Понятие налогообложения, налога, налоговых правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Налог- это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый госу-дарством с домохозяйств (физических лиц) и фирм (юридических лиц) для покрытия общегосударственных потребностей. Налоги поступают в государственный бюджет.
Основными характеристиками налога являются:
 принудительность - налог взимается не в силу договора, а в силу осуществления властных прерогатив государства;
 обязательность - уплата налога является обязанностью, а нежеланием плательщиков;

Содержание работы

1. Понятие налогообложения, налога, налоговых правоотношений…..3
2. Анализ договора аренды………………………………………………..7
3. Задача……………………………………………………………………..12
Список используемых источников…………………………………………14

Файлы: 1 файл

Контрольная по налогам.docx

— 41.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Титульник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Понятие налогообложения, налога, налоговых правоотношений…..3
  2. Анализ договора аренды………………………………………………..7
  3. Задача……………………………………………………………………..12

Список используемых источников…………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие налогообложения, налога, налоговых правоотношений.

Налог - это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством с домохозяйств (физических лиц) и фирм (юридических лиц) для покрытия общегосударственных потребностей. Налоги поступают в государственный бюджет.

Основными характеристиками налога являются:

  • принудительность - налог взимается не в силу договора, а в силу осуществления властных прерогатив государства;

  • обязательность - уплата налога является обязанностью, а нежеланием плательщиков;

  • безвозмездность - в обмен на уплату налога его плательщики не посредственно не получают товары или услуги;

  • обезличенность - налог не закреплен за конкретным видом расходов;

  • законодательная определенность - налог уплачивается в порядке и на условиях, заранее определенных законодательными актами, причем такая выплата не является штрафом,  наложенным судом за незаконные действия.

Налогообложение представляет собой совокупность финансово-экономических и организационно-правовых отношений, возникающих по поводу взимания налогов, то есть властно-принудительного, одностороннего и безэквивалентного изъятия части доходов корпоративных или индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

В экономической системе налоги выполняют следующие основные функции:

  • фискальную;

  • регулирующую;

  • социальную.

Фискальная функция (от лат. «fiscus» - государственная казна) состоит в аккумуляции средств в государственном бюджете для последующего финансирования государственных расходов. Налоги выполняют прежде всего фискальную функцию.

Эта функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сущности и назначения налогов и определяла нейтральный характер налоговой системы, что отвечало принципам классической экономической теории о невмешательстве государства в экономическую жизнь общества. Однако такой подход не учитывал возможности налогового воздействия на эффективность распределения и использования ресурсов.

С развитием экономической системы возникла необходимость определенного корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.

Посредством регулирующей функции налогов обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.

Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.

Стимулирующее воздействие налогов реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплателыциками в соответствии с экономической политикой государства.

Налоговые льготы используются и для смягчения социального неравенства. Здесь проявляется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).

Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

Юридической формой выражения и закрепления налогообложения являются налоговые правоотношения. Право осуществляет свою социальную функцию лишь в процессе реализации его норм в общественных отношениях. Налоговые правоотношения не могут быть сведены только к отношениям по поводу установления и взимания налогов.

Налоговые правоотношения — это особый вид финансовых отношений, урегулированных нормами права, содержание которых касается установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования неправомерного поведения участников этих отношений, привлечения к ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь о налогах и предпринимательстве.

Все содержащиеся в определении виды налоговых правоотношений реализуются в рамках только финансовых, а не каких-либо иных отношений. Следует четко разграничивать присущее налоговому праву понятия «субъект права», «субъект правоотношения».

Субъект права — это потенциальный участник налоговых отношений, субъектом налогового правоотношения он становится в результате реализации своих субъектных прав и юридических обязанностей. Такое понимание указанного отношения означает, что субъект правоотношения и участник — идентичные понятия. Однако субъект налогового правоотношения не идентичен понятию «сторона налогового правоотношения», так как каждая сторона может быть представлена несколькими субъектами, а, во-вторых, возможны ситуации, когда один и тот же субъект выступает как властвующая и обязанная сторона.

Всех субъектов налоговых правоотношений в силу универсальности общеправовых начал можно подразделить на: индивиды, организации, общественные (общественно-территориальные) объединения.

Государство выступает в качестве властвующей стороны, что обусловлено его суверенитетом, организаторской и собственнической функциями. Индивиды и организации являются обязанной стороной, их статус воплощен в понятии «налогоплательщик». Каждый субъект налогового права в силу действия налогового законодательства, т.е. не зависимо от участия в тех или иных налоговых правоотношениях, обладает комплексом прав и обязанностей, которые составляют содержание понятия «налоговая провосубъектность». В содержание налоговой правосубъектности входят налоговая дееспособность, налоговая деликтоспособность и налоговая сделкоспособность.

 

 

Согласно НК РБ субъектами налоговых правоотношений являются:

  • организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками;
  • организации и физические лица, являющиеся налоговыми агентами;
  • Министерство по налогам и сборам (МНС) и его местные инспекции;
  • Государственный таможенный комитет (ГТК) и региональные таможни;
  • Министерство финансов и местные финансовые органы; сборщики налогов; органы внебюджетных фондов;
  • Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля [8,9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ договора аренды 

Договор аренды является одним из самых распространенных гражданско-правовых договоров в нашей стране. На современном сложном этапе развития экономики Республики Беларусь мелкие и средние предприятия не имеют в собственности здания для юридического адреса, производственных площадей для осуществления основной деятельности, сложного дорогостоящего промышленного оборудования. Поэтому данные предприятия вынуждены заключать договора аренды.

Правовое регулирование договора аренды довольно обширно. Общие нормы, регулирующие арендные отношения, содержатся в главе 34 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК РБ). Они закрепляют определение и существенные условия как договора аренды в целом, так и отдельные его разновидности (прокат, аренда транспортных средств, аренда зданий и сооружений, аренда предприятий, финансовая аренда (лизинг)), порядок изменения и расторжения таких договоров.

Кроме Кодекса в сфере арендных отношений имеется и специальное регулирование, которое осуществляется посредством актов законодательства и нормативно-правовых актов.

Например, можно назвать Закон Республики Беларусь от 12 декабря 1990 г. №460-XII  «Об аренде», которым более детально регламентируются вопросы содержания договора аренды и меры защиты прав участников арендных отношений. Данный Закон применяется в части, не противоречащей Гражданскому кодексу [4].

Общее определение договора аренды (имущественного найма) содержится в статье 577 ГК РБ. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При заключении любого договора аренды арендатору принадлежит право пользования арендованным имуществом. Это основное право арендатора, вытекающее из договора.

Под пользованием понимается извлечение из вещи ее полезных свойств без изменения субстанции вещи, в том числе приобретение плодов и доходов. По общему правилу плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. На основании статьи 136 ГК РБ плоды, продукция и доходы, полученные в результате использования имущества, могут принадлежать и любому другому лицу, указанному в договоре, и, в том числе, могут переходить в собственность арендодателя.

Праву пользования арендатора присуще свойство следования за вещью. Переход права собственности (пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

Арендатор вправе требовать возврата арендованного имущества из любого незаконного владения, т.е. от юридического лица и гражданина, не имеющих законного основания на владение им. Истребовать из чужого владения можно лишь индивидуально-определенное имущество. Что касается плодов, продукции и иных объектов, характеризуемых родовыми признаками, то от должника (лица неправомерно удерживающего арендованное имущество и получающего с него плоды, продукцию, доходы) можно требовать лишь уплаты стоимости и возмещения причиненных убытков. Требование о передаче в натуре плодов, продукции возможно только в случае, когда они действительно имеются в наличии у должника и имеются тому доказательства.

Арендатор имеет право на защиту возможности владеть и пользоваться имуществом и в том случае, когда его права нарушены собственником имущества – арендодателем.

Договор аренды сам по себе является консенсуальным, возмездным и двусторонним.

В договоре аренды участвуют две стороны: арендодатель, предоставляющий имущество во временное пользование за определенное вознаграждение, и арендатор – лицо, приобретающее по данному договоруправо пользования и в определенной мере владения и распоряжения этим имуществом. Арендатором и арендодателем могут выступать все участники регулируемых гражданским законодательством отношений.

Существенным условием договора аренды является предмет договора (данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды). Указанное условие должно быть выполнено в отношении всех разновидностей договоров аренды.

При рассмотрении спора, вытекающего из договора аренды в котором отсутствует договоренность о предмете договора, суд на основании соответствующей нормы закона, не позволяющей считать подобный договор заключенным, должен указать на данное обстоятельство в мотивировочной части судебного решения.

Предметом договора аренды может выступать самое различное имущество. Например, аренда аттракционов. Перечень объектов аренды, содержащихся в статье 578 ГК РБ, не является исчерпывающим, однако в отношении некоторых видов имущества законодательными актами могут быть установлены ограничения или вовсе не допускаться сдача их в аренду. Это относится прежде всего к тем видам имущества, которые изъяты из оборота или оборотоспособность которых ограничена (статья 129 ГК РБ). Например, стратегически важные объекты, вооружение, железные дороги общего пользования и иные объекты общегосударственного или специального назначения.

Кроме актов законодательства, виды имущества, сдача которых в аренду не допускается или ограничивается, могут содержаться и в нормативно-правовых актах (например, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 1990 г. № 148 «О видах (группах) предприятий (объединений), организаций и видах имущества, сдача которых в аренду или выкуп не допускается или ограничивается»).

Информация о работе Понятие налогообложения, налога, налоговых правоотношений