Некоммерческие организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 17:10, реферат

Описание работы

В реферате рассмотрены основные виды некоммерческих организаций.

Содержание работы

1)Потребительские кооперативы.
2)Общественные и религиозные объединения.
3)Фонды.
4)Учреждения.
5)Объединения юридических лиц
Список литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

  1. если имущества фонда недостаточно для осуществления его 
    целей   и   вероятность   получения   необходимого   имущества 
    нереальна;
  2. если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые 
    изменения целей фонда не могут быть произведены;
  3. в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, 
    предусмотренных уставом;
  4. в других случаях, предусмотренных законом.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Фонды - относительно новый вид юридических лиц, успевший широко распространиться в нашем имущественном обороте, несмотря на отсутствие сколько-нибудь развитой правовой базы (а возможно, и благодаря этому обстоятельству). В отсутствие строгого деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации многие фонды активно занялись предпринимательской деятельностью, на которую эта юридическая конструкция никак не рассчитана. В связи с многозначностью термина "фонд" и наличием многообразных организаций, действующих под этим наименованием.

10

 

Фонд - некоммерческая организация, не основанная на членстве его участников (учредителей). Эти последние не только не обязаны участвовать в его деятельности, но и лишены возможности прямо участвовать в управлении ее делами. Вместе с тем фонд является собственником своего имущества, на которое у его участников отсутствуют какие бы то ни было имущественные права. Следовательно, учредители (участники) фонда вынуждены доверять его органам во всем, что касается надлежащего использования имущества фонда. Фонд же должен преследовать в своей деятельности исключительно социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Поэтому для контроля за деятельностью органов фонда введены обязательные требования создания его попечительского совета, осуществляющего постоянный контроль за деятельностью фонда и его должностных лиц, и публичного ведения фондом своих имущественных дел.

Участниками фонда (или его учредителями, то есть первыми участниками) могут быть как граждане, так и юридические лица, а также публично-правовые образования. Они не несут ни дополнительной, ни какой-либо другой ответственности по долгам фонда, а он не отвечает по обязательствам своих участников.

Имущественная база фонда составляется за счет взносов его учредителей и пожертвований (даров) любых других лиц. Поскольку фонд не имеет фиксированного членства и постоянных источников доходов, ему разрешено участвовать в предпринимательских отношениях как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества (акционерные, с ограниченной или с дополнительной ответственностью), в которых он может быть и единственным участником и учредителем. Однако непосредственная предпринимательская деятельность фонда подвергается целевым

 

ограничениям. Она должна полностью соответствовать общественно полезным целям деятельности фонда и быть необходимой для их достижения. Фонд не получает общей правоспособности, как коммерческая организация. Создаваемые фондом хозяйственные общества (или общества, в которых он участвует) являются обычными коммерческими организациями. Однако полученный от участия в них доход фонд может использовать лишь для основных целей своей деятельности и не вправе распределять его между учредителями. Таким образом, имущественная деятельность фонда носит строго целевой характер.

Для контроля за деятельностью фонда и соблюдением ее целевого характера закон вводит особые требования по изменению его устава. Ведь такие изменения могут существенно изменить статус фонда помимо воли его учредителей. Поэтому органы фонда могут самостоятельно вносить в устав изменения только в том случае, если такая возможность закреплена в самом уставе, то есть предусмотрена заранее его учредителями. Если же такое указание в уставе фонда отсутствует, изменения в него могут вноситься только в судебном порядке, то есть под строгим государственным контролем. В этом проявляется особый характер деятельности фондов, преследующих общественно полезные цели, а не интересы их учредителей или должностных лиц.

Возможна и такая ситуация, при которой сохранение устава в неизменном виде влечет неблагоприятные последствия, извращающие, по сути, цели деятельности фонда, а уполномоченные на то лица не вносят в него изменений (либо сам устав, утвержденный учредителями, не предусматривает такой возможности). В этих случаях для сохранения общественно необходимой направленности деятельности фонда внести изменения в его устав может суд по заявлению органов фонда (например, его попечительского совета)

12

 

либо контролирующих органов (прокуратуры, налоговой инспекции и

т.д.)-

Отмеченный выше особый характер деятельности фонда проявляется и в его ликвидации. Основания ликвидации фонда определены законом (в том числе ГК), а не его уставом. Фонд может быть ликвидирован только в судебном порядке. Все это исключает возможность самоликвидации фондов по решению их учредителей или должностных лиц, что направлено на исключение возможных злоупотреблений. К числу главных оснований ликвидации фондов отнесены невозможность достижения целей его создания либо уклонение от этих целей в своей деятельности. Закон допускает и банкротство фонда. При ликвидации фонда остаток его имущества после расчетов с кредиторами не подлежит распределению ни между учредителями или участниками фонда, ни между его должностными лицами, а направляется на цели, предусмотренные его уставом и соответствующие задачам создания фонда.

п

 

Учреждения.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 Гражданского Кодекса.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Учреждения - единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества. Как и унитарные предприятия - не собственники, они представляют собой остатки прежней экономической системы и не свойственны развитому товарному обороту. Правда, опасность участия в обороте таких фигур для третьих лиц смягчается правилом о дополнительной ответственности собственника по их долгам. Поэтому ГК сохраняет фигуру учреждения - не собственника не только для государственной и муниципальной собственности.

К числу учреждений относится большое количество разнообразных некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты и т. д. Учитывая это многообразие, Гражданский Кодекс не определяет наименования их учредительных документов: в одних случаях это может быть устав, а в других - общее положение об организациях данного вида, либо даже

14

 

положение о конкретной организации, утвержденное ее собственником. Исходя из многообразия видов учреждений, ГК допускает регламентацию их правового статуса как специальными законами, так и подзаконными актами.

Будучи не собственником, учреждение обладает весьма ограниченным правом оперативного управления на переданное ему собственником имущество. Оно не предполагает участия такой организации в предпринимательских отношениях, за исключением некоторых случаев, прямо предусмотренных ее учредительными документами. Зато при недостатке у учреждения денежных средств для расчетов с кредиторами последние вправе предъявить требования к собственнику-учредителю, который в этом случае полностью отвечает по долгам своего учреждения. С учетом этого обстоятельства закон не предусматривает возможности банкротства учреждений.

Основным источником имущества учреждения являются полученные им по смете от собственника средства. Смета и характеризует их имущественную обособленность. Собственник может финансировать свое учреждение и частично, предоставив ему возможность получать дополнительные доходы от разрешенной собственником предпринимательской деятельности. Однако пределы этого участия оговариваются собственником в учредительных документах учреждения, которое не получает общей правоспособности, как коммерческая организация. Полученные от такой дополнительной деятельности доходы хотя и принадлежат учреждению на особом вещном праве и учитываются им на отдельном балансе, тем не менее не становятся его собственностью и, следовательно, не меняют особенностей его гражданско-правового положения.

 

Объединения юридических лиц.

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций.

Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.

Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации.

Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова "ассоциация" или "союз".

Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав.

Учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать:

16

 

      • условия   о   составе  и   компетенции   органов   управления 
        ассоциацией (союзом) и порядке принятия ими решений, в том 
        числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно 
        или    квалифицированным    большинством    голосов    членов 
        ассоциации (союза),
  • о   порядке   распределения   имущества,   остающегося   после 
    ликвидации ассоциации (союза).

Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и в порядке, установленных учредительными документами ассоциации (союза). В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза).

С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый участник. Вступление в ассоциацию (союз) нового участника может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Ассоциации или союзы рассматриваются как объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями, хотя созданы они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими юридическими лицами. Закон исключает лишь одновременное участие в ассоциации или союзе коммерческих и некоммерческих организаций.

Такие объединения юридических лиц могут создаваться исключительно на добровольной основе и не вправе осуществлять

17

 

какие-либо функции управления организациями, находящимися в их составе. Цели их создания - координация деятельности участников и представление и защита общих интересов - исключают необходимость постоянного участия в предпринимательстве. Для ведения предпринимательской деятельности ассоциация или союз вправе создать хозяйственное общество (в том числе в форме "компании одного лица") либо участвовать в нем. Однако полученные от такой деятельности доходы не могут распределяться между участниками объединения и должны идти на нужды объединения в целом. Если же участники возлагают на ассоциацию (союз) ведение какой-либо предпринимательской деятельности, она подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, участниками которого становятся ее члены.

Участники ассоциации (союза) как юридические лица сохраняют полную самостоятельность, сами определяют характер созданного ими объединения и управляют его деятельностью. Поэтому одно и то же юридическое лицо одновременно может состоять в нескольких ассоциациях и союзах.

Информация о работе Некоммерческие организации