Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:21, курсовая работа
Налоговый контроль - это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя:
- наблюдение за подконтрольными объектами; прогнозирование,
- планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;
- принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;
- выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.
Введение
1 понятие и сущность налогового контроля
Понятие, виды и цели налогового контроля
принципы налогового контроля
теоритические основы осуществление налогового контроля
формы налогового контроля
методы налогового контроля
эффективность налоговых органов в российской практике
налоговый контроль в Амурской области
Заключение
литература
Курсовая работа на тему:
Налоговый контроль и его эффективность в российской практике.
Введение
1 понятие и сущность налогового контроля
Заключение
литература
Налоговый контроль - это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя:
- наблюдение за подконтрольными объектами; прогнозирование,
- планирование, учет и анализ
тенденций в налоговой сфере;
- принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;
- выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.
Налоговый контроль является
одним из важнейших направлений
государственного финансового контроля.
Приоритетность налогового контроля как
направления контрольной
Налоговый контроль относится к типу финансово-хозяйственного контроля. Данное направление контрольной деятельности соотносится с государственным финансовым контролем как частное с общим. От других направлений государственного финансового контроля налоговый контроль отличается по своему объекту (предмету), содержанию, формам и методам, составу контролирующих органов и контролируемых лиц. Кроме того, данное направление имеет свои специфические цели и задачи.
Объект налогового контроля можно определить как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности. Что же касается отношений по введению налогов и сборов, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, то они являются объектом судебного контроля или прокурорского надзора.
Предметом налогового контроля,
в первую очередь следует определить
своевременность и полноту
Состав субъектов налогового контроля определяется ст. 82 НК РФ, в соответствии с которой, к ним, прежде всего, относятся налоговые органы. Контрольными полномочиями налоговых органов наделены также таможенные органы и органы государственных внебюджетных органов. Отдельными полномочиями по осуществлению проверок налогоплательщиков наделены и другие государственные органы - Счетная палата, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и некоторые другие.
Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и банки.
Выделяются следующие виды налогового контроля:
1) государственный контроль,
проводимый уполномоченными на
то государственными органами (налоговыми,
таможенными, органами
2) негосударственный контроль:
а) внутренний аудит
- первичный контроль, осуществляемый
на уровне работников
б) внешний аудит — налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение — лицензию Министерства финансов России.
По времени проведения налогового контроля различают:
предварительный контроль — проверка до начала отчетного периода по конкретному виду налога либо, например, для принятия решения об изменении сроков уплаты налога;
2) текущий (оперативный)
контроль - проверка в пределах
отчетного периода по
3) последующий (периодический)
контроль — проверка по итогам
определенного отчетного
В зависимости от вида используемых источников контроля выделяют:
1) документальный контроль
— проверка соответствия
2) фактический контроль
— проверка, при которой состояние
проверяемого объекта
Формами проведения налогового контроля должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции в соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ являются:
* налоговые проверки;
* получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
* проверка данных учета и отчетности;
* осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;
* другие формы, предусмотренные НК РФ.
Основная форма проведения налогового контроля из перечисленных выше — налоговая проверка, которая подразделяется на камеральную и выездную. Проверки могут носить плановый или внеплановый характер, предусматривать встречный контроль или проводиться без такового.
Одним из способов обеспечения налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом налогообложения, по территориальному принципу. Порядок и условия постановки на учет в налоговых органах определены ст. 83-86 НК РФ.
Целью налогового
контроля является:
Целью налогового контроля является
предупреждение и выявление налоговых
правонарушений (в том числе налоговых
преступлений), а также привлечение к ответственности
лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Это явление известно с древности как
реакция на чрезмерный налоговый гнет.
Несвоевременная уплата налогов в бюджет
не только сопряжена со штрафными санкциями.
Она превращает погашение долговых обязательств
в неуправляемую ситуацию: растет сама
сумма налогового обязательства, растут
и суммы пеней и штрафов. Налоговое законодательство
в соответствии с Гражданским кодексом
РФ установило определенные сроки исковой
давности.
Одной из главных целей налоговой политики
является повышение эффективности налогообложения.
Итак, налоговый контроль должен стремиться
к созданию совершенной системы налогообложения
и достижению такого уровня исполнительности
(налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков,
налоговых агентов и иных лиц, при которых
исключается нарушение налогового законодательства
или их число незначительно. Наряду с основной
целью налогового контроля выделяются
также цели отдельных его направлений.
Так, целью контроля за расходами физических
лиц является установление соответствия
осуществляемых ими крупных расходов
получаемым доходам, а контроля за соблюдением
правил использования контрольно-кассовых
машин – обеспечение полноты учета выручки
денежных средств в организациях.
Вхождение России в систему «Интернет»
и создание национальной электронной
системы сбора и обработки данных облегчают
проведение налогового контроля, поскольку
существенно расширяется информационное
поле о состоянии контроля на мировом
уровне, становится доступными прогрессивные
методы контроля и координация действий
контроллеров разных стран.
Серьезную проблему для налогового контроля
составляют межнациональные корпорации.
Если между странами заключен международный
договор об избежание двойного налогообложения,
то эти проблемы менее остры.
Выделяют следующие принципы налогового контроля:
1. Презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;
2. Законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих;
3. Открытости и доступности
нормативных правовых актов, в
том числе технических
4. Равенства прав и
законных интересов всех
5. Открытости информации
о включении проверяемых
6. Ответственности контролирующих
(надзорных) органов, их
7. Принцип территориальности
налогового контроля. Принцип территориальности
выражается в том, что в
8. Принцип соблюдения
налоговой тайны. Налоговую
Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.
Форма
налогового контроля – это способ
конкретного выражения и
В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных НК РФ.
Формы налогового контроля складываются из установленных в п.1 ст.31 НК РФ прав налоговых органов:
– требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
– производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
– вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
– осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
– контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
– привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
– вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
Информация о работе Налоговый контроль и его эффективность в российской практике