Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:09, реферат
Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.
1. Понятие и значение налогового контроля
2. Формы и виды налогового контроля
3. Налоговые проверки
4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Список литературы
В случае возникшей у налогового
органа необходимости получения
информации о деятельности третьих
лиц, связанной с проверяемым
налогоплательщиком, допускается истребование
у этих лиц документов, имеющих
значение для выявления фактической
финансово-хозяйственной
По общему правилу запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одному и тому же объекту - налогу, подлежащему уплате или уплаченному налогоплательщиком за ранее проверенный отчетный период. Исключение из этого правила составляют два случая:
1) проведение налоговой проверки
в связи с реорганизацией или
ликвидацией организации-
2) проведение налоговой проверки
вышестоящим налоговым органом
в порядке контроля за
Гарантией соблюдения прав налогоплательщиков
при проведении налоговых проверок
служит установленный ст. 103 НК РФ принцип
недопустимости причинения неправомерного
вреда. Названный принцип
Причиненные неправомерными действиями
убытки подлежат возмещению в полном
объеме, включая упущенную выгоду
неполученный доход), при этом не имеет
значения форма вины, содержащейся
в действиях сотрудников
Налоговые проверки подразделяются на два вида: камеральные и выездные.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа должностными лицами этого органа. Данный вид проверок осуществляется по отношению ко всем видам налогоплательщиков и без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, поскольку факт сдачи фискально-обязанным лицом финансовой отчетной документации автоматически выступает юридическим фактом для проверки ее достоверности. Проведение камеральной налоговой проверки по факту сдачи финансовой документации обусловливает и периодичность данного вида контроля - по мере предоставления отчетности.
Камеральная налоговая проверка должна
быть проведена в течение не более
трех месяцев со дня сдачи налогоплательщиком
в налоговый орган документов,
являющихся объектами налогового контроля.
Продление срока проведения камеральной
проверки не допускается. Если налоговый
орган не успел осуществить
Объектом камеральной
При проведении камеральной проверки
налоговый орган вправе не ограничиваться
документами, предоставленными фискально-обязанным
лицом, и затребовать дополнительные
сведения, получить объяснения и документы,
свидетельствующие о
Основным способом камеральной формы проверки является выборочный метод, предполагающий выверку точно очерченного круга финансовых документов.
Результатом камеральной налоговой проверки служит вывод контролирующего должностного лица налогового органа о достоверности, сомнительности либо недостоверности сведений, содержащихся в отчетных финансовых документах. Если налоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между представленными сведениями, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести в установленный срок необходимые изменения или дополнения. При выявлении проверяющим лицом налоговой недоимки налогоплательщику также предъявляется требование об уплате недостающей суммы налогов (сборов).
Выездная налоговая проверка проводится по одному или нескольким налогам на основании решения налогового органа. Основным отличием выездной налоговой проверки от камеральной, служит место ее проведения, которым является место нахождения налогоплательщика либо место занятия им предпринимательской деятельностью.
Объектом выездной налоговой проверки
выступают финансово-
Выездная налоговая проверка проводится
с использованием сплошного метода,
посредством которого не только проверяются
все документы
Инициатором проведения выездной налоговой
проверки может быть исключительно
руководитель (его заместитель) налогового
органа, который и выносит
По общему правилу налоговая
проверка по месту нахождения налогоплательщика
не может продолжаться более двух
месяцев. В исключительных случаях
допускается продление
В ходе проведения выездной налоговой
проверки сотрудники налоговых органов
имеют обширные процессуальные права,
в частности: изымать документы,
свидетельствующие о факте
По окончании выездной налоговой
проверки контрольным органом
Не позднее двух месяцев после составления данной справки должностное лицо налогового органа обязано оформить результаты выездной налоговой проверки в виде акта. В акте налоговой проверки фиксируются выявленные и документально подтвержденные факты налоговых правонарушений либо отсутствие фактов нарушения налогового законодательства. В случае выявления в ходе проведенной проверки налоговых правонарушений в акте налоговой проверки обязательно отражаются выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных деликтов, а также указываются статьи НК РФ, на основании которых квалифицируются деяния налогоплательщика.
Акт налоговой проверки подписывается
должностным лицом налогового органа,
проводившим проверку, а также
руководителем проверяемой
Руководитель (его заместитель) налогового
органа обязан в течение двух недель
рассмотреть акт выездной налоговой
проверки и принять мотивированное
решение о наличии или
4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Налоговым кодексом РФ существенно изменены действовавшие до его принятия чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения. Эти нормы применялись при отсутствии ясного и четкого налогового законодательства, предупредительных процедур, а также при нечеткости и расплывчатости формулирования составов налоговых нарушений. В этих условиях зачастую не закон, а налоговые инспекторы и их руководители определяли сам факт нарушения налогоплательщиком налогового законодательства и соответственно размер штрафных санкций за это нарушение.
Процедура определения нарушения законодательства о налогах была чрезмерно проста для налоговых органов, они сами могли трактовать налоговое законодательство при том, что отсутствовала точная процедура доведения до каждого налогоплательщика многочисленных и нередко противоречивых циркуляров, которые издавали уполномоченные органы исполнительной власти.
Вследствие этого, а также непомерно раздутых размеров штрафных санкций не только за уклонение от уплаты налогов, но и за неточность или небрежность при составлении налоговых отчетов, а то и просто за ошибку в расчете налогов, предприятия-налогоплательщики сурово наказывались.
Все это привело к тому, что
к моменту принятия Налогового кодекса
задолженность предприятий-
В результате в Кодексе установлено
около 30 видов составов налоговых
правонарушений, в то время как
до принятия Кодекса их было фактически
только два. При этом меры ответственности
в одних случаях
Принципиально новым в Налоговом
кодексе является и то, что впервые
в российской налоговой практике
дано достаточно четкое определение
понятия налогового правонарушения.
Согласно Кодексу налоговым
Основополагающими принципами привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, определенными в основном налоговом законе страны, являются следующие:
- ни один налогоплательщик, будь то юридическое лицо, предприниматель или налогоплательщик - физическое лицо, не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ;
- к налогоплательщику не могут
быть повторно применены меры
налоговой ответственности за
совершение одного и того же
нарушения налогового
- ответственность за действия,
предусмотренные Налоговым
- привлечение налогоплательщика
- юридического лица к
- в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства он не освобождается от обязанности уплаты причитающихся сумм налогов;
- налогоплательщик не может считаться виновным в нарушении налогового законодательства, если эта виновность не доказана и не установлена решением суда, вступившим в законную силу;
- на налогоплательщика не может быть возложена обязанность доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возложена на налоговые органы;
- все сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения согласно Налоговому кодексу РФ всегда должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Принципиально новым моментом при определении меры ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства является установление Налоговым кодексом двух форм вины налогоплательщика, совершившего противоправное действие или бездействие: умышленное правонарушение и совершенное по неосторожности.
Умышленным считается такое правонарушение, когда совершившее его лицо, осознавая противоправный характер своих действий или бездействия, желало или сознательно допускало наступление их вредных последствий.