Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 00:48, реферат
Целью данной работы дать понятие принципов налогового права, которые заложены не только в налоговом законодательстве, но и в Конституции РФ
Вследствие чего ставятся следующие задачи:
- определение понятия и сущности принципов налогового права;
- классификация принципов;
Введение
Понятие принципов налогообложения
Основные принципы налогообложения
Принцип всеобщности и равенства налогообложения
Принцип соразмерности налогообложения
Принцип экономической обоснованности налогообложения
Принцип определенности налоговой обязанности
Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре
2.6. Принцип единства налоговой системы России 7
Заключение 10
Используемая литература 11
Налоговое право представляет собой
самостоятельную отрасль в
Принцип налогообложения может быть определен как исходная идея, лежащая в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие могут быть выведены путем толкования. Особая роль здесь принадлежит судебным органам, активно использующим метод официального толкования при отправлении правосудия по налоговым спорам. Необходимо отметить: высшие судебные органы Российской Федерации наиболее часто обращаются к применению аналогии права именно при решении налоговых споров, что связано с противоречивостью, пробельностью и несистематизированностью налоговых норм.
Целью данной работы дать понятие принципов налогового права, которые заложены не только в налоговом законодательстве, но и в Конституции РФ
Вследствие чего ставятся следующие задачи:
- определение понятия и
- классификация принципов;
1. Понятие принципов налогообложения.
Принцип налогообложения - основополагающее,
базовое положение, лежащее в
основе налоговой системы государства.
Часть таких принципов
Общие принципы налогообложения закреплены в ст. 3 НК РФ "Основные начала законодательства о налогах и сборах". При этом категория "общие принципы налогообложения" используется законодателем в широком и узком смысле.
Широкий подход вытекает из анализа п. 2 ст. 1 НК РФ, где сформулировано положение о том, что НК РФ "устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов; 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 5) формы и методы налогового контроля; 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц".
Часть третья ст. 75 Конституции РФ устанавливает, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом; дословно воспроизводя часть этой нормы в п. 2 ст. 1 НК РФ, законодатель преследовал цель не столько расшифровать категорию "общих принципов", сколько указать, что таким федеральным законом является именно НК РФ.
Статья 2 НК РФ сформулирована таким образом, что включает в общие принципы налогообложения не только нормы-принципы как таковые, но и регулятивные, и охранительные, и специализированные нормы.
Таким образом, терминологически "принцип" и "начало" являются тождественными правовыми категориями.
Общие принципы налогообложения - универсальные категории, действие которых проявляется во всех институтах налогового права. В этом и состоит базовый, исходный характер любого принципа - заложить правовой "фундамент" обособленной группы норм, одновременно не сливаясь с ними по содержанию.
Общие принципы - это единые для всей территории Российской Федерации, для всех налогоплательщиков. Они формулируются и применяются как всеобщие, универсальные правовые категории на всем налоговом пространстве России. Согласно ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения устанавливаются федеральным законодателем и не могут произвольно изменяться (дополняться) законами субъектов РФ.
Общие принципы налогообложения выполняют следующие функции:
Доктринально-ориентационная. Теоретическая база налогового права России проходит этап начального формирования. В этих условиях, прежде всего, стоит задача выработать доктринальные основы налогообложения, и уже на этой базе оптимизировать иные составляющие налоговой системы. Не следует думать, что т.н. "принципы-идеи", вырабатываемые правовой наукой, до их официальной легализации в законодательстве не имеют правового характера. Научное правосознание составляет важнейший аспект и налогового правотворчества, и правоприменения. Думается, современному правоведению еще предстоит осмыслить революционную мысль С.С. Алексеева о том, что "правовые идеи изначально пребывают в правовой материи, выраженной в законах, судебных решениях, иных юридических реалиях"1.
Нормативно-ориентационная. Речь идет о реформе налогового законодательства. Структурирование российской налоговой системы еще не закончено. Поэтому налоговому законодательству, присущи, нестабильность и высокая динамика изменений. В этих условиях возрастает значение общих принципов, определяющих устойчивые ориентиры в развитии налогового законодательства. Меняется текущее законодательство, но принципы остаются неизменными. Стоит поменять один общий принцип - и это будет совершенно другая налоговая система. Таким образом, именно они определяют общий вектор развития налогового законодательства.
Индивидуально-ориентационная. Речь идет об использовании правовых принципов для толкования нормативного материала в процессе реализации права и, прежде всего, при разрешении различного рода налоговых споров. Нормы-принципы не являются юридическими декларациями. Участники налоговых правоотношений вправе основывать свои взаимодействия на общих принципах налогообложения, которые, как и права человека, действуют непосредственно. При этом каждое лицо вправе толковать их согласно своему правопониманию, юридическому опыту и правовой культуре
Принципы-нормы могут быть подразделены на полные и логические. Первые закрепляются в одной статье нормативного правового акта и поэтому имеют, так сказать, законченный вид. К этому типу относятся, например, нормы-принципы, содержащиеся в ст. 3 НК РФ.
2. Основные принципы
2.1. Принцип всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
НК РФ расширяет содержание данного принципа по субъекту, устанавливая, что "каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы". В то время как ст. 57 Конституция РФ находится в главе 2 "Права и свободы человека и гражданина" и закрепляет налоговую обязанность в отношении только физических лиц, НК РФ распространяет требование всеобщности налогообложения и на организации. Принцип равенства налогообложения означает, прежде всего, запрет какой-либо дискриминации в налоговой сфере. Речь идет о формально-юридическом равенстве налогоплательщиков перед законом и судом, о равенстве их налогово-правового статуса.
Нормы права устанавливают, как следует поступать в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном правоотношении. Таким образом, правовые нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения участников социальных взаимодействий. В то время как мораль, религия, традиция и другие социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в строго определенном сообществе людей, право регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно описанной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования.
Право носит всеобщий, универсальный характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. Правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда та или иная группа норм регулирует узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действует незначительный период времени; но это, скорее, исключение, поскольку изначально право предназначено для бессрочного и всеобщего действия, обязательного для всех и каждого.
"В целом, - отмечает В.С. Нерсесянц, - всеобщность права как единого и равного (для того или иного круга отношений) масштаба и меры (а именно - меры свободы) означает отрицание произвола и привилегий (в рамках этого правового круга)"2.
2.2. Принцип соразмерности налогообложения.
Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государства. « С юридической точки зрения принцип соразмерности означает недопустимость установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав (п.3 ст. 3 НК РФ)»3
Соразмерность налогообложения включает
требования: 1) пропорциональности: при
установлении налогов учитывается
фактическая способность
Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в случаях, указанных в ст.55 Конституции РФ, а именно: «.. в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
2.3. Принцип экономической обоснованности налогообложения.
Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».
2.4.Принцип определенности налоговой обязанности.
Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Общеправовой критерий этого принципа вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (п. 1 ст.19 Конституции РФ), так как это равенство может обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы правоприменителями.
2.5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре.
Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.
2.6. Принцип единства налоговой системы России.
Требование единства налоговой системы Российской Федерации логически вытекает из конституционно-правовых принципов единой финансовой политики и единства экономического пространства России. Согласно ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 74 Конституции РФ устанавливает: "На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей".
Конституционные нормы о единстве экономического пространства Российской Федерации получили развитие в п. 4 ст. 3 НК РФ, согласно которому не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
Единство экономического пространства и, следовательно, единство налоговой системы обеспечиваются единой системой федеральных налоговых органов. При этом налоговые органы, будучи отнесены к федеральным экономическим службам, в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении Российской Федерации; налоговые органы в субъектах РФ являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами субъектов РФ.
Требование определенности - важнейший признак права как системы социальных норм. Источники права, особенно законодательство, отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь, прежде всего, идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.
Принцип определенности налогообложения
развивает требование формальной определенности
права применительно к