Ответственность за нарушения в области налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе я рассмотрю тему "Ответственность за нарушение налогового законодательства". Данная тема весьма актуальна в настоящее время для России. Это связано с тем, что быстрая смена событий в течение последнего десятилетия обусловила неустойчивость налоговой политики государства, которая в свою очередь привело к принятию большого числа нормативно-правовых актов в этой сфере и, как следствие, привело к тому, что среднестатистический гражданин РФ, который осуществляет действия по уплате налогов или работает в сфере экономики, вынужден сталкиваться с большим количеством актов, что весьма затрудняет правоприменение, что является невыгодным как для налогоплательщика, так и для государства.

Файлы: 1 файл

Маулина.docx

— 44.65 Кб (Скачать файл)

3) Налоговая ответственность физических  лиц, предусмотренная Налоговым  кодексом Российской Федерации, наступает только за те деяния, которые не содержат признаков  состава преступления, перечисленных  в уголовном законодательстве.

4) Привлечение к ответственности  юридических лиц за налоговые  право нарушения не исключает административной, уголовной или иной ответственности их руководителей.

5) Привлечение к ответственности  не освобождает виновных лиц  от обязанности уплатить причитающиеся  суммы налога.

6) Налоговым кодексом Российской  Федерации предусмотрена презумпция  невиновности. Обязанности по доказыванию  вины и иных обстоятельств, свидетельствующих  о совершении налогового правонарушения, возлагаются на налоговые органы. Всяческие сомнения толкуются  в пользу налогоплательщика.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) Отсутствие события налогового  правонарушения;

2) Отсутствие вины лица в совершении  налогового правонарушения;

3) Совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим  к моменту совершения деяния  шестнадцатилетнего возраста;

4) Истечение сроков давности  привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

1) Совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия  или других чрезвычайных и  непреодолимых обстоятельств (указанные  обстоятельства устанавливаются  наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой  информации и иными способами, не нуждающимися в специальных  средствах доказывания);

2) Совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его  совершения в состоянии, при котором  это лицо не могло отдавать  себе отчета в своих действиях  или руководить ими вследствие  болезненного состояния (указанные  обстоятельства доказываются предоставлением  в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию  и дате относятся к тому  налоговому периоду, в котором  совершено налоговое правонарушение);

3) Выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке  исчисления, уплаты налога (сбора) или  по иным вопросам применения  законодательства о налогах и  сборах, данных ему либо неопределенному  кругу лиц финансовым, налоговым  или другим уполномоченным органом  государственной власти (уполномоченным  должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные  обстоятельства устанавливаются  при наличии соответствующего  документа этого органа, по смыслу  и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

4) Иные обстоятельства, которые  могут быть признаны судом  или налоговым органом, рассматривающим  дело, исключающими вину лица  в совершении налогового правонарушения.

Наряду с обстоятельствами, исключающими привлечение лица к ответственности, налоговое законодательство устанавливает смягчающие ответственность обстоятельства и относит к ним следующие:

1) Совершение правонарушения вследствие  стечения тяжелых личных или  семейных обстоятельств;

2) Совершение правонарушения под  влиянием угрозы или принуждения  либо в силу материальной, служебной  или иной зависимости;

3) Иные обстоятельства, которые  налоговым органом или судом  могут быть признаны смягчающими  ответственность.

Наряду со смягчающими ответственность обстоятельствами в налоговом законодательстве предусмотрено обстоятельство, отягчающее ответственность, а именно - совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Причем лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Данные обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие ответственность лица, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговое правонарушение.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 Налогового Кодекса РФ.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 Налогового Кодекса.

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 Налогового Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с 16-летнего возраста

 

 

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ  НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1 Материальная (финансовая) ответственность

В соответствии со статьёй 112 Налогового Кодекса РФ финансовые санкции являются мерой ответственности за налоговое правонарушение и применяются в виде денежного взыскания (штрафов и пени). Финансовую ответственность можно назвать ближайшим историческим предшественником налоговой ответственности, которая предусматривалась прежде всего ст.13 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Сам термин "финансовая ответственность" в этом законе не фигурирует. Однако он встречается в ряде постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ по налоговым спорам, широко используется в письмах Государственной налоговой службы РФ. В ряде проектов Налогового кодекса также употребляется именно этот термин. Причина в том, что налоговое законодательство долгое время рассматривалось только в качестве составной части финансового права. Поэтому ответственность за его нарушение являлась также финансовой ответственностью. Недаром этот термин также используется применительно к другим правонарушениям в финансовой сфере, регулируемой банковским законодательством, законодательством о валютном регулировании и т.д. Утверждение понятия "налоговая ответственность" свидетельствует о том, что налоговое право приобретает все большую самостоятельность.

Финансовая ответственность несёт в себе элементы административной и уголовной ответственности. Поэтому, говоря об административной и уголовной ответственности в сфере налоговых правоотношений, следует иметь в виду, что данные нормы административной и уголовной ответственности, предусмотренные в соответствующих разделах законодательства, являются мерами финансовой ответственности.

За сокрытие или занижение дохода (прибыли):

- Взыскание всей суммы сокрытого  или заниженного дохода (прибыли), либо суммы налога за иной  сокрытый или неучтенный объект  налогообложения и штрафа в  размере той же суммы.

- Штраф в двукратном размере  при повторном нарушении и  взыскание соответствующей суммы.

- Штраф в 5-ти кратном размере  сокрытой или заниженной суммы  дохода (прибыли) при установлении  судом факта умышленного сокрытия  или занижения дохода (прибыли) по  иску налогового органа или  прокурора.

Отсутствие учета объектов налогообложения:

- Штраф в размере 10 процентов  доначисленных сумм налога.

Задержка уплаты налога:

- Пеня в размере 0,3 процента неуплаченной  суммы налога за каждый день  просрочки платежа, начиная с  установленного срока уплаты  выявленной задержанной суммы  налога, если законом не предусмотрены  иные размеры пени. Взыскание  пени не освобождает налогоплательщика  от других видов ответственности.

Непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога:

- Штраф в размере 10 процентов  причитающихся к уплате по  очередному сроку сумм налога.

В тех случаях, когда налогоплательщик в установленные сроки представил в налоговый орган расчеты по налогам и платежам, а затем в связи с самостоятельным выявлением ошибок, в результате которых в бюджет не были или не полностью уплачены суммы налогов, внес соответствующие исправления до проверки налоговым органом в бухгалтерскую отчетность и в расчеты по налогам, финансовые санкции, предусмотренные подпунктом "б" статьи 13 Закона РФ №2119-1 "Об основах налоговой системы в РФ", не применяются.

 

2.2 Административная ответственность

Так как некоторыми финансовыми правонарушениями могут быть также нарушения в сфере налогового законодательства (в частности, "Нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе" соответствует статье 118 Налогового Кодекса РФ и статье 15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях; "Нарушение сроков предоставления налоговой декларации" - статья 15.5 Кодекса об административных правонарушениях и статья 119 Налогового Кодекса РФ и т.д.), то одним из видов ответственности за налоговые правонарушения становится также административная.

Административная ответственность – один из видов юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным на то органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Физическое лицо не может быть привлечено одновременно к налоговой и административной ответственности в том случае, если налоговая и административная ответственность наступают в результате совершения одного и того же нарушения, то есть когда совпадает состав правонарушений, предусмотренных налоговым и административным законодательством. Налоговые правонарушения, влекущие за собой административную ответственность можно разделить на 4 группы, в зависимости от субъекта административной ответственности.

Первую группу в этой классификации составляют налоговые правонарушения, за совершение которых к административной ответственности привлекаются только должностные лица предприятий, организаций, учреждений - виновные в сокрытии (занижении) прибыли (дохода); сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения; отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка; искажении бухгалтерских отчетов; непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерской отчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных платежей в бюджет.

В первой группе правонарушений выделены 3 подгруппы: правонарушения, повлекшие недоплату налогов; правонарушения, связанные с ведением бухгалтерского учета; правонарушения, связанные с представлением документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Вторую группу правонарушений образуют налоговые правонарушения, за совершение которых к административной ответственности привлекаются только граждане - виновные в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности; осуществлении запрещенной предпринимательской деятельности; отсутствии учета доходов или ведении его с нарушением установленного порядка; непредставлении или несвоевременном представлении декларации о доходах; включении в нее искаженных данных.

Во второй группе правонарушений выделены 3 подгруппы: правонарушения в области предпринимательской деятельности; правонарушения, связанные с нарушением учета доходов; правонарушения, связанные с предоставлением декларации о доходах.

В третью группу входят налоговые правонарушения, за совершение которых к ответственности привлекаются только руководители кредитных организаций - виновные в открытии банковского счета налогоплательщику без предъявления им документа о постановке на налоговый учет; несообщении в установленный срок налоговому органу об открытии счета налогоплательщику; задержке исполнения поручений налогоплательщиков по перечислению налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды и в использовании этих сумм в качестве кредитных ресурсов.

Информация о работе Ответственность за нарушения в области налогового законодательства