Нормативно-правовое регулирование системы налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 09:55, контрольная работа

Описание работы

Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена Конституцией Российской Федерации (далее – РФ). В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы. Таким образом, из конституции РФ вытекает императивный характер налогов, что требует специального налогового законодательства.
При формировании налоговой системы в нашем государстве в законодательном порядке утверждались все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов. Это позволило использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства, с одной стороны имеющего силу закона, а с другой стороны, защищающего права налогоплательщика1.

Файлы: 1 файл

Налоговое право.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Помимо законодательных  актов налоговые отношения регулируются:

- указами Президента  РФ, которые устанавливают самостоятельные  нормы права и носят характер  поручений органам управления  разработать нормативные акты по налогообложению.

- постановлениями  Правительства РФ, которое устанавливает  (в некоторых случаях) ставки  таможенных пошлин, определяет нормативы  затрат и различные перечни,  применяемые при налогообложении,  разрешает иные вопросы налоговых отношений в соответствии с поручениями Президента РФ и в пределах своей компетенции по действующему налоговому законодательству.

- актами Министерства  финансов РФ в случае, если  они прошли установленную регистрацию  в Министерстве юстиции РФ, имеют  нормативное значение, могут разъяснять и трактовать порядок исчисления и взимания налогов и сборов. Акты, не прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции РФ, определяют порядок функционирования налоговых органов, дают рекомендации по отдельным вопросам применения налогового законодательства ,разрабатывают методики расчетов и порядок ввода в действие законов и нормативных актов и т.п.

- постановлениями  Конституционного Суда РФ, решениями  и определениями Верховного Суда  РФ и Высшего Арбитражного  Суда РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов9.

В соответствии со статьей 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее  чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования  и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, а акты законодательства о сборах - не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, приведенных ниже.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части  установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Если для  одного и того же налога в зависимости  от категории налогоплательщика  или иных условий налогообложения  установлены налоговые периоды  различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие  новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие  или смягчающие ответственность  за нарушение законодательства о  налогах и сборах либо устанавливающие  дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры  ставок налогов (сборов), устраняющие  обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Круг участников отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, с 2007 года определен  достаточно точно и четко, к ним отнесены только лица, выступающие в этой роли в соответствии с НК РФ. Из их числа исключены, например, государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов10.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в соответствии со ст.9 НК РФ в настоящее время являются:

- организации  и физические лица, признаваемые  в соответствии с НК РФ налогоплательщиками  или плательщиками сборов;

- организации  и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

- налоговые  органы;

- таможенные  органы11.

1Вылкова Е.А. Налоговое планирование: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2004. С.78

2Налоговое право. Конспект лекций. Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф. - 2009. С.25

3Черников Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. С.102

4Налоговое право России. Демин А.В. - Учебное пособие - 2006. С.94

5Горский И.В., Малис Н.И. Налоговая политика России: проблемы и перспективы. - М.: Финансы и статистика, 2003. С.80

6Бахмуров А.С. Налоги и налоговая политика // Российский налоговый курьер.- 2003.- №7. С. 36

7Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н.Т. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2004. С. 304

8Васильев Ю.В. Налоговый стимул для развития экономики // Российский налоговый курьер.- 2005.-№15.С.7

9Карагод В.С., Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.- М.: ИНФРА - М, 2004. С.70

10Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложение: Учебник. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2003. С.64

11Налоговое право России в вопросах и ответах. Под ред. Ялбулганова А.А. - Учебное пособие – 2007. С.399


Информация о работе Нормативно-правовое регулирование системы налогообложения в России