Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Конституцией Российской Федерации закреплена обязанность уплаты установленных налогов и сборов. Налоги и сборы являются признаком любого государства и, вместе с тем, необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять его функции, в том числе социально-значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, то есть каждый обязан платить установленные виды налогов и сборов. Данная обязанность адресована как гражданам, так и юридическим лицам. Для обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов созданы специализированные государственные органы, уполномоченные по контролю и надзору в сфере налоговых правоотношений.
Актуальность данной темы заключается в следующем: во-первых, значение обязательств налогоплательщиков обязательно, особенно в данное время, когда в Российской Федерации значительная часть денежных средств идет не в федеральный бюджет Российской Федерации и иные бюджеты, а в бюджеты иностранных государств. Все это отражается непосредственно на самом населении нашего государства в виде невыплат заработных плат, пенсий, пособий и т.д. Во-вторых, большое значение играет роль государственных органов по налоговому контролю, в обязанности которых входит собирание денежных средств с налогоплательщиков и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей. Правильное и точное соблюдение нормативно - правовых актов гарантирует в нашей стране построение нормальной и правовой системы уплаты налоговых и иных обязательных платежей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Понятие и сущность налогового контроля…………………………………..4

1.1 Место налогового контроля в системе государственного контроля……..4

1.2 Понятие и виды налогового контроля……………………………………….9

1.3 Организация учета налогоплательщиков…………………………………..11

2. Налоговые проверки и их виды………………………………………………16

2.1 Камеральная проверка и порядок ее проведения………………………….16

2.2 Выездная налоговая проверка………………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

курсовая налоговый контроль.docx

— 63.68 Кб (Скачать файл)

     Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Понятие и сущность налогового контроля…………………………………..4

1.1 Место налогового  контроля  в системе  государственного  контроля……..4

1.2 Понятие и виды  налогового контроля……………………………………….9

1.3 Организация учета  налогоплательщиков…………………………………..11

2. Налоговые проверки и их виды………………………………………………16

2.1 Камеральная проверка  и порядок ее  проведения………………………….16

2.2 Выездная налоговая  проверка………………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32 

 

      Введение

     Конституцией  Российской Федерации закреплена обязанность  уплаты установленных налогов и  сборов. Налоги и сборы являются признаком любого государства и, вместе с тем, необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять  его функции, в том числе социально-значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, то есть каждый обязан платить  установленные виды налогов и  сборов. Данная обязанность адресована как гражданам, так и юридическим  лицам. Для обеспечения обязанности  по уплате налогов и сборов созданы  специализированные государственные  органы, уполномоченные по контролю и  надзору в сфере налоговых  правоотношений.

     Актуальность  данной темы заключается в следующем: во-первых, значение обязательств налогоплательщиков обязательно, особенно в данное время, когда в Российской Федерации значительная часть денежных средств идет не в федеральный бюджет Российской Федерации и иные бюджеты, а в бюджеты иностранных государств. Все это отражается непосредственно на самом населении нашего государства в виде невыплат заработных плат, пенсий, пособий и т.д. Во-вторых, большое значение играет роль государственных органов по налоговому контролю, в обязанности которых входит собирание денежных средств с налогоплательщиков и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей. Правильное и точное соблюдение нормативно - правовых актов гарантирует в нашей стране построение нормальной и правовой системы уплаты налоговых и иных обязательных платежей.

     Цель курсовой работы рассмотреть  понятие налогового контроля и определить его виды.

     Задачи, поставленные в курсовой работе:

      - рассмотреть понятие и сущность налогового контроля;

     - рассмотреть налоговые проверки и их виды.

Информационной  базой для написания курсовой работы послужили, такие авторы как  Ашмарина Е.М. Шохин. М. Горбунова О.Н. Артемов Н.М. Ашмарина Е.М. Арефкина Е.И.  адашев, А. З. И. Р. Пайзулаев.  
 
 
 
 
 

1. Понятие и сущность налогового контроля

1.1 Место налогового  контроля  в системе  государственного  контроля

     Место налогового контроля в общей системе  финансового контроля можно определить следующим образом: налоговый контроль - это государственный контроль, осуществляемый специальными контрольными органами.

     Его существование обусловлено наличием объективной категории налогов  и налоговых отношений, которые  являются частью финансовых отношений1.

     Особое  внимание к налоговому контролю со стороны государства обусловлено  тем, что налоги выступают основным источником бюджетных доходов. Фискальным задачам государства сформировать централизованные денежные фонды противостоит здесь естественное стремление налогоплательщика  максимально уменьшить размер своих  налоговых платежей. То есть интересы государства и налогоплательщиков в рамках налоговых отношений  противоположны. Поэтому контрольной  деятельности в сфере налогообложения  государство придает важнейшее значение. До введения в действие части первой НК РФ его нормативный механизм практически отсутствовал. Отдельные вопросы проведения налоговых проверок и оформления их результатов регулировались инструкциями и информационными письмами Госналогслужбы РФ. Все это приводило к многочисленным спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

     Впервые, с выходом Федерального Закона от 27.07.2006г. № 137-ФЗ, в ст.82 НК РФ приведено  понятие «налоговый контроль», а  сама статья переименована, теперь она  называется «Общие положения о налоговом  контроле»2. В современной научной литературе существует множество трактовок налогового контроля. Так, для сравнения следует привести ряд наиболее часто встречающихся определений, даваемых этому виду контрольной деятельности российскими учеными.

     В сфере правового регулирования  контроль используется, прежде всего, как механизм, посредством которого проверяется соответствие поведения  и деятельности контролируемых субъектов (государственных органов, организаций  и физических лиц) предписаниям правовых норм. Так, например, ст. 2 федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” устанавливает, что государственный контроль (надзор) -- это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. “Контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

     Однако  следует отметить, что понимание  контроля содержит указание на отличие  его от надзора, которое заключается  в том, что контролирующий вправе проверять не только законность, но и целесообразность деятельности контролируемого. Очевидно, что надзор в системе налогового контроля осуществляется налоговыми органами путем систематического сбора, обобщения, анализа и обработки информации о деятельности организаций и физических лиц в качестве налогоплательщиков. Это своего рода налоговый мониторинг, непрерывное отслеживание состояния дел в сфере налогообложения. Организационно-правовыми формами налогового надзора являются государственные реестры, ведение которых возложено на органы ФНС России.

     Структура ФНС РФ:

     Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным  округам (Центральный, Приволжский, Южный, Северо-Кавказский, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Западный и Уральский);

    • Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной
    • обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД));
    • Межрегиональные инспекции по крупнейшим
    • налогоплательщикам (МИ ФНС России по КН):
    • МИ ФНС России по КН № 1 (администрирует нефтедобывающие предприятия)
    • МИ ФНС России по КН № 2 (администрирует газодобывающие предприятия)
    • МИ ФНС России по КН № 3 (администрирует плательщиков акцизов)
    • МИ ФНС России по КН № 4 (администрирует энергетические предприятия)
    • МИ ФНС России по КН № 5 (администрирует металлургические предприятия)
    • МИ ФНС России по КН № 6 (администрирует транспортные предприятия)
    • МИ ФНС России по КН № 7 (администрирует телекоммуникационные предприятия)
    • МИ ФНС России по КН № 8 (администрирует машиностроительные предприятия)
    • МИ ФНС России по КН № 9 (администрирует банки)
    • МИ ФНС России по КН № 10 (администрирует предприятия ВПК)

      В настоящее время МИ ФНС России по КН № 8 и № 10 объединены в одну МИ ФНС России по КН № 8 (Машиностроение и ВПК)

    • Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (82 управления)
    • Территориальные инспекции ФНС.

     В процессе налогового контроля проверяется  исключительно законность, но не целесообразность деятельности налогоплательщика. Иногда в литературе в качестве цели налогового контроля называют обеспечение целесообразности (эффективности) осуществляемой налогоплательщиком деятельности.

     Целью налогового контроля является обеспечение  режима законности в сфере налогообложения. Государство должно регулярно проверять, насколько правомерно действуют  участники налоговых правоотношений, и при необходимости обеспечивать соблюдение налогового законодательства путем применения государственно-правовых мер убеждения и принуждения. Важной задачей налогового контроля является не только пресечение правонарушений, но и принятие мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению. В конечном счете, речь идет об укреплении налоговой дисциплины налогоплательщиков и совершенствовании  налогово-правовой культуры общества в целом3.

     Однако  субъектам налогового контроля запрещено  вмешиваться в оперативно-хозяйственную  деятельность налогоплательщиков. Субъектами налогового контроля являются должностные лица налоговых органов. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации, полученной в нарушение положений Конституции РФ, действующего законодательства, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц - адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. Причинение неправомерного вреда при проведении налогового контроля недопустимо. Согласно ст. 103 НК РФ убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду.

     Очевидно, что для охраны своих имущественных  интересов в налоговой сфере  государство должно, во-первых, создать  специальный государственный орган  или органы и наделить их соответствующими властными полномочиями по отношению  к лицам, обязанным уплачивать налоги и сборы. Во-вторых, законодательным  путем установить порядок, формы  и методы осуществления деятельности созданных уполномоченных органов, а также виды воздействия данных органов на поведение обязанных  лиц, обеспечивающие в совокупности не только надлежащее поведение налогоплательщиков, но и поступление налоговых платежей в соответствующий бюджет. При  этом государство путем законодательного регулирования системы взаимоотношений  уполномоченных органов и налогоплательщика (иных обязанных лиц) должно обеспечить определенный баланс публичного и частного интереса, учитывая конституционные  ограничения на вмешательство в  экономическую деятельность субъекта налоговых правоотношений в условиях рыночной экономики.

     Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных  правовым образом. Наиболее значимыми элементами налогового контроля являются его формы, виды и методы. Формы, методы и виды налогового контроля тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой важнейшие характеристики контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми органами4.

     Необходимость налогового контроля также определяется наличием весьма частого уклонения  плательщиков от налогообложения. Это  явление развивалось параллельно  с самим налогообложением и приобрело  форму устойчивой закономерности. Существует достаточно большое количество способов ухода от налогов. В итоге государство  недополучает порой весьма значительные суммы налоговых платежей.

     В последнее время достаточно высоким  является процент выявления тех  или иных нарушений по результатам  контрольных мероприятий. Наиболее действенной мерой по предупреждению роста недоимки является направление  требований в адрес налогоплательщиков. Также применяются такие меры по предупреждению роста недоимки как  направление инкассовых поручений  на счета налогоплательщиков; направление  банкам решений о приостановлении  операций по счетам недоимщиков; направление  в службу судебных приставов постановлений  о взыскании налогов за счет имущества  должников; арест имущества службой  судебных приставов.

     С социологической точки зрения “в налогах… выражается публично-правовая и экономическая связь свободных  субъектов, образующих единых социальный организм.

     В настоящее время налоговые доходы бюджетов всех уровней составляют более 90% общего объема доходов, в результате чего налогообложение становится важнейшим  элементом распределительно-денежных отношений, организуемых государством и муниципальными образованиями  в целях финансового обеспечения  собственной деятельности.

1.2 Понятие и виды  налогового контроля

     Действующая в Российской Федерации системы финансового контроля, включает в себя бюджетно-финансовый, налоговый, таможенный, валютный, ведомственный и внутрихозяйственный контроль.

     Бюджетно-финансовый контроль призван обеспечить мобилизацию доходов и проверку законности и целесообразности фактически осуществленных расходов.

Информация о работе Налоговый контроль