Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 09:55, контрольная работа
Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена Конституцией Российской Федерации (далее – РФ). В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы. Таким образом, из конституции РФ вытекает императивный характер налогов, что требует специального налогового законодательства.
При формировании налоговой системы в нашем государстве в законодательном порядке утверждались все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов. Это позволило использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства, с одной стороны имеющего силу закона, а с другой стороны, защищающего права налогоплательщика1.
Помимо законодательных
актов налоговые отношения
- указами Президента
РФ, которые устанавливают
- постановлениями
Правительства РФ, которое устанавливает
(в некоторых случаях) ставки
таможенных пошлин, определяет нормативы
затрат и различные перечни,
применяемые при
- актами Министерства
финансов РФ в случае, если
они прошли установленную
- постановлениями
Конституционного Суда РФ, решениями
и определениями Верховного
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов9.
В соответствии со статьей 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, а акты законодательства о сборах - не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, приведенных ниже.
Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Если для одного и того же налога в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Акты законодательства
о налогах и сборах, отменяющие
налоги и (или) сборы, снижающие размеры
ставок налогов (сборов), устраняющие
обязанности
Круг участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, с 2007 года определен достаточно точно и четко, к ним отнесены только лица, выступающие в этой роли в соответствии с НК РФ. Из их числа исключены, например, государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов10.
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в соответствии со ст.9 НК РФ в настоящее время являются:
- организации
и физические лица, признаваемые
в соответствии с НК РФ
- организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
- налоговые органы;
- таможенные органы11.
1Вылкова Е.А. Налоговое планирование: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2004. С.78
2Налоговое право. Конспект лекций. Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф. - 2009. С.25
3Черников Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. С.102
4Налоговое право России. Демин А.В. - Учебное пособие - 2006. С.94
5Горский И.В., Малис Н.И. Налоговая политика России: проблемы и перспективы. - М.: Финансы и статистика, 2003. С.80
6Бахмуров А.С. Налоги и налоговая политика // Российский налоговый курьер.- 2003.- №7. С. 36
7Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н.Т. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2004. С. 304
8Васильев Ю.В. Налоговый стимул для развития экономики // Российский налоговый курьер.- 2005.-№15.С.7
9Карагод В.С., Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.- М.: ИНФРА - М, 2004. С.70
10Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложение: Учебник. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2003. С.64
11Налоговое право России в вопросах и ответах. Под ред. Ялбулганова А.А. - Учебное пособие – 2007. С.399
Информация о работе Нормативно-правовое регулирование системы налогообложения в России