Налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:27, реферат

Описание работы

Одной из форм налогового контроля являются налоговые проверки. В настоящее время они являются одной из самых популярных и вместе с тем эффективных мер, применяемых налоговыми органами в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками. Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Уверенность налогоплательщиков в том, что уход от налогов будет обнаружено, приводит в странах со сложившимися налоговыми традициями к добровольному выполнению гражданами обязанностей, возложенных на них законодательством.

Файлы: 1 файл

Маккаd.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Одной из форм налогового контроля являются налоговые проверки. В настоящее время они являются одной из самых популярных и вместе с тем эффективных мер, применяемых  налоговыми органами в борьбе с недобросовестными  налогоплательщиками. Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Уверенность налогоплательщиков в том, что уход от налогов будет обнаружено, приводит в странах со сложившимися налоговыми традициями к добровольному выполнению гражданами обязанностей, возложенных на них законодательством.

Однако эффективность  налогового контроля не означает его  целостности. Ведь чем большее число  налогоплательщиков проверяется, тем  более поверхностны такие проверки.

 

На  практике  много  случаев  , когда  в  процессе  их  проведения  было  выявлено  огромное  число  неплательщиков , которые  либо  совсем  уходили  от  налогов , или  же  прятали   свои  реальные  доходы  , а  также  использовали  неверно  , незаконно  налоговые  льготы и  пользовались  всякими  другими  способами уклонения  от  своих  обязательств.  Выявление таких  недобросовестных  лиц  , значительно  позволило  пополнить  казну  дополнительными  ресурсами, что  еще  раз  подчеркивает об их  важности.

Сегодня   как  мы  знаем существуют  много  способов , которые  позволяют  сотрудникам   налоговой службы  провести контроль , но  наиболее  эффективными  остаются налоговые  проверки . Различают  их два вида – это  выездные и  камеральные. Правовой   основой , которая регулирует  их  проведение  служит  НК РФ , а также  другие документы  , ФЗ и т.д

 

 

 

 

 

Проверки  различаются  по следующим признакам

- камеральные;

- выездные;

В зависимости  от  объема   работы  на :

- тематические;

- целевые;

По способу  организации налоговые проверки делятся на:

- плановые;

- внезапные;

HК РФ позволяет также провести:

- контрольных;

- повторных  проверок;

По объему проверяемых  документов проверки делятся на:

- сплошные;

- выборочны

 

Остановлюсь  на  камеральных  и выездных проверках. Начну с  описания  камеральных  проверок . Во – первых , само его название , можно  сказать , говорит за  себя , так как понятие «камера» в переводе с латыни  означает «комната или же  помещение», а из этого вытекает , что данный  вид  проверок  проводится сотрудниками  налоговой службы  у  себя  на месте  , не  выезжая на предприятия . В налоговой службой этой  работой занимается отдел камеральных проверок , но  есть  также другие  отделы которые как бы  косвенно  занимаются  этим  это отдел  учета  налогоплательщиков, а также отдел принятия  налоговых  отчетностей – на  основе  данных  , получаемых  из  этих  отделов  о  плательщиках  налогов  , сотрудники камерального отдела   осуществляют  данную проверку . Важным  поводом  для  ее  проведения  является , конечно же  получение  декларации от  налогоплательщиков . Данный  документ должны  подавать  в  налоговую  службу  все  лица  , являющиеся  плательщиками  налогов . Они  могут  его  подать  сами лично или  же через  своих доверенных лиц , а также   через почту и в электронном виде. Если сотрудники  налоговой службы  видят , данные  налогоплательщик  не  преподнес , то они направляют  к нему  требование  об их  предоставлении .  Если е  лицо , которому данное требование  адресовалось, не  исполнил его  , то  сотрудники  налоговой службы  могут  направить требование  в  банк  с тем , чтоб  он  прекрати  его  обслуживать . После этого  они должны  поставить в известность  налогоплательщика  , чтобы  он  был  в  курсе  , что  не  сможет  оперировать  по  своим счетам. Банк  же безусловно выполняет требование  налоговой  службы . Ну а налогоплательщик , оставшись в безвыходной ситуации , представляет  в службу  декларацию. Затем уже налоговая   служба  в лице  своих сотрудников ,  требует  у  банка  восстановить  его  операции. Ну и после уже идет  сама  непосредственно проверка, полученной  декларации.

Данную  проверку  сотрудники  налоговой службы  могут  провести   в  пределах  своих  полномочий  без  согласия  начальника  налоговой  службы . Порядок  ее проведения  указан в налоговом  кодексе  в ст.88 . Время , на протяжении которого  она проводится - 3 месяца причем  оно  не  продливается . В ходе ее проведения  , лица  , проводящие  ее ,  могут  требовать у  плательщиков налогов  также  и  другие  данные , которые могут  непосредственно  касаться  дела и в таком случае  , лицо  к которому  это  требование  предъявляется, обязано  его  удовлетворить , подав  нужные

сведения в службу.  Если  сотрудники  в  процессе  своей  работы  обнаружили  ,  сведения  в  документах  противоречивы или же  какие  либо  моменты  нужно  уточнить , то они  опять  сообщают  об  этом  налогоплательщику  , который  снова   обязуется  удовлетворить  требования . После того , когда  налогоплательщик  пояснил  непонятные моменты  , то  сотрудники налоговой службы  должны  их  также проверить .После того , когда налогоплательщик пода  новую  декларацию ,  проверка  по старой  прекращается  и  ведется  уже  новая  по  новым  данным . После проведения  данной  проверки  , сотрудники  составляют  акт . Этот акт должны  подписать как лица ,проводившие проверку , так и лицо в отношении которого проводилась данная проверка.  Данный акт должен содержать сведения о наименовании  организации в отношении которого проводилась проверка, а также если это физическое лицо , то его Ф.И.О.,  адреса налогоплательщиков , а также Ф.И.О. лиц , проводивших проверку. , число и номер решения руководителя, время, в течение которого проводилась эта проверка , название налога , факты , потверждающие нарушения со стороны налоговых органов, а также список документов , которые были представлены налогоплательщиком в ходе проверки и иные сведения. Если налогоплательщик не согласен с актом налоговых инспекторов и не имеет желания его подписывать , то в этом случае он может в течения 15 суток после получения копии акта, обжаловать его и обосновать свое несогласие , а также при необходимости доказать свою правоту.

Выездная  же  проверка  , в  отличие  от предыдущей проводится   по месту  расположения  организаций  и  следует  подчеркнуть  , что  в  отношении  только  организаций . Здесь  конечно же  без  согласия  начальника  налоговой  службы  не  обойтись , оно  является  главным  условием  ее проведения. Проводится  на  протяжении  2 месяцев , но  если  возникли  ситуации , которые требуют о ее продлении , то это  можно  сделать  до  4 , а иногда и до  6 месяцев. После   того  как  начальник  налоговой  службы  решит  ее провести , то сотрудники  , которые  будут  уже  ее проводить являются  на предприятие  вместе с решением. В правую очередь они должны  показать свои  удостоверения, чтобы  лица, в отношении которых она назначена  не  усомнились , в том , что они  являются 

сотрудниками  налоговой  службы. Несмотря  на  нежелание работников  организации допускать их  к  проверке , они обязаны будут это сделать и принять решение главы налоговой службы.

Если же  все-таки  они  рискнули отказаться , сотрудники  налоговой  службы  без  огорчения  направляют  его  через почту , ну а если и после этого  отказываются  впускать их на порог  предприятия , то налоговики  уже могут сами  исчислить налог и  « закрыть» счета  налогоплательщика  в банке  , что ставит  его в  безвыходную  ситуацию. 

Во время проведения  данной проверки  сотрудники  налоговой  службы  могут истребовать документы. Они могут  требовать нужные  им  сведения как  во  время  проведения  камеральных  ,  так  и  в  результате  выездных  проверок , а  также  и  в других  случаях  .  Истребовать  документы  сотрудники  налоговой  службы  могут как  у  самого  проверяемого  ,  также  у  других лиц  , у которых  могут  быть  нужные  им   сведения  о  деятельности  проверяемого. Когда  у  сотрудников  налоговой  службы  не  получается  заставит  налогоплательщика  подать  нужные  им  сведения  , тогда  они  сами  в  принудительным  образом  могут организовать выемку.

Бывают  случаи  ,  когда  налогоплательщики  после  получения  требования  о  предоставлении необходимых документов  , отказываются  их добровольно подавать  . Это может говорить  о том , что плательщики налогов скрывают  свои  доходы  или же  используют  другие всевозможные способы чтобы уйти  от  уплаты  налогов . Такие налогоплательщики подрывают  доверие  к  себе  со  стороны  сотрудников  налоговой  службы  ,  которые  начинают  сомневаться  в  его  добросовестности  .  В  любом  случае  налогоплательщику  следует  не  забывать  , что  за  непредоставление  сведений  ему  придется отвечать  штрафом , который указан  в НК РФ в статье  126.  Согласно  этой  статье  , налогоплательщику угрожает  штраф за  непредоставление нужных  сведений  50 рублей  за  каждый  документ  ,  который он  отказался показать.

Кроме того в ходе  этой проверки  сотрудники  налоговой  службы  могут проводить опись  имущества , то есть  соответствуют ли  данные бух.учета  реальному  наличию имущества. А также  в ходе  проверки   сотрудники  налоговой  службы  могут  приглашать

экспертов , переводчиков или же  свидетелей. Экспертиза  назначается по усмотрению лиц , реализующих налоговую проверку. После того ,  как данное постановление будет вынесено, они должны поставить в известность лицо , в отношении которого была назначена эта процедура. После ее проведения , эксперт формирует заключение работы ,письменно от своего имени , которое должно прилагаться к акту проверки . В своем заключении ,  он должен изложить исследования , которые он провел , выводы  после проделанной  работы  , а также ответы на вопросы , которые были перед ним поставлены. Проведение экспертизы в рамках выездной проверки – это скорее право, чем обязанность налоговой  службы . Но неиспользование возможности подвергнуть экспертному исследованию документы и другие факты, представляемые налогоплательщиком, может негативно отразиться на проверке. Сотрудники налоговой службы  должны  сообщить  привлекаемым лицам , что они в случае  недобросовестного исполнения  своих обязанностей  должны будут ответить  согласно закону . Ответственность  для них  указана  в кодексе в ст.129 согласно которой , если они откажутся  принять участие  в проверке  , то  им придется  заплатить штраф 500 рублей, ну  а  если же  переводчик  дал   неправильный  перевод или  же  эксперт  неверное  заключение , а свидетель ложные  сведения , то они  должны  будут  ответить  за  это  штрафом  в  размере  5000рубей.

После того , когда  уже  сотрудники  выполнили  все  действия для  по  осуществлении проверки , они составляют справку . в эту справку   они заносят  все  данные  , которые  они  получили   в ходе  нее . Эту  справку  должны  подписать  как  сами проверяющие , так и проверяемые . На основе нее сотрудники налоговой  службы  должны  составить акт . , который  также  должны  подписать обе  стороны . Когда  лицо , в отношении которого она проводилась отказывается  его  подписывать , то оно  должно объяснить почему  оно  не желает его  подписать и доказать правоту своего решения .

После всего этого  начальник налоговой службы  должен  назначить день , когда будут изучаться  материалы  проверки и поставить в известность плательщиков налогов , чтобы  они  явились , в случае их неявки , глава может   без них  рассмотреть их ,но  следует  отметить что  бывают случаи, когда  без  участия  проверяемого 

невозможно  рассмотреть материалы- тогда уже начальник может отложить  этот процесс на более поздние сроки и также сообщить об этом  налогоплательщику.

После того , когда уже  начальник налоговой службы изучит досконально  материалы проверки , он  выносит решение – он может  либо привлечь плательщика налогов к ответственности , либо  отказать в привлечении или же  назначить повторную  дополнительную  проверку.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Как уже  было отмечено , налоговые проверки играют ведущую  роль среди многообразия способов  реализации контроля в налоговой  сфере.  В НК РФ установлены их виды. Закон  дает  возможность налоговой  службе  проводить  любые  виды  проверок в отношении любых  плательщиков налогов.  В основном  проверке  подвергается правильность заполнения  деклараций , отчетов ,  а также обоснованно ли   использует  налогоплательщик   те  или иные льготы. При проведении проверок , сотрудники налоговой службы  имеют право  запрашивать  различные  документы , которое могут  иметь   важное значении в  исходе  дела , привлекать лиц , при возникновении необходимости с условием , что данные  лица  не  заинтересованы в итогах  дела, а также производить выемку и осуществлять иные действия  в согласии с законом. Всеми этими правами сотрудников налоговой службы наделены , чтобы  обеспечит  им  условия  для качественного контроля . Это  очень важно  для  обеспечения  государственной казны  необходимыми денежными ресурсами,  а  значит  получив  необходимые  средства , страна сможет о  улучшить свою экономическую  ситуацию  , а это конечно же улучшает  благосостояние  населения .  Поэтому сотрудникам налоговой службы стоит качественно выполнять свои  задачи  в сфере контроля и побуждать  налогоплательщиков  к честному исполнению  своих   обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. О. В. Качур «Налоговые проверки» Учебное пособие. М 2009 г

2. Н.В. Миляков Налоги и налоговое право. Учебное пособие. М,2011

3. Черник Д.Г., Починок  А.П., Морозов В.П. Основы налоговой  системы. Учебное пособие для ВУЗов п/р Черника Д.Г. М,2011

4. С.Д. Шаталов «Налоги в рыночной экономике «

5. Налоговый кодекс  РФ.  По состоянию на 2012 г

6. «Налоги и налогообложение»  А. П . Зрелов.

7.  «Налоги и налогообложение  : теория и практика» , В.Г. Пансков  ,2011.

8. Морозов В.П. «Налоговые проверки» , 2011г.

9. А. Б. Борисов « Комментарии к налоговому кодексу» , 2012г.

10. В .Г. Пансков   «Налоговые  проверки» 2011г 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Налоговые проверки