Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 13:37, контрольная работа
Налоговая ответственность - это применение к лицу, виновному в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).
Очевиден, однако, тот факт, что ответственность за налоговые правонарушения соответствует всем основным признакам юридической ответственности и при этом имеет ряд специфических, только ей присущих особенностей.
№1 Понятие и виды юридической ответственности налогоплательщиков и других субъектов налогового права………………………………………3
№2 Административная, налоговая и уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства, их общие признаки и особенности, фактические и юридические основания……………………6
№3 Принципы применение ответственности в налогообложении: законность, неотвратимость, гласность, оперативность, виновность и др………………………………………………………………………………..10
№4 Правовое регулирование административной и налоговой ответственности за нарушение актов законодательства о налогах и сборах……………………………………………………………………………14
№5 Задача………………………………………………………………………15
Литература……………………………………………………………………..18
Анализ налогового законодательства, доктринальных источников и судебной практики позволяет сформулировать основные требования к законно установленным налоговым платежам:
· налоги устанавливаются представительными органами государственной власти и местного самоуправления;
· налоги устанавливаются в форме актов налогового законодательства с соблюдением правотворческой процедуры;
· акты налогового законодательства должны иметь правовой характер;
· при установлении налога должен соблюдаться принцип определенности налогообложения, в частности, должны быть ясно и четко определены все его элементы, необходимые и достаточные для того, чтобы исчислить и уплатить налог;
· акты налогового законодательства должны быть надлежащим образом введены в действие.
Раскрывая понятие «законно установленные налоги и сборы», Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что установить налог или сбор можно только законом; налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными.
Принцип неотвратимости означает неизбежность наступления предусмотренных нормами Налогового кодекса налоговых санкций в отношении лица, совершившего налоговое правонарушение.
Исследуя налоговую ответственность, автор обращает внимание на то, что в научной литературе вопрос о правовой природе рассматриваемой ответственности является дискуссионным. В практике Конституционного суда сформировалась позиция, согласно которой штрафы за нарушение требований налогового законодательства - это санкции, являющиеся административно-правовыми, то есть имеет место административно-правовая ответственность за налоговые правонарушения.
Принцип гласности.
Означает открытую и доступную для всех организаций и граждан деятельность
государственных органов, а также возможность получения информации. В сфере
налогообложения принцип гласности реализуется, в частности, при официальном
опубликовании сведений о действующих на территории России налогах и сборах
(ст. 16 НК РФ); при исполнении налоговыми органами своих обязанностей по
информированию налогоплательщиков о действиях налоговых органов, по даче
разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (ст. 32 НК РФ).
Принцип оперативности налогового планирования заключается в том, что разработанная предприятием налоговая политика должна оперативно корректироваться с учетом всех изменений в действующей системе налогообложения. При этом могут корректироваться не только основные направления налоговой политики, но и виды хозяйственных операций, а также направления всей хозяйственной деятельности.
Предприятия, исходя из принципа оперативности налогового планирования, должны учитывать возможные не только внешние изменения, но и внутренние, которые могут коренным образом повлиять на его налоговую политику.
Принцип ответственности за вину. Налоговая ответственность наступает не просто за сам факт совершения противоправного деяния, повлекшего в качестве результата те или иные вредные последствия, но именно за виновное совершение такого деяния. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение его к налоговой ответственности[222]. Следовательно, необходимость установления вины налогоплательщика для привлечения его к ответственности прямо предписана НК РФ. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности[223]. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
№4 Правовое регулирование административной и налоговой ответственности за нарушение актов законодательства о налогах и сборах.
Правовое регулирование налогообложения в Российской Феде-
рации — это сравнительно новая развивающаяся отрасль правовой
системы.
Выделяется и особый метод правового регулирования, под кото-
рым понимается совокупность и сочетание приемов и способов воз-
действия права на общественные отношения. Основными призна-
ками метода налогового права выступают властно-имущественные
предписания со стороны государства и возложение на налогопла-
тельщиков и других обязанных лиц позитивных обязанностей пла-
тить налоги, представлять декларации, встать на учет и т. д. Однако
императивный метод правового регулирования налоговых отношений
не исключает использование рекомендаций, согласований и права
выбора, допустимых законом вариантов поведения налогоплатель-
щиков и других участников правоотношений (метод координации).
Налоговое и административное право близки не только по
императивному методу правового регулирования, но и по процес-
суальным формам налогового контроля, ответственности налого-
плательщиков, налоговых агентов и других обязанных лиц. В НК
РФ предусмотрено привлечение виновных в нарушении налогового
законодательства лиц к ответственности по налоговому законода-
тельству, что не исключает административную и уголовную ответ-
ственность должностных и иных физических лиц при наличии соот-
ветствующих оснований (ст. 10, п. 4 ст. 108 НК РФ).
№5 Задача.
По результатам КНП представленных 20.05.2005 обществом "Нефтебаза "Красный Яр": налоговой декларации по НДС за апрель 2005 года и уточненных налоговых деклараций за июнь, декабрь 2004 года, - налоговым органом было вынесено решение от 23.09.2005 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме XXX руб.
Решение налогового органа мотивировано тем, что ОАО "Нефтебаза "Красный Яр" не выполнил условия, предусмотренные пунктом 4 статьи 81 НК РФ, так как на дату подачи уточненных налоговых деклараций 20.05.2005г. не были уплачены суммы пеней: по декларации за июнь 2004 г. - 250 960 руб., по декларации за декабрь 2004 г. - 254 416 руб.
При вынесении постановления по делу, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на момент подачи уточненных деклараций за июнь и декабрь 2004 года у налогоплательщика имелась переплата, превышающая сумму налога и пеней, подлежащих уплате по данным уточненным декларациям.
Арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что 20.05.2005 г. обществом "Нефтебаза "Красный Яр" были поданы уточненные налоговые декларации за июнь и декабрь 2004 года и налоговая декларация за апрель 2005 года.
Согласно указанным уточненным декларациям общая сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая к доплате в бюджет, составила 300000 руб. (за июнь, декабрь 2004 года), общая сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уменьшению, составила 300000 руб. (по декларации за апрель 2005 года).
Арбитражным судом установлено, что у ОАО "Нефтебаза "Красный Яр" на момент подачи уточненных налоговых деклараций 20.05.2005г. имелась переплата по НДС, превышающая подлежащую уплате по уточненным декларациям сумму налога на добавленную стоимость и соответствующих ей сумму пеней.
Есть ли по данному делу состав правонарушения, предусмотренного ст. 122 Налогового кодекса. Какое решение по должен вынести суд? Обоснуйте свой ответ.
Решение:
По данному делу нет состава правонарушения предусмотренного ст.122 Налогового кодекса РФ (Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия)). Согласно п.4 статьи 81 Налогового кодекса РФ: Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
1) представления уточненной
2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
При решении данного дела суд должен руководствоваться статьей 78 Налогового кодекса РФ, согласно которой:
1. Сумма излишне уплаченного
налога подлежит зачету в счет
предстоящих платежей
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
2. Зачет или возврат суммы
излишне уплаченного налога
3. Налоговый орган обязан
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Литература
1. Грачев Е.Ю.,Соколов Э.Д. Налоговое право. – М.,2003
2. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. – ЗАО Юстицинформ - 2005
3. Калинина Л.А., Кузьмичева Т.А. Административная ответственность: Учебное пособие. Нормативные акты. – М.,2000
4. Карасев М.В. Финансовое право Российской Федерации- М.,2004
5. Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право. – М.,2002.
6. Крохина Ю.А. Налоговое право России. – М.,2003
7. Кустова М.В., Ногина А.О., Шевелева И.А. Налоговое право России. Общая часть. – М.,2001
8. Кучеров И.И. Налоговое право России.: Курс лекций.- М.,2001
9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория гоударства и права- М.,2003
10. Парыгина В.А.,Тедеев А.Н. Налоговое право Российской Федерации. – Ростов на Дону, 2002
11. Пепеляев С.Г. Налоговое право. – М., 2000
12. Передернин А.В. Налоговое право Российской Федерации- Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Тюмень: Издательство Тюм.ГУ, 2008. 350 с.