Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 22:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное изучение и отражение состояния регулирования правового статуса налогоплательщика - физического лица и на этой основе разработка рекомендаций по совершенствованию налогового законодательства.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи:
- определить сущность, понятие и виды правового статуса налогоплательщика;
- раскрыть признаки физического лица как носителя правового статуса налогоплательщика;
- выявить основные признаки и особенности обязанностей и прав налогоплательщика - физического лица, провести их классификацию;
- исследовать обязанности и права налогоплательщика - физического лица в сфере исполнения обязанности по уплате налога;
- исследовать права и обязанности иностранных физических лиц как налогоплательщиков.
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую роль в формировании доходов бюджетной системы современной России выполняют налоговые платежи. Подавляющее число лиц, обязанных уплачивать налоги, составляют налогоплательщики - физические лица. И хотя основная налоговая нагрузка лежит на налогоплательщиках - организациях, доля налогов, уплачиваемых физическими лицами, имеет существенное значение для бюджета.
Установленная Конституцией РФ обязанность по уплате налогов (ст. 57 Конституции РФ) в известной степени ограничивает основные, конституционные права человека, прежде всего, право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ) и право на неприкосновенность частной жизни (п. 1 ст. 23 Конституции РФ). Излишнее либо недостаточное вмешательство властных субъектов в имущественную и частную сферы личности с целью взимания налогов влечет за собой нарушение прав, как налогоплательщика, так и государства, а в целом порождает дисбаланс публичных и частных интересов в налоговой сфере.
Сказанное позволяет утверждать, что налогообложение физических лиц представляет собой комплексную социально-экономическую и правовую проблему. Снижению бюджетных потерь, оздоровлению социально-экономического климата в стране могла бы способствовать разработка государством рада последовательных мер, направленных на согласование публичных и частных интересов в налоговой сфере. Для этого, в первую очередь, требуется научное осмысление правового статуса налогоплательщика - физического лица, полная и объективная оценка регулирования его обязанностей, прав и ответственности, а также возможностей налогоплательщика в области защиты своих прав и законных интересов от злоупотреблений со стороны уполномоченных органов и их должностных лиц.
Изложенные обстоятельства определили актуальность темы исследования и круг рассматриваемых вопросов.
Целью данной курсовой работы является комплексное изучение и отражение состояния регулирования правового статуса налогоплательщика - физического лица и на этой основе разработка рекомендаций по совершенствованию налогового законодательства.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи:
- определить сущность, понятие
и виды правового статуса
- раскрыть признаки физического лица как носителя правового статуса налогоплательщика;
- выявить основные признаки и особенности обязанностей и прав налогоплательщика - физического лица, провести их классификацию;
- исследовать обязанности и
права налогоплательщика - физического
лица в сфере исполнения
- исследовать права и
Глава 1. ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО КАК НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК
Физическими лицами в соответствии со ст.11 НК выступают граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Таким образом, для того, чтобы выступать налогоплательщиками, совершенно не важен факт наличия или отсутствия гражданства. С самим фактом гражданства законодатель не связывает статус налогоплательщика. Статус связывается именно с физическим лицом. Поскольку специального подтверждения статус физического лица не требует, то никакого документа, подтверждающего статус физического лица налогоплательщика, не требуется. Наоборот, действует обратный принцип: налогоплательщик - физическое лицо должен доказать, что он не налогоплательщик, представив соответствующие документы. В противном случае действует презумпция того, что он признается налогоплательщиком.
Точно так же законодателю не важен факт возраста налогоплательщика и его дееспособности. Поэтому налоговая правосубъектность возникает у физического лица с момента его рождения. Поэтому, рождаясь, физическое лицо рождается как налогоплательщик, и через какое-то время ему будет присваиваться ИНН.
Наличие или отсутствие дееспособности точно так же не играет роли. Физическое лицо может быть и сумасшедшим, но это не освобождает его от обязанности платить налоги. Естественно, и малолетние, младенцы ,несовершеннолетние в целом, если говорить, и недееспособные граждане в налоговых отношениях должны быть представлены надлежащим образом, то есть, будучи налогоплательщиками, исполнять обязанности они должны особым образом. На сегодняшний день эта особенность реализована через институт законных представителей для физических лиц, каковыми выступают либо родители, либо усыновители, либо опекуны в соответствии с гражданским законодательством.
И есть очень хороший вопрос и хороший ответ. На самом деле, обязан ли родитель уплачивать налоги за своих детей? На сегодняшний день НК позволяет доказать, что не обязан, хотя, наверное, законодатель не хотел этой конструкции. Но, тем не менее, те нормы, которые посвящены представительству, посвящены ответственности и порядку исполнения налоговой обязанности, указывают на то, что законный представитель - это законный представитель, но обязанность по уплате налогов предусмотрена все-таки за самим недееспособным или за самим несовершеннолетним гражданином. И если родитель не исполняет эту обязанность, то в отношении ответственности на сегодняшний день можно утверждать, что ответственность не предусмотрена.
В таком налогоплательщике, как физическое лицо, важна еще такая категория, как индивидуальный предприниматель. Индивидуальные предприниматели выделяются законодателем, как особая категория плательщиков, и опять в ст.11 НК под индивидуальными предпринимателями понимаются те лица, которые таковыми являются и по ГК. Но для целей налогообложения, то есть исключительно в рамках налоговых отношений к индивидуальным предпринимателям приравниваются также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы. Это лица, которые должны иметь лицензию на осуществление этих видов деятельности, деятельность которых предпринимательской не признается по действующему законодательству. Поэтому в данном случае НК толкует расширительно понятие индивидуального предпринимателя, но это опять, же исключительно в рамках налоговых отношений. И проявляется это в том, что они уплачивают налог в особом порядке, не как остальные физические лица, а в особом порядке - на основании поданной декларации, постановки на учет, авансовым образом и т.д.
Кроме этих трех категорий лиц, которые являются приравненными, в ч.2 НК всплывает еще одна категория - адвокаты (именно в социальном налоге), как отдельная самостоятельная категория, которые в ч.1 НК не приравниваются к индивидуальным предпринимателям. Кроме того для целей налогообложения физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, но которые не зарегистрированы в качестве таковых, по ГК указано, что не имеют права ссылаться на то, что они не индивидуальные предприниматели в гражданских правоотношениях.
И по НК почти аналогичная ситуация: при возложении налоговых обязанностей нет прав ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. То есть речь идет о том, что для НК факт регистрации или отсутствия таковой не важен, если лицо занимается предпринимательской деятельностью. На практике это ситуации, когда граждане сдают внаем свое жилище и получают доход. Так вот, налоговые органы считают, что такая деятельность есть предпринимательская деятельность и, следовательно, эти граждане, не будучи даже зарегистрированными в качестве предпринимателей, обязаны уплачивать налоги так, как их уплачивают индивидуальные предприниматели. Но этот вывод сталкивается с целым рядом практических проблем, когда реализовать этот подход достаточно затруднительно, хотя прямое толкование ст.11 и 19 НК на самом деле это позволяет.
Наконец, в отношении физических лиц еще один момент выделяется законодателем - это деление физических лиц на резидентов и нерезидентов. Резидентами являются физические лица, находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.
Обратите внимание, речь идет не о гражданах РФ, а о физических лицах, поэтому резидентами могут оказаться как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, так и лица без гражданства, если они проживают требуемое количество дней. Нерезидентами являются физические лица, столь долго не проживающие на территории РФ. Поэтому нерезидентами могут оказаться и российские граждане. И резиденты, и нерезиденты являются плательщицами. А выделение этих двух категорий обусловлено только тем, что законодатель определяет особый порядок уплаты ими налогов. В данном случае речь идет о разнице в объектах налогообложения. Резиденты уплачивают налог со всех доходов, а нерезиденты - только с тех доходов, которые получены на территории РФ.
Ст.21 НК содержит перечень тех прав, которые на сегодняшний день закреплены за налогоплательщиками, как юридических, так и физических лиц. Первое право заключается в том, что налогоплательщик имеет право на получение налоговых органов бесплатной информации о действующих налогах, сборах и о правовом регулировании уплаты налогов и сборов. Здесь важно, что это право бесплатное, во-вторых, что оно предоставляется по месту учета налогоплательщика. На самом деле западный стандарт заключается в том, что каждый налогоплательщик наделяется бесплатным пакетом действующих нормативных актов. Для нас это дорого и каждому налогоплательщику выделять пакет налогового законодательства невозможно, тем более что оно обновляется регулярно. До этого мы еще не дошли, но в каждой налоговой инспекции оборудован стенд, в котором дана информация налогоплательщику о тех налогах и сборах, которые взимаются, о его правах и обязанностях. По желанию налогоплательщику можно получить пакет документов, но это уже как платная услуга.
Второе право из этой серии - это право на получение от налоговых органов письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства. Важнейшее право, кардинально по-иному выстраивающее технологию взаимоотношений налогоплательщика и налогового органа. То есть предполагается, что добропорядочный налогоплательщик, затрудняющийся предусмотреть все возможные налоговые последствия какой-то сделки, может обратиться в налоговый орган, который даст письменное разъяснение по этой сделке либо разъяснит вопрос, который вызывает у него затруднение.
Но эта совершенная справедливая вещь ограничена ст.111 НК, где сказано, что получение таких письменных разъяснений и следование им снимает вину с налогоплательщика, если произойдет нарушение налогового законодательства. И понятно, что у налоговых органов весь интерес давать письменные разъяснения автоматически исчезает, потому что тогда все налоговые правонарушения, невозможность взыскания штрафа и недоимок ложатся на налоговые органы. Поэтому само это право реализовать очень сложно.
И третье право в группе прав в области информации - это право требовать от налоговых органов соблюдения налоговой тайны.
Основной обязанностью физических лиц-налогоплательщиков является обязанность уплачивать налоги. Но есть и ряд других обязанностей, которые закреплены за налогоплательщиками – физическими лицами, а именно:
- обязанность вести
в установленном порядке учет
своих доходов, расходов и объектов
налогообложения. Но эта обязанность
не всеобщая, а распространяется
только на тех
- обязанность по
предоставлению в налоговый
- обязанность представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.
Существуют категории налогоплательщиков, на которых НК РФ возложена обязанность самостоятельно исчислять суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет (ст. 228 НК РФ). К ним относятся:
1. физические лица - исходя из
сумм вознаграждений, полученных
от физических лиц, не являющихся
налоговыми агентами, на основе
заключенных договоров
2. физические лица - исходя из
сумм, полученных от продажи
3. физические лица - налоговые резиденты
Российской Федерации, получающие
доходы от источников, находящихся
за пределами Российской
4. физические лица, получающие другие
доходы, при получении которых
не был удержан налог
5. физические лица, получающие выигрыши,
выплачиваемые организаторами