую базу к ним.
Цель данной работы: изучить налоговые нормы и налоговые правоотношения, а так же определить их особенности.
Понятие и особенности налоговых норм
Налогово-правовые нормы являются первичным (исходным) элементом налогового права. Отношения, возникающие в процессе деятельности государства в сфере налогообложения (установление налогов, определение прав и обязанностей налогоплательщиков, применение мер ответственности за нарушение налогового законодательства и др.), регулируются нормами налогового права.
Присущие налоговому праву функции реализуются через его нормы. При этом решаются следующие задачи:
Налогово-правовая норма – это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения участников налоговых отношений, заключающееся в наделении их определенными правами и обязанностями, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет за собой применение мер юридической ответственности[6, ст.23] .
Демин считает, что норма налогового права – это общеобязательное, формально-определённое, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера, регулирующее властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Подобно нормам других отраслей налогово-правовые нормы выступают юридическими регуляторами определенных общественных отношений, а именно налоговых отношений [4, ст.36].
Налогово-правовые нормы имеют как общие, присущие нормам других отраслей права, так и специфические черты. К первым, в частности, относятся:
- установление налогово-
- обеспечение реализации
налогово-правовой нормы
- формальная определенность
– закрепление налогово-
Специфические черты налогово-правовых норм:
- односторонний характер
налогово-правовой нормы – в
налоговом праве одна сторона
(плательщик налогов) обязана
своевременно и в полном
- экономическая (целевая)
направленность – нормы
- нестабильность норм
налогового права – постоянное
изменение налогового
- общественная
Налоговое законодательство изначально содержит элементы непостоянства в силу перманентной изменчивости экономических отношений в переходный период развития общества. В данном случае речь идет о динамичности налогового законодательства, позволяющего достичь законодателем поставленных целей, придании ему способности изменяться самому в ответ на изменения общественной жизни. С другой стороны, изменения налогового законодательства с формально - догматической (технико-юридической) точки зрения, когда в него постоянно вносятся изменения и дополнения, не отвечающие реалиям экономического развития, приводят зачастую не только к непониманию налогоплательщиком возложенных на него налоговых обязанностей, но и к созданию условий, которые неблагоприятно сказываются на его хозяйственной деятельности [11, ст. 110].
Структура и классификация налоговых норм
Нормы налогового права, как и другие правовые нормы, являются системными образованиями, а значит, обладают определенной структурой. При этом под структурой нормы права понимается ее внутреннее строение, обусловленное связью элементов такой нормы.
Проблема структуры нормы права является предметом дискуссий между правоведами. Одни авторы считают, что в структуру нормы права входят три элемента, другие придерживаются двучленной схемы. С.С. Алексеев предложил провести грань между логическими нормами и нормами-предписаниями. Логическая норма содержит три элемента, а норма предписание - два: гипотезу и диспозицию или гипотезу и санкцию [1 ст. 40].
Общепризнано деление правовой нормы на гипотезу, диспозицию и санкцию. Однако некоторыми исследователями выделяются еще и дополнительные элементы. Например, А.С. Пиголкин выделил дополнительно такой элемент, как субъективный состав, имея в виду тех, на кого распространяется данная норма. Другие авторы говорят о большем количестве основных структурных элементов нормы права[11, ст.110].
О.В. Берг считает возможным выделить пять таких элементов: гипотезу (условия, при которых применяется данная норма права); субъект (категорию граждан, организаций и других субъектов права, в отношении которых применяются нормы права); характер (вид правомочий, которыми наделяется субъект нормы права); содержание (деяние, по отношению к которому применяются указанные в норме права правомочия субъекта нормы); санкцию (юридическую ответственность, которую несет субъект нормы при ее невыполнении) [2, ст. 19].
Традиционно считается, что налогово-правовая норма по своей структуре состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза - это фактические условия действия налогово-правовой нормы. В гипотезе налогово-правовой нормы государство отграничивает такие факты и события, которые, обеспечивая государственные интересы в налоговой сфере, должны быть выражены в соответствующих правовых формах. Устанавливая обстоятельства и сферу действия налогово-правовой нормы, гипотеза одновременно очерчивает круг участников (субъектов) регулируемых отношений, которых диспозиция «связывает» взаимными правами и обязанностями. Тем самым, посредством гипотезы предусмотренный диспозицией абстрактный вариант поведения приурочивается к конкретным участникам налоговых отношений, к тому или иному жизненному случаю, событию или действию, месту, времени и другим конкретным жизненным обстоятельствам.
Гипотезы налогово-правовой нормы могут быть классифицированы по различным основаниям.
По строению гипотезы налогово-правовой нормы могут быть простые, сложные и альтернативные. Простые гипотезы ставят применение нормы налогового права в зависимость от одного определенного условия. Сложные гипотезы ставят применение нормы налогового права в зависимость от двух и более условий. Гипотеза, как правило, имеет сложную структуру и содержит ряд четко сформулированных условий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере налогообложения. Например, отсрочка, рассрочка уплаты налогов, сборов и таможенных платежей применяются в отношении налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношении их задолженности перед бюджетом[11, ст. 112- 113].
Разновидностью сложной гипотез
При этом норма действует при любом из перечисленных в гипотезе условий, которые трактуются буквально, что исключает ограничительное или расширительное ее толкование. Исходя из предыдущего примера, основанием для предоставления отсрочки, рассрочки у платы налогов, сбора и таможенных платежей являются: угроза экономической несостоятельности (банкротства); задержка финансирования из бюджета, в том числе оплаты выполненного государственного закат; если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер; в случае причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
Другим основанием для классификации гипотез служ