Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 00:11, контрольная работа
Важнейшим критерием здесь выступает законность установления такого нового налога или сбора.
Уплата налогов и сборов в Российской Федерации производиться в соответствии с законодательством РФ, а в частности с налоговым кодексом РФ.
Неуплата же определенного вида налога или сбора, в соответствии с налоговым законодательством карается.
Именно поэтому законодатель законно закрепил способы, с помощью которых можно взыскать налоги с недобросовестного налогоплательщика.
Введение
Обязанность по уплате налога (сбора) представляет собой главную конституционную обязанность лиц, выступающих в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или плательщиков сборов. Особое значение указанной фискальной обязанности подтверждается ее прямым закреплением в Конституции Российской Федерации. В ст. 57 Конституции, в частности, говорится: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
Юридический анализ указанного конституционного положения позволяет сделать следующий вывод о содержании рассматриваемой обязанности. Содержание обязанности по уплате налогов и сборов заключается в наличии у налогоплательщика (плательщика сбора) лица правовой обязанности уплатить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налог или сбор.
Важнейшим критерием здесь выступает законность установления такого нового налога или сбора.
Уплата налогов и сборов в Российской Федерации производиться в соответствии с законодательством РФ, а в частности с налоговым кодексом РФ.
Неуплата же определенного вида налога или сбора, в соответствии с налоговым законодательством карается.
Именно поэтому законодатель законно закрепил способы, с помощью которых можно взыскать налоги с недобросовестного налогоплательщика.
обязанности по уплате налогов и сборов
Наличие недоимки по тому или иному налогу является основанием для принудительного взыскания налоговым органом с налогоплательщика соответствующих денежных сумм.
Каков же порядок принудительного исполнения налоговой обязанности? Прежде всего, налоговым органом налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) направляется письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и набежавшей на нее пени.
Такое направляемое налоговым органом плательщику извещение называется требованием об уплате налога сбора.
Требование содержит определенные сведения, установленные законодательством о налогах и сборах и подробные данные об основах взимания налога, а также ссылки на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налоге плательщика уплатить налог. По своему содержанию требования различаются:
Кроме того, требования подразделяются по формальным критериям, например, в зависимости от причины направления налогоплательщику соответствующего требования. Такими причинами или основаниями направления требования об уплате налога могут выступать:
Срок направления требования. Требования об уплате налога (сбора) направляется не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требования об уплате налога (сбора) и пеней направляется в десятидневный срок со дня вынесения решения налогового органа по результатам налоговой проверки. Требование об уплате налога или сбора вручается налоговым органом налогоплательщику (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования по месту учета этого налогоплательщика (ст. 69-70 НК РФ).
Кроме того, если направление требования об уплате налога не возымело должного «дисциплинирующего» воздействия, налоговые органы вправе применить к недобросовестному налогоплательщику различные меры принудительного исполнения налоговой обязанности.
Меры принудительного исполнения налоговой обязанности применяются налоговыми органами в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога (сбора), пени. К таковым мерам относится осуществляемое налоговыми органами взыскание, которое может быть обращено:
Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщицами, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, придается безнадежной и списывается (ст. 59 НК РФ).
По общему правилу взыскание налога с организации производится в бесспорном порядке. Исключения составляют следующие случаи. Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:
Что касается физических лиц, то, следуя норме ч. 1 ст. 35 Конституции РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ о том, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда», взыскание неуплаченного налога с физического лица производится только в судебном порядке.
Под способами обеспечения исполнения налоговой обязанности понимаются правовые средства, обеспечивающие надлежащие исполнение обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов либо дозволяющие налоговому органу осуществить принудительное взыскание налога в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) налогового обязательства.
Способы обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов и сборов носят исключительно имущественный характер и призваны гарантировать государству реальное безусловное исполнение обязательства фискально обязанного лица, ориентируя последнего к надлежащему исполнению своего соответствующего обязательства по уплате налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусматриваются следующие виды способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов:
В литературе все способы обеспечения налоговой обязанности условно подразделяют на способы ограниченного и общего применения.
При этом способами общего применения являются пеня, приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке и арест имущества налогоплательщика.
Применение налоговыми органами данных способов может иметь место во всех случаях, когда налогоплательщики не исполняют свои налоговые обязанности. Единственно арест имущества как способ обеспечения исполнения налоговой обязанности применяется при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в банке или отсутствии информации о таких счетах (ч. 7 ст. 46 НК РФ).
В свою очередь, к способам ограниченного применения относятся залог имущества и поручительство. Эти способы могут использоваться лишь для обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов при предоставлении ему уполномоченным органом отсрочки, рассрочки, налогового кредита либо инвестиционного налогового кредита (ч. 5 ст. 64, ч. 6 ст. 65 и ч. 6 ст. 67 НК РФ).
Данный способ, прежде всего, выполняет обеспечительную функцию по отношению к основному обязательству, которым в данном случае является обязательство по уплате налогов и сборов, поэтому применяется в случаях изменения сроков исполнения налогового обязательства. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. При этом залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.
Гражданским законодательством определен круг объектов, способных выступать предметом залога. В соответствии со ст. 336 ГК РФ к таким объектам относится любое имущество, за исключением изъятых из оборота. Таким образом, предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи, но деньги в силу своей правовой природы не могут быть предметом залога.
Налоговый кодекс РФ вслед за Гражданским кодексом РФ выделяет два вида залога:
В последнем случае на налоговый орган возлагается обязанность по обеспечению сохранности заложенного имущества. Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем. В соответствии со ст. 73 НК РФ неисполнение налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней является основанием для погашения ее за счет стоимости заложенного имущества налоговым органом.
Поручительство также может быть использовано в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов.
В этом случае поручитель обязывается перед налоговыми органами в полном объеме уплатить налоги (сборы) и пени за налогоплательщика в том случае, если тот сам не исполнит свою налоговую обязанность.
Поручительство оформляется письменным договором между налоговым органом и поручителем. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей. В соответствии со ст. 74 НК РФ, по исполнении поручителем своих обязанностей в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.
В соответствии с налоговым законодательством пеней признается определенная законом денежная сумма, которую налогоплательщик (плательщик сборов) или налоговый агент обязаны уплатить в бюджет или государственный внебюджетный фонд в случае уплаты причитающихся фискальных сумм в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.
Следует отметить, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным для уплаты налога или сбора днем в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени равна 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка (Банка России).
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.
При этом следует заметить, что, согласно позиции МНС РФ, изложенной в письме от 31 августа 2000 г. № ФС-6-09/708, приостановление взыскания задолженности при наложении ареста по решению налогового органа либо суда осуществляется без начисления пени только в случае наложения ареста на объекты недвижимого имущества, а также сырья и материалов, станков, оборудования, других основных средств, предназначенных для непосредственного участия в производстве.
Законодательством предусмотрены два способа уплаты пени: