Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. На наш взгляд, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением.
Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

4) общее налоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ), Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ) и др.);

5) подзаконные нормативные правовые акты о налогообложении:

а) акты органов общей компетенции (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные правовые акты);

6) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено НК РФ;

б) акты по вопросам налогообложения судебных органов:

а) акты органов конституционной юстиции (постановления и определения КС РФ и конституционных судов субъектов РФ);

б) акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов (решения Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, решения по делам о налоговых спорах, обзоры судебной практики).

4. Налоговый  контроль

 
План: 

  1.  
    Сущность налогового контроля
  2.  
    Субъекты налогового контроля
  3.  
    Объекты налогового контроля
  4.  
    Виды и формы налогового контроля
  5.  
    Налоговая проверка как основная форма налогового контроля

 
 
Сущность  налогового контроля (НалКон) 
Глава 14 НК РФ – «Налоговый контроль» 
^ Налоговый контроль – установленная законодателем совокупность приемов и способов руководство компетентных органов обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет (Брызгалин) 
^ Налоговый контроль - особый организационно-правовой механизм, представляющий собой систему взаимосвязанных элементов, посредством которых обеспечивается надлежащее поведение обязанных лиц по уплате налогов и сборов, а также исследования и установление оснований для принудительных налоговых изъятий и применение мер ответственности за совершение налоговых правонарушений. 
^ НалКон (в узком смысле) – проведение налоговых проверок уполномоченными органами. Охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов: осуществление налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности, контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов. 
^ Легальное определение (ст. 82 НК РФ)  
Налоговый контроль – деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах, в порядке, установленном в налоговом кодексе. 
Задачи налогового контроля 
 

  1.  
    Обеспечение правильного и своевременного исчисления и полного внесения в бюджет и государственные внебюджетные фонды, установленных законодательством налогов и сборов.
  2.  
    Предупреждение нарушений налогового законодательства и наказание его нарушителей.
  3.  
    Возмещение ущерба, причиненного государству, в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов и сборов.

 
 
Основные  направления налогового контроля 
 

  1.  
    Налоговый контроль за соблюдением порядка и сроков уплаты налогов и сборов;
  2.  
    Налоговый учет организаций и физических лиц;
  3.  
    Налоговый контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета, своевременности предоставления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений.
  4.  
    Налоговый контроль за своевременным перечислением налоговых платежей и исполнением инкассовых поручений налоговых плательщиков, и инкассовых поручений налоговых органов в банках и иных кредитных организациях.
  5.  
    Налоговый контроль за исполнением решений налоговых и иных уполномоченных органов
  6.  
    Предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах и выявление обстоятельств, способствующих их нарушениям.

 
 
Субъекты  налогового контроля 
 

  1.  
    Контролирующие субъекты - государственные органы, которые осуществляют налоговый контроль в пределах своей компетенции.
  2.  
    Контролируемые субъекты – субъекты, которые защищают в ходе налоговых контрольных правоотношений свои, частные интересы:
    1.  
      налогоплательщики, 
    2.  
      плательщики сборов, 
    3.  
      налоговые агенты (ст. 24 НК РФ); 
    4.  
      органы, которые осуществляют государственную регистрацию физических и юридических лиц, 
    5.  
      органы, регистрацию прав на недвижимое имущество, осуществляющие лицензирование органы, нотариальные органы, банки).

 
 
Полномочия органов: 

  1.  
    Статьи 85 и 86 НК РФ
  2.  
    Положения о федеральной налоговой службе
  3.  
    Таможенные органы (ст. 34 НК РФ)
  4.  
    Финансовые органы (ст. 34.2 НК РФ)
  5.  
    Положения об органах внутренних дел

 
 
Объекты налогового контроля 
Объектом налогового контроля является финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, то есть совокупность совершаемых им финансово-хозяйственных операций и их результаты. 
В качестве объектов могут выступать реализация товаров и услуг, расчетно-платежная дисциплина, использование имущества, определение прибыли и финансовых результатов, формирование фонда оплаты труда и стимулирование труда и т.д. 
^ Объектами налогового контроля являются объекты, подлежащие налогообложению и используемые для извлечения дохода (прибыли). 
Виды и формы налогового контроля 
Виды: 

  1.  
    Налоговые проверки
  2.  
    Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  3.  
    Проверка данных учета и отчетности;
  4.  
    Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.

 
 
Перечень открытый (могут быть иные виды НалКон) 
Разновидности: 
I. В зависимости от стадии проведения налогового контроля: 
 

  1.  
    Предварительный налоговый контроль (профилактика и предупреждение нарушений налогового законодательства);
  2.  
    Текущий налоговый контроль. Носит оперативный характер. Проводится в отчетном налоговом периоде. Проводится камеральных проверок.
  3.  
    Последующий налоговый контроль – проверка реальных решений, предписаний контролирующих органов, сокрытие недостатков предварительного и текущего контроля.

 
 
II. В зависимости  от объема контролируемой деятельности: 
 

  1.  
    Комплексный налоговый контроль
  2.  
    Тематический (специальный) налоговый контроль – осуществление контроля подконтрольного объекта определенного перечня налогов.

 
 
III. В зависимости  от используемых методов и  приемов проверки документов: 
 

  1.  
    Сплошной налоговый контроль
  2.  
    Выборочный налоговый контроль

 
 
IV. В зависимости  от источника данных и места проведения мероприятий налогового контроля: 
 

  1.  
    Камеральный налоговый контроль. Основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах. Осуществляется по месту нахождения налогового органа.
  2.  
    Выездной налоговый контроль. Применение разнообразных методов (осмотр территории, проверка документов и др.). Осуществляется по местонахождению налогоплательщика.

 
 
V. В зависимости  от графика проведения контроля
 

  1.  
    Плановый 
  2.  
    Внеплановый

 
 
Налоговые проверки 
Ст. 87 посвящена налоговым проверкам. Проверки бывают двух видов – камеральные и выездные. Выделены субъекты контроля. 
Цель налоговой проверки – контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. 
^ Налоговая проверка - процессуальные действия налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов. 
^ Объект проверки - финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика (совокупность совершаемых налогоплательщиком финансовых операций). 
Камеральная налоговая проверка (ст.88 НК РФ) 
Проводится налоговыми органами по месту своего нахождения на основе налоговых деклараций, а также иной информации накопленной налоговыми органами или получаемой от органов и иных лиц. 
Она не требует какого-либо специального порядка назначения. Проводится в силу должностных обязанностей сотрудником налоговых органов: 
Цели: 
 

  1.  
    Контроль над соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства;
  2.  
    Выявление и предотвращение налоговых правонарушений;
  3.  
    Взыскание сумм, неуплаченных или неполностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;
  4.  
    Привлечение виновных к административной и уголовной ответственности за совершение правонарушений.
  5.  
    Подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

 
 
 
Этапы: 
 

  1.  
    Формальная проверка (проверка всех установленным законодательством отчетов и документов);
  2.  
    Проверка правильности арифметического подсчета (сотрудники налоговых органов проверяют арифметический подсчет итоговых сумм налогов и сборов, предоставленных при налоговой проверке). При требовании ко внесению изменений, налогоплательщик должен внести изменения;
  3.  
    Проверка правильности исчисления налоговой базы (проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности, ее оценку с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данных о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика).

 
 
^ Выездная налоговая проверка (ст.89 НК РФ) 
Выездная проверка заключается в проведении комплекса контрольных и аналитических мероприятий, и включает в себя как проверку любых документов (их истребование, изъятие и т.д.), так и инвентаризацию имущества, а также осмотр помещений и территорий, а также ряд других мероприятий. 
Задачи: 
 

  1.  
    Всестороннее исследование обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица;
  2.  
    Выявление искажений и несоответствий в содержании исследуемых документов, фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учета;
  3.  
    До начисления сумм налогов и сборов, неуплаченных или полностью уплаченных в результате занижения налогоплательщиком налоговой базы либо неправильного исчисления налогов.
  4.  
    Формирование предложений об устранении выявленных нарушений и привлечение налогоплательщиков к ответственности за выявленные правонарушения.

 
 
Выездная проверка не может продолжаться более 2ух месяцев. Однако, срок может  быть продлен до 4ех месяцев, а в  исключительных случаях – до 6и  месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ) 
Выездная проверка требует специального назначения. 
 
Этапы: 
 

  1.  
    Подготовительный этап выездной проверки. Планирование и подготовка выездной проверки. Метод специального и случайного отбора налогоплательщиков. Случайный отбор – выбор объекта для проведения выездной проверки методом статистической выборки. Цель случайного отбора – максимально возможный охват предприятий для проверки. Метод специального отбора – целенаправленный отбор налогоплательщиков (тех, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений является наиболее высокой).
  2.  
    Проведение проверки на территории налогоплательщика;
  3.  
    Оформление акта выездной налоговой проверки и вручение его налогоплательщику.
  4.  
    Рассмотрение материалов проверки и принятие решение по ним.

Информация о работе Налоговый контроль