Понятие налога и сбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 13:10, реферат

Описание работы

Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Содержание работы

1. Понятие налога и сбора ........................................................Target not found!
2. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о
налогах и сборах. .......................................................................Target not found!
3. Федеральные налоги и сборы...............................................Target not found!
4. Региональные налоги.............................................................Target not found!
5. Местные налоги.....................................................................Target not found!
6. Налогоплательщики и плательщики сборов.......................Target not found!
7. Взаимозависимые лица ........................................................Target not found!
8. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)
Target not found!
9. Налоговые агенты и сборщики налогов..............................Target not found!
10. Налог на доходы физических лиц......................................Target not found!
Библиографический список:...........

Файлы: 1 файл

НАЛГОГВОЕ ПРАВО.docx

— 59.33 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие налога и сбора

Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.1

Таким образом, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (статья 45 НК РФ), но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор - это обязательный взнос. В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.

Уплата сбора (в соответствии с целями правового документа, установившего конкретный сбор) предполагает возникновение некоторых публичных отношении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, является одним из важнейших понятий в налоговом законодательстве, ввиду того что он существенно влияет на статус налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов).

Общие принципы исчисления сроков в налоговых правоотношениях установлены в ст. 6.1 НК РФ следующим образом.

1. Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

2. Течение срока начинается  на следующий день после календарной  даты или наступления события (совершения действия), которым определено  его начало.

3. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

4. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день  последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

5. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

6. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если  срок не установлен в календарных  днях. При этом рабочим днем  считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

7. В случаях, когда последний  день срока приходится на день, признаваемый в соответствии  с законодательством Российской  Федерации выходным и (или) нерабочим  праздничным днем, днем окончания  срока считается ближайший следующий  за ним рабочий день.

8. Действие, для совершения  которого установлен срок, может  быть выполнено до 24 часов последнего  дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ с 1 января 2007 года прямо установлено, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Что это означает на практике? То, что участники налоговых правоотношений при выполнении своих обязанностей или при реализации прав должны внимательно относиться к содержанию норм соответствующих статей НК РФ. Если в статье НК РФ просто указан срок в днях, то это автоматически означает его исчисление в рабочих днях. Ограничение срока календарными днями должно быть прямо оговорено в соответствующей статье НК РФ.2

 

 

 

 

 

 

  1. Федеральные налоги и сборы

Под налогом согласно положениям, закрепленным в п. 1 ст. 8 НК РФ, понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором согласно положениям, закрепленным в п. 2 ст. 8 НК РФ, понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В п. 2 ст. 12 НК РФ содержится легальное определение понятия «федеральные налоги и сборы».

Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно положениями НК РФ, следовательно, решение об установлении и введении федеральных налогов принимает высший орган представительной власти государства. Федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории РФ, если другое не закреплено законодательством РФ. Федеральные налоги зачисляются в бюджет РФ, субъектов РФ и бюджеты других уровней.

Федеральные налоги являются основным видом налогов в РФ и играют ведущую роль при формировании федерального бюджета РФ.

Федеральные налоги подразделяются на три основные группы:

1) платежи, полностью поступающие  в федеральный бюджет (например, налог на добавленную стоимость);

2) платежи, регулирующие  доходы бюджета, т. е. полностью или  в определенной доле передаются  в бюджеты субъектов РФ и  в местные бюджеты (например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы);

3) платежи, имеющие целевую  направленность и поступающие  в экономические фонды; эти платежи  включаются в федеральный бюджет.

Согласно положениям, закрепленным в ст. 13 НК РФ, к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную  стоимость (гл. 21 НК РФ);

2) акцизы (гл. 22 НК РФ);

3) налог на доходы физических  лиц (гл. 23 НК РФ);

4) единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);

5) налог на прибыль  организаций (гл. 25 НК РФ);

6) налог на добычу полезных  ископаемых (гл. 26 НК РФ);

7) водный налог (гл. 25.2 НК  РФ);

8) сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов (гл. 25.1 НК  РФ);

9) государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ). Налоговым кодексом  РФ могут устанавливаться3

специальные налоговые режимы, которые предусматривают федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. Налоговый кодекс РФ также определяет порядок установления таких налогов и порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Региональные налоги

Региональные налоги– обязательные платежи в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на территории всех регионов соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги четко определены законодательством и к ним относятся:

1. транспортный налог;

2. налог на имущество организаций (предприятий);

3. налог на игорный бизнес.

Региональные налоги аккумулируются в региональных бюджетах и используются субъектом РФ для выполнения своих функций.

Бюджетно-налоговые системы создаются и реформируются для выполнения нескольких взаимосвязанных функций, среди который следующие:

1) Закрепление определенного  порядка движения бюджетно-налоговых  потоков по уровням территориальной  организации государства (направление  этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение и т.д.) и  адекватных процедур регулирования  возникающих по этому поводу  отношений.

2) Аккумулирование и использование  в общерегиональных целях средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджетно-налоговые системы полностью и одноканально (таково большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций), аналогично образованных средств, поступающих в эти системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения между бюджетно-налоговыми системами разного уровня (например “нефтяные деньги”). Часть средств, аккумулируемых в вышестоящей бюджетно-налоговой системе, перераспределяется по тем или иным соображениям в пользу нижестоящих региональных систем (дотации и субвенции, а также часть “местных средств”, по разрешению вышестоящих систем им не перечисленная).

3) Выполнение региональными  органами власти и управления  своих представительных и исполнительных  полномочий с соблюдением требований  формальной финансовой независимости  их политики от вышестоящих  уровней.

4) Самообеспечение внутрирегиональных социальных программ, т.е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализации его национально-этнических интересов. Несмотря на все большую самодостаточность населения и коммерциализацию социальной сферы, доля стоимости соответствующих услуг, финансируемых через каналы региональных бюджетно-налоговых систем, достигает четверти к сумме доходов населения России (за вычетом налогов).

5) Формирование инфраструктурного  каркаса территории (отрасли “местного  хозяйства”, местные дороги и  транспорт и т.п.) как важнейшего  исходного условия формирования  и поддержания внутрирегиональных связей.

6) Регулирование состояния  и использования природно-ресурсного  и экологического потенциала (земля, недра, леса, воды, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественного  базиса существования и развития  территории.

7) Стимулирование определенных  ценностных региональных ориентиров  населения, создание условий для  его деловой активности, для структурных  преобразований, для инвестиционной  привлекательности и т.д. Это вопрос  не только потенций территориального  развития, но и будущего бюджетно-налогового  благополучия. 4

 

Рассмотрим основные моменты каждого из региональных налогов более подробно:

Транспортный налог

Транспортный налог является одним из региональных налогов и устанавливается НК и законами субъектов Российской Федерации «О транспортном налоге».

Законодательные органы каждого региона РФ самостоятельно определяют ставку транспортного налога в пределах, установленных НК, а также устанавливают порядок и сроки его уплаты.

Налоговые ставки, указанные в разделе «Региональные налоги» Налогового Кодекса к статье главы 28 «Транспортный налог» могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.

При установлении данного вида регионального налога субъекты РФ могут также предусматривать налоговые льготы и порядок их использования налогоплательщиком. Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК.

Информация о работе Понятие налога и сбора