Налоговые преступления в сфере экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях налоговые и связанные с ними иные экономические преступления приобретают все более массовый характер. Для экономической сферы в целом и системы налогообложения в частности в настоящее время характерны такие негативные явления как: низкая правовая дисциплина; непрекращающееся умножение и усложнение схем сокрытия налогоплательщиками реально проводимых финансово-хозяйственных операций и других форм уклонения от уплаты налогов; значительная латентность преступлений и других правонарушений.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и классификация преступлений в сфере экономической деятельности
2. Налоговые преступления: понятие, предмет, основные аспекты
2. Виды налоговых преступлений
2.1 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ)
2.2 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ)
2.2.1 Неисполнение обязанностей налогового агента (статья 1991 УК РФ)
2.2.2 Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов (или) сборов (ст. 1992 УК РФ)
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Преступность в экономики.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)
 

 

2.2.1 Неисполнение  обязанностей налогового агента (статья 1991 УК РФ)

Объективную сторону  преступления составляет неисполнение обязанностей налогового агента, совершенное в крупном размере. Деяние совершается путем бездействия.

Обязанности налогового агента закреплены в статье 24 НК РФ-В  уголовном порядке наказуемо  неисполнение не всех обязанностей, а  только обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов. Порядок перечисления удержанных налогов установлен налоговым законодательством; для налоговых агентов он 307 такой же, как и для налогоплательщика.

Обязательным  признаком состава является крупный размер неперечисленных налогов и (или) сборов. Его понятие определено в примечании к статье 199 УК РФ. Неисполнение обязанностей налогового агента совершено в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает:

1,5 млн рублей, вне зависимости от времени, в течение которого происходило неисполнение обязанностей налогового агента, и той доли, которую реально составляет эта сумма от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате; или

500 тыс. рублей. В этом случае необходимо, чтобы неисполнение обязанностей налогового агента продолжалось подряд в течение трех финансовых лет и доля неуплаченных в результате этого налогов и (или) сборов превышала 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

Преступление  окончено с момента неисполнения конкретной обязанности налогового агента - по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов.

Субъективная  сторона преступления характеризуется  прямым умыслом. Обязательным признаком  субъективной стороны является личный интерес виновного в совершении преступления. В законе не раскрывается это понятие; оно может выражаться, например, в стремлении получить взаимную услугу, в корысти, в неприязни, в мести и т.д.

Субъект преступления - налоговый агент, под которым  понимают лиц, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и (или) сборов (ст.24 НК РФ).

В части 2 ст. 1991 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак - совершение деяния в особо крупном размере. Он имеет место, если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает:

7,5 млн рублей, вне зависимости от времени,  в течение которого происходило  неисполнение, и той доли, которую  реально составляет эта сумма от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате; или

2,5 млн рублей. В этом случае необходимо, чтобы  неисполнение продолжалось подряд  в течение трех финансовых  лет и доля He-Уплаченных налогов  и (или) сборов превышала 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.[13]

 

 

2.2.2 Сокрытие  денежных средств либо имущества  организации или индивидуального  предпринимателя, за счет которых  должно производиться взыскание налогов (или) сборов (ст. 1992 УК РФ)

Предметом преступления выступают:

1) денежные средства;

2) имущество  организации или индивидуального  предпринимателя, за счет которых  в порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.

Под недоимкой  налоговое законодательство понимает сумму налога или сумму сбора, не уплаченную в установленный законодательством  о налогах и сборах срок.

Объективную сторону преступления составляет сокрытие указанных денежных средств или имущества, совершенное в крупном размере.

Под сокрытием  предмета преступления следует понимать его утаивание различными способами  с целью избежать выплат по недоимкам, по налогам и (или) сборам. Виновный может, например, подделывать с этой целью бухгалтерские или иные документы (что в ряде случаев требует дополнительной квалификации); или передавать имущество во временное пользование другим лицам (организациям), спрятать его вне пределов офиса или места жительства и т.д.

Сокрытие наказуемо, если совершено в крупном размере. Понятие крупного размера дано в  примечании к статье 169 УК РФ; он должен превышать 250 тыс. рублей.

Преступление  окончено, если денежные средства или  имущества сокрыто в крупном размере.

Субъективная  сторона преступления характеризуется  прямым умыслом.

Субъект преступления - собственник или руководитель организации  либо иное лицо, выполняющее управленческие функции этой организации, или индивидуальный предприниматель.[14]

 
Заключение

Российская Федерация  в настоящее время переживает сложный исторический период становления  новых социально-экономических отношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов.

Анализ судебной практики по делам о налоговых и связанных с ними иных экономических преступлениях свидетельствует о наличии множества проблемных вопросов, вызванных, в первую очередь, несовершенством действующего законодательства. Отсутствие достаточно эффективной законодательной базы для выполнения возложенных обязанностей по борьбе с налоговыми преступлениями и правонарушениями негативно влияет на результативность работы Правоохранительных и контролирующих.

Комплексный подход в борьбе с налоговой преступностью  должен включать ряд неотложных организационно-правовых мероприятий, поскольку, как показывает анализ правоприменительной практики, недобросовестные налогоплательщики с низким правосознанием, из чисто корыстных побуждений с целью наживы умышленно используют "пробелы" в законодательстве, уходя от налогообложения и формируя "теневую" экономику, создают почву для организованной преступности и коррупции.

Совершенствование нормативно-правового законодательства в области борьбы с организованной экономической преступностью позволит правоохранительным, налоговым органам, органам валютного и экспортного контроля целенаправленно и эффективно проводить мероприятия по пополнению доходной части федерального бюджета, укрепить Казну РФ и стабилизировать экономическую и национальную безопасность Российской Федерации.

Отмеченные сложности  и потребность правоприменительной  практики в обобщенной методологии  по выявлению, раскрытию и расследованию  налоговых преступлений и правонарушений требует, соответственно, новых конструктивных идей и подходов в разработке уголовно-правовой, криминологической и криминалистической характеристики налоговых и связанных с ними иных экономических преступлений.

В целях повышения  эффективности раскрытия налоговых  и иных экономических преступлений необходимо на федеральном уровне осуществить ряд организационных мероприятий, предусматривающих разработку частных методик расследования по новым составам экономических преступлений в УК РФ, которые бы унифицировали специальные познания в борьбе с экономической преступностью.

 
Библиография

Нормативные акты:

1.  Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 09.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 17.11.2009) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст.2954.

2.  Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 19.07.2009) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. -Ст.3824.

Литература общего содержания:

3.  Бобырев В.В. Налоговые преступления, квалифицируемые статьями 199-1 и 199-2 Уголовного кодекса Российской Федерации // Право и экономика. - 2007. - №10. - С.90-94.

4.  Григорьев В. Предмет налоговых преступлений // Уголовное право. - 2004. - №1. - С.18-19.

5.  Ермолаева, Н.А. Новый подход к вопросу о субъекте налогового преступления // Закон и право. - 2007. - № 12. - С.102.

6.  Ефимичев П.С. Налоговые преступления и проблемы борьбы с ними // Журнал Российского права. - 2008. - №8. - С.84-90.

7.  Клепицкий И.А. Уголовное право. Особенная часть: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004.

8.  Козлов В.А. Борьба с преступностью в сфере экономики. Учебное пособие. - М.: Издательство "Щит-М", 2005.

9.  Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними / Под ред. А.Й. Долговой. - М., 2005.

10.  Полянский Н.Н. Фальшивая водка // Уголовное право. - 1998. - № 1. - С.157.

11.  Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее / Под ред. А.И. Долговой. - М., 2004.

12.  Смирнова Н.Н. Понятие и признаки налогового преступления // Налоги. - 2006. - № 2. - С.45-47.

13.  Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. - М.: Эксмо, 2007.

14.  Яцеленко Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности // Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. - М.: Институт международного права и экономики. Издательство "Триада. Лтд", 1996. 
 

[1] Козлов В.А. Борьба с преступностью в сфере экономики. Учебное пособие. - М.: Издательство «Щит-М», 2005.- С. 5-7.

[2] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 09.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 17.11.2009)// СЗ РФ.- 1996.- № 25.- Ст. 2954.

[3] Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее / Под ред. А.И. Долговой. - М., 2004. - С. 99.

[4] Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними / Под ред. А.Й. Долговой. - М., 2005. - С. 310.

[5] Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. - М.: Эксмо, 2007. - С. 181-182.

[6] Яцеленко Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности // Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога.- М.: Институт международного права и экономики. Издательство "Триада. Лтд", 1996.- С. 202-203.

[7] Полянский Н.Н. Фальшивая водка // Уголовное право.- 1998.- № 1.- С. 157.

[8] Ефимичев П.С. Налоговые преступления и проблемы борьбы с ними // Журнал Российского права.- 2008.- №8.- С. 84-90.

[9] Ермолаева, Н.А. Новый подход к вопросу о субъекте налогового преступления // Закон и право. - 2007 .- № 12 .- С. 102.

[10] Григорьев В. Предмет налоговых преступлений // Уголовное право.- 2004.- №1.- С. 18-19.

[11] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 19.07.2009) // СЗ РФ.- 1998.- № 31.-Ст. 3824.

[12] Смирнова Н.Н. Понятие и признаки налогового преступления // Налоги. - 2006 .- № 2 .- С. 45-47.

[13] Бобырев В. В. Налоговые преступления, квалифицируемые статьями 199-1 и 199-2 Уголовного кодекса Российской Федерации // Право и экономика. - 2007 .- №10 .- С. 90-94.

[14] Клепицкий И. А. Уголовное право. Особенная часть: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 48.


Информация о работе Налоговые преступления в сфере экономической деятельности