Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:01, курсовая работа
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Полноценное развитие законодательства о местном самоуправлении является также залогом развития демократии в нашей стране, создания правового государства.
Введение
Глава 1. Понятие правовой основы
Глава 2. Нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении.
Глава 3. Федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Глава 4. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Глава 5. Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления.
План работы
Введение
Глава 1. Понятие правовой основы
Глава 2. Нормы Конституции
Российской Федерации о
Глава 3. Федеральные законы
и подзаконные нормативные
Глава 4. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Глава
5. Нормативные правовые акты, принимаемые
в системе местного
Введение:
Эффективное функционирование системы
местного самоуправления во многом определяется
уровнем развития его правовой основы.
Совершенствование местного самоуправления
на этапе реального реформирования невозможно
без детальной разработки законодательного
регулирования всех аспектов общественных
отношений его деятельности. Полноценное
развитие законодательства о местном
самоуправлении является также залогом
развития демократии в нашей стране, создания
правового государства.
В российском законодательстве существует
отдельная отрасль права- Муниципальное
право Российской Федерации, представляющая
совокупность правовых норм, закрепляющих
и регулирующих общественные отношения,
возникающие в процессе организации местного
самоуправления и решения населением
муниципальных образований непосредственно
через выборные и другие органы местного
самоуправления вопросов местного значения,
а также в процессе реализации отдельных
государственных полномочий, которыми
могут наделяться органы местного самоуправления.
Все отношения, возникающие в процессе
организации и действие местных органов
управления, и призвано регулировать муниципальное
право. В частности оно регулирует:
выбор населением организационных форм
самоуправления, его структуры, формирования
соответствующих органов; управление
муниципальной собственностью, хозяйством,
формированием и исполнением местного
бюджета; осуществление органами местного
самоуправления отдельных государственных
полномочий, переданных им в соответствие
с законодательными и правовыми актами
федеральных органов власти и органов
власти субъектов федерации; реализацию
органами местного самоуправления конституционного
права на судебную защиту, на компенсацию
расходов, возникающих в связи с возложением
на них дополнительных расходов, а также
в связи с неправомерными действиями органов
государственной власти.
Местное самоуправление будучи, хотя и
на определенных автономных началах, инкорпорированным
в государственную структуру, подвержено
правовому регулированию со стороны самих
местных сообществ, со стороны субъектов
и Российской Федерации. Это означает,
что исследованию следует подвергнуть
нормативно-правовую базу на трех уровнях:
федеральном, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований. Местное самоуправление
в Российской Федерации функционирует
на основе целой системы нормативно-правовых
актов, разработанных на каждом из этих
трех уровней.
Глава 1. Понятие правовой основы
Правовая основа местного самоуправления
представляет собой взаимосвязанную систему
нормативных правовых актов и правовых
норм, регулирующих вопросы организации
и деятельности местного самоуправления
и его предназначения, как института, в
общей системе управления.
Система нормативных правовых актов и
норм о местном самоуправлении имеет следующую
внутреннюю структуру.
Во-первых, нормативные правовые акты
и правовые нормы подразделены на три
группы. Первую группу составляют нормативные
правовые акты федерального значения.
На федеральном уровне закрепляются общие
принципы правового регулирования местного
самоуправления. К нормативно-правовым
актам этого уровня относятся Конституция
Российской Федерации, Федеральный закон
№ 154 от 28.08.95г. «Об общих принципах организации
местного самоуправления», Федеральный
закон № 126 от 25.09.97г. «О финансовых основах
местного самоуправления в Российской
Федерации» и другие федеральные законы,
затрагивающие вопросы местного самоуправления.
Указы Президента Российской Федерации,
постановления палат Федерального Собрания
Российской Федерации, постановления
Конституционного Суда Российской Федерации
также регулируют отношения, возникающие
в процессе организации и деятельности
местного самоуправления.
Вторую группу составляют нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации.
К ним относятся конституции, уставы, законы,
а также нормативные правовые акты исполнительных
органов государственной власти и должностных
лиц субъектов Российской Федерации.
Третью группу составляют нормативные
правовые акты, принимаемые в системе
местного самоуправления. К ним относятся
решения, принятые на местном референдуме,
сходе граждан, решения представительных
и исполнительных органов местного самоуправления,
должностных лиц местного самоуправления.
Например, уставы муниципальных образований,
положения о бюджетном устройстве и бюджетном
процессе, положения о структуре органов
местного самоуправления, о порядке управления
муниципальной собственностью являются
нормативными правовыми актами, составляющими
правовую основу местного самоуправления.
Во-вторых, нормативные правовые акты
подразделяются по юридической силе на
законы и подзаконные акты. Законы обладают
высшей юридической силой по отношению
к подзаконным актам. Подзаконные акты
не должны вступать в противоречие с законами.
Если подзаконный нормативный акт противоречит
закону, то он не действует в части противоречащей
закону и должен быть приведен в соответствие
с законом.
Законы издаются Федеральным собранием
Российской Федерации, законодательными
органами субъектов Российской Федерации.
Главное место в системе законов занимает
Конституция Российской Федерации, на
основе которой принимаются федеральные
законы, законы субъектов Российской Федерации,
а также подзаконные акты всех уровней
органов государственной власти и местного
самоуправления.
Это означает, что нормативные правовые
и иные акты, принимаемые Президентом
Российской Федерации, Правительством
Российской Федерации, иными федеральными
органами должны соответствовать Конституции
Российской Федерации и действующим Федеральным
законам.
Такое же соотношение закона и подзаконного
акта должно соблюдаться и в субъектах
Российской Федерации.
Кроме того, все законы и подзаконные акты
субъектов Российской Федерации не должны
противоречить Конституции Российской
Федерации, Федеральным законам, а также
нормативным правовым актам, принимаемым
Президентом Российской Федерации и Правительством
Российской Федерации. Безусловно, что
при этом акты Президента и Правительства
не входят в противоречие с Конституцией
Российской Федерации и Федеральными
Законами.
Соблюдение принципа соподчинения нормативных
правовых актов, регулирующих отношения
в системе местного самоуправления является
одним из главных условий, обеспечивающих
нормальное управление процессом становления
и развития института местного самоуправления.
Нормативные акты о местном самоуправлении
должны составлять единый согласованный
механизм, слаженно действующий в масштабе
всего государства.
Согласно статье 7 Федерального Закона
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
местное самоуправление осуществляется
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, указанным Законом, другими
федеральными законами, конституциями,
уставами субъектов Российской Федерации,
законами субъектов Российской Федерации.
Далее Закон устанавливает норму подчиненности
нормативных актов субъектов Российской
Федерации нормативным актам федерального
уровня. Часть 2 статьи 7 Закона гласит:
«Законодательное регулирование субъектами
Российской Федерации вопросов местного
самоуправления осуществляется в соответствии
с Конституцией Российской Федерации
и настоящим Законом».
В части 3 этой же статьи Закон вводит норму
о согласованности остальных законов,
устанавливающих нормы муниципального
права с Конституцией Российской Федерации
и базовым Федеральным Законом «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации». Это означает,
что все принимаемые нормативные акты
не должны противоречить не только Конституции
Российской Федерации, но и названному
Федеральному закону. Следовательно, и
Конституция РФ и названный федеральный
закон являются фундаментом, на котором
строится вся правотворческая деятельность
всех органов государственной власти
в области местного самоуправления.
В случае противоречия норм муниципального
права, содержащихся в законах, положениям
Конституции Российской Федерации, Федеральному
Закону «Об общих принципах...» применяются
положения Конституции Российской Федерации
и указанного специального, базового федерального
закона.
Такой подход способствует созданию единого
правового поля в системе местного самоуправления.
В-третьих, нормативные правовые акты
подразделяются на специальные, полностью
посвященные регулированию всех или отдельных
отношений в системе местного самоуправления,
и содержащие отдельные нормы, касающиеся
местного самоуправления.
Специальными законами являются, например,
Федеральный Закон № 154 от 28.08.95 г. «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации», Федеральный
Закон № 126 от 25.09.97 г. «О финансовых основах
местного самоуправления в Российской
Федерации», Федеральный Закон № 138 от
26.11.96г. «Об обеспечении конституционных
прав граждан Российской Федерации избирать
и быть избранными в органы местного самоуправления»,
Федеральный Закон № 8 от 08.01.98г. «Об основах
муниципальной службы в Российской Федерации»,
законы субъектов Российской Федерации
о местном самоуправлении, о выборах в
органы местного самоуправления, о местном
референдуме, о территориальном общественном
самоуправлении, о собраниях (сходах) граждан,
о выборах должностных лиц местного самоуправления,
о порядке формирования муниципальной
собственности и другие.
Нормы, регулирующие отдельные виды отношений
в системе местного самоуправления содержатся,
например, в Конституции Российской Федерации,
в ряде федеральных законов, конституциях
и уставах субъектов Российской Федерации,
а также в отдельных законах субъектов
Российской Федерации, не имеющих специального
для местного самоуправления предназначения.
ent: 2cm; margin-bottom: 0cm; widows: 0; orphans: 0"> К таким
законам можно отнести Закон Российской
Федерации № 21118-1 от 27.12.97 г. «Об основах
налоговой системы в Российской Федерации»,
Закон РСФСР 2056-1 от 18.12.91г. «Об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса
в РСФСР», Закон Российской Федерации
2395-1 от 21.02.92 г. «О недрах», Закон Российской
Федерации № 3266-1 от 10.07.92 г. «Об образовании»
и другие, налоговый и бюджетный кодексы.
Глава 2. Нормы
Конституции Российской
Безусловно, что важнейшим документом
федерального значения, регламентирующим
деятельность местного самоуправления,
является основной закон нашей страны
– Конституция Российской Федерации,
принятая всенародным голосованием 12
декабря 1993 года. На основании ст.12 Конституции
РФ местное самоуправления признается
и гарантируется в Российской Федерации.
Согласно Конституции местное самоуправление
не входит в систему органов государственной
власти и является самостоятельным в пределах
своих полномочий. Общие принципы организации
местного самоуправления в соответствии
со ст. 72 отнесены к совместному ведению
Российской Федерации и ее субъектов.
Глава 8 Конституции Российской Федерации
целиком посвящена местному самоуправлению.
В ст. 130-133 закреплены основные права местного
самоуправления на самостоятельное решение
населением вопросов местного значения,
на владение, пользование и распоряжение
муниципальной собственностью, на осуществление
местного самоуправления путем референдума,
выборов, других форм волеизъявления через
выборные и другие органы местного самоуправления.
В Конституции отмечена обязательность
учета исторических и иных местных традиций
при осуществлении местного самоуправления.
Населению муниципальных образований
дано право самостоятельно определять
структуру органов местного самоуправления.
Изменение границ территории муниципального
образования возможно также только с учетом
мнения населения. По Конституции РФ органы
местного самоуправления вправе формировать,
утверждать и исполнять местный бюджет,
устанавливать местные налоги и сборы,
осуществлять охрану общественного порядка
и решать другие вопросы местного значения.
Органам местного самоуправления могут
передаваться отдельные государственные
полномочия с передачей необходимых материальных
и финансовых ресурсов для их осуществления,
но контроль за их реализацией остается
за государством. Конституцией РФ местному
самоуправлению гарантируется судебная
защита, запрещается ограничение прав,
установленных Конституцией и федеральными
законами, и дается право на компенсацию
дополнительных расходов, возникших в
результате решений государственной власти.
Местное самоуправление является одним
из институтов, составляющих основы конституционного
строя Российской Федерации.
Это придает черты устойчивого характера
местному самоуправлению в обществе.
Часть вторая статьи 3 Конституции Российской
Федерации устанавливает, что народ осуществляет
свою власть непосредственно, а также
через органы местного самоуправления,
часть вторая статьи 2 закрепляет наличие
муниципальной собственности у муниципальных
образований, часть вторая статьи 9 гласит,
что земля и природные ресурсы могут находиться
в муниципальной собственности.
Логическая последовательность и предназначение
этих норм свидетельствуют о том, что власть
народа строится не на пустом месте. Основой
ее является муниципальная собственность,
в том числе земля и другие природные ресурсы.
Таким образом, материальную основу власти,
осуществляемой гражданами в муниципальном
образовании, составляет муниципальная
собственность.
Статья 12 данной главы Конституции Российской
Федерации, придавая особую важность местному
самоуправлению, установила, что в Российской
Федерации признается и гарантируется
местное самоуправление. Далее статья
12 устанавливает принцип самостоятельности
местного самоуправления в системе общества.
Местное самоуправление имеет свои полномочия.
Согласно статье 15 части 2 Конституции
органы местного самоуправления обязаны
соблюдать Конституцию Российской Федерации
и законы. Конституция тем самым определяет
условия деятельности местного самоуправления.
Таковы нормы о местном самоуправлении,
содержащиеся в главе первой Конституции
Российской Федерации об основах Конституционного
строя в Российской Федерации.
Не менее важными являются нормы, установленные
в главе второй Конституции Российской
Федерации о правах и свободах человека
и гражданина.
Согласно статье 18 Конституции Российской
Федерации права и свободы человека и
гражданина определяют деятельность местного
самоуправления. Тем самым Конституция
устанавливает тесную связь между человеком
и местным самоуправлением, с одной стороны,
и между его правами, свободами и деятельностью
местного самоуправления — с другой. При
этом основу самоуправления составляет
человек, его права и свободы.
Далее в статье 32 ч. 2 Конституции Российской
Федерации за гражданами Российской Федерации
закрепляется право избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления, а также
участвовать в референдуме. Это означает,
что граждане вправе осуществлять власть
как путем непосредственного, прямого
волеизъявления, так и работая в органах,
в которые они могут быть избранными. Кроме
того, все граждане, обладающие правом
избирательного голоса, осуществляют
свою власть через избираемые ими представительные
органы местного самоуправления и выборных
должностных лиц местного самоуправления.
Данная норма Конституции Российской
Федерации определяет формы прямого волеизъявления
граждан и опосредованного осуществления
ими власти через создаваемые ими органы
местного самоуправления. orphans: 0">
Статья 33 Конституции Российской Федерации
вводит элемент открытости деятельности
органов местного самоуправления. В соответствии
с указанной статьей граждане имеют право
обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения
в органы местного самоуправления.
Глава 8 Конституции Российской Федерации
устанавливает содержание и предназначение
местного самоуправления. В ней, равно
как и в предыдущих главах, устанавливаются
основополагающие нормы-принципы, раскрывающие
понятие местного самоуправления, его
основы, формы осуществления, пределы
действия, полномочия по важнейшим вопросам,
и, гарантии.
Предназначение местного самоуправления,
согласно статье 130 ч. 1 Конституции Российской
Федерации состоит в решении вопросов
местного значения. При этом указывается,
что население владеет, пользуется и распоряжается
муниципальной собственностью, наличие
которой закреплено в первой главе Конституции
Российской Федерации. Часть вторая этой
же статьи называет формы, посредством
которых осуществляется местное самоуправление.
Это референдум, выборы, другие формы прямого
волеизъявления, а также выборные и другие
органы местного самоуправления. То есть
на уровне Конституции Российской Федерации
определен механизм местного самоуправления.
Статья 131 ч. 1 устанавливает территориальные
пределы местного самоуправления и право
граждан на установление структуры органов
местного самоуправления. В части второй
этой же статьи установлена норма, обеспечивающая
стабильность границ муниципальных образований.
Их изменение допускается только с учетом
мнения населения соответствующих территорий.
Важнейшее установление содержится в
статье 132 Конституции Российской Федерации.
В части первой названной статьи определен
перечень главных полномочий и предметов
ведения органов местного самоуправления,
от которых зависит состоятельность местного
самоуправления в целом. Названная статья
закрепляет за органами местного самоуправления
права на самостоятельное управление
муниципальной собственностью, формирование,
утверждение и исполнение местного бюджета,
установление местных налогов и сборов.
Такой подход позволяет создать органам
местного самоуправления самостоятельную
экономическую основу, являющуюся фундаментом
местного самоуправления.
Часть вторая статьи 131 Конституции Российской
Федерации расширяет сферу деятельности
органов местного самоуправления тем,
что они могут быть наделены отдельными
государственными полномочиями. Это означает,
что местное самоуправление, наряду с
вопросами местного значения может решать
также вопросы государственного значения.
Данная норма близка по своему содержанию
к статье 3 ч. 1 Европейской Хартии о местном
самоуправлении, согласно которой органы
местного самоуправления призваны регламентировать
значительную часть государственных дел
и управлять ей под свою ответственность
и в интересах местного населения.
Для осуществления государственных полномочий
органам местного самоуправления передаются
государством материальные и финансовые
ресурсы.
Статья 133 устанавливает правовые и экономические
гарантии местного самоуправления. В соответствии
с указанной статьей местное самоуправление
в Российской Федерации гарантируется
правом на судебную защиту, на компенсацию
дополнительных расходов, возникших в
результате решений, принятых органами
государственной власти, запретом на ограничение
прав местного самоуправления, установленных
Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами.
Конституция Российской Федерации содержит
основные принципы о местном самоуправлении.
Нормы, установленные в ней, носят открытый
характер. Это означает, что в развитие
конституционных норм могут быть приняты
федеральные законы, законы субъектов
Российской Федерации и другие нормативные
правовые акты.
Такая возможность закреплена, например,
в статье 72 ч. 1, пункт «н», которая относит
вопрос об установлении общих принципов
организации местного самоуправления
к предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из всего вышеизложенного можно сделать
вывод, что Конституция Российской Федерации,
являясь основным законом общества и государства
установила систему норм о местном самоуправлении,
на которой должны базироваться все остальные
нормативные правовые акты.
При этом нормы Конституции Российской
Федерации подразделяются на нормы:
разрешающие введение местного самоуправления
в Российской Федерации; определяющие
предназначение местного самоуправления;
закрепляющие механизм и регулирующие
организацию и деятельность местного
самоуправления; устанавливающие экономическую
основу местного самоуправления; закрепляющие
территориальные пределы местного самоуправления;
устанавливающие компетенцию местного
самоуправления по отдельным вопросам;
устанавливающие гарантии местного самоуправления;
устанавливающие права граждан на местное
самоуправление и запрещающие ограничение
прав на местное самоуправление. (1)
Все перечисленные и другие нормы нашли
свое развитие в федеральных нормативных
правовых актах, нормативных правовых
актах субъектов Российской Федерации,
а также нормативных правовых актах местного
самоуправления.
Глава 3. Федеральные законы
и подзаконные нормативные правовые акты.
Базовым, специальным законом, развивающим
нормы Конституции Российской Федерации,
регулирующие отношения в системе местного
самоуправления, является Федеральный
Закон № 154 от 28.05.95 г. «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» с изменениями
и дополнениями ФЗ № 107 от 04.08.2000г. В нем
раскрыты основные понятия, термины местного
самоуправления, обозначена роль местного
самоуправления в осуществлении народовластия,
как основы конституционного строя в России,
закреплены права граждан на осуществление
местного самоуправления. Закон определил
полномочия органов государственной власти
Российской Федерации и ее субъектов в
области местного самоуправления, выделил
вопросы, находящиеся в ведении муниципального
образования.
В законодательных основах местного самоуправления
закреплена приоритетность Конституции
Российской Федерации и данного закона
над законодательными актами субъектов
Федерации в случаях их противоречия первым.
Большое внимание в Федеральном законе
уделяется вопросу об уставе муниципального
образования, раскрывается основное содержание,
порядок его разработки и регистрации.
Закон рассматривает территориальные
основы местного самоуправления, вопросы
установления и изменения границ муниципального
образования. (4) Федеральный закон «Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
закрепляет основы деятельности органов
местного самоуправления и подчеркивает,
что органы местного самоуправления не
входят в систему органов государственной
власти и осуществление органами государственной
власти или государственными должностным
лицами местного самоуправления не допускается.
Структура органов должна определяться
населением муниципального образования.
Представительные органы местного самоуправления
состоят из депутатов, выборы которых
должны проводиться на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании. Законом определены
и основные функции представительных
органов. Глава муниципального образования
может быть избран как представительным
органом из своего состава, так и непосредственно
населением данной территории. Статус
депутата муниципального образования
также отражен в федеральном законе. Органы
и должностные лица местного самоуправления
наделены правом принимать правовые акты
по вопросам своего ведения. Законом предусматриваются
различные формы волеизъявления граждан,
такие, как местный референдум, муниципальные
выборы, собрание (сход) граждан и другие
формы осуществления местного самоуправления.
Финансово-экономическая основа местного
самоуправления законодательно регулируется
в соответствии со статьями Федерального
закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации». В нем определены понятия
экономической основы местного самоуправления,
муниципальной собственности, рассмотрены
порядок управления муниципальной собственностью,
отношения органов местного самоуправления
и предприятий и организаций, находящихся
в муниципальной собственности. Также
в законе раскрываются финансовая основа
местного самоуправления, местный бюджет,
источники его формирования и отмечена
самостоятельность органов местного самоуправления
в распоряжении средствами местного бюджета.
Минимальные местные бюджеты обеспечиваются
федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации путем
закрепления доходных источников для
покрытия минимально необходимых расходов
местных бюджетов. Законом «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации», с одной стороны,
гарантируется организационная, финансово-экономическая
самостоятельность местного самоуправления,
судебная защита местного самоуправления.
С другой стороны, Законом предусмотрены
ответственность органов местного самоуправления
и его должностных лиц и контроль за их
деятельностью. 04.08.2001 г. был принят Федеральный
закон № 107 от «О внесении изменений и
дополнений в ФЗ № 154 «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации». Эти изменения
в основном направлены на сохранение единого
правового пространства Российской Федерации,
а именно:
предусмотрены случаи, когда представительный
орган местной власти или глава муниципального
образования принимают нормативные акты,
которые признаны судом противоречащими
Конституции РФ, нормативным актам субъектов
РФ и Уставу муниципального образования;
предусмотрена процедура отмены этих
незаконных нормативных актов; принятие
соответствующих мер органами государственного
управления в случае, если органы местного
самоуправления не отменили незаконный
акт после решения суда в установленные
сроки, вплоть до отрешения главы муниципального
образования от занимаемой должности
и роспуске представительного органа
местного самоуправления.
Направления дальнейшего развития местного
самоуправления в Российской Федерации
нашли отражение в Федеральной программе
государственной поддержки местного самоуправления,
утвержденной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 27 декабря 1995
года. Программа предполагала постепенный
переход от централизованного государственного
управления к децентрализованному управлению
путем передачи муниципальным образованиям
полномочий и ресурсов для решения вопросов
местного значения, создания условий для
дальнейшего развития местного самоуправления.
Одной из главных задач этого документа
являлась разработка правовых основ деятельности
местного самоуправления. Программой
предусматриваются внесение изменений
и дополнений, определяющих права муниципальных
образований, в бюджетное и налоговое
законодательство, в природоохранное
законодательство о земле, разработка
законодательных и нормативных актов
по порядку землепользования и недропользования,
а также закрепление прав на распоряжение
муниципальной собственностью. В рамках
этой программы законодательно разрабатываются
вопросы муниципальной службы, основах
деятельности муниципального здравоохранения,
о муниципальных банках в Российской Федерации.
В России нет концепции развития, поэтому
принимаемые законы не могут работать
эффективно. Федеральная программа поддержки
муниципальных образований не может решить
даже малой части проблем местного самоуправления,
поскольку не опирается на сколь либо
приемлемую доктрину местного (городского
и локально-территориального) развития.
Характерный пример - СЭЗ, которые с самого
начала рассматривались властями как
инструмент политики, а не как инструмент
комплексного экономического развития
территории. То же произошло с малым предпринимательством
и “фермерством“: они рассматриваются
законодателем и правительством, скорее,
как “дань политической моде”, но ни разу
— как опора экономической и политической
реформы. (3)
Законодательная деятельность федеральных
органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации свидетельствует, что нормы
Конституции Российской Федерации о местном
самоуправлении и нормы Федерального
закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» нашли развитие, как в федеральных
законах, так и в законах субъектов Российской
Федерации. Это законы специальные и содержащие
отдельные нормы, регулирующие какие-либо
отношения в системе местного самоуправления.
Специальным подзаконным нормативным
правовым актом является, например. Постановление
Правительства Российской Федерации от
27 декабря 1995 г. № 1251 «О Федеральной программе
государственной поддержке местного самоуправления».
Отдельные нормы, регулирующие отношения
в системе местного самоуправления, закреплены
в Указе Президента Российской Федерации
«О полномочиях Правительства Российской
Федерации по осуществлению передачи
объектов федеральной собственности в
государственную собственность субъектов
Российской Федерации и муниципальную
собственность» от 28 октября 1994 г.
Подзаконные нормативные акты принимаются
для обеспечения выполнения норм Конституции
Российской Федерации и федеральных законов,
регулирующих отношения в системе местного
самоуправления.
Законодательное регулирование местного
самоуправления осуществляется не только
исключительно нормативно-правовыми актами
муниципального права, но и посредством
широкого круга федеральных законов, в
той или иной степени затрагивающих деятельность
муниципальных образований. Гражданский
кодекс Российской Федерации содержит
статьи о признании муниципальных образований
и выступающих от их лица органов местного
самоуправления равноправными участниками
гражданских правоотношений. Федеральный
закон «Об основных гарантиях избирательных
прав» является основой для муниципального
избирательного права и т.д. Необходимо
отметить, что правовым фундаментом для
муниципального законодательства стран
– членов Совета Европы, к которым теперь
относится и Российская Федерация, является
Европейская Хартия о местном самоуправлении.
Целью Совета Европы является построение
Европы на принципах демократии и децентрализации
власти, достижение прочного единства
между его членами на этой основе. Поскольку
местное самоуправление – одна из основ
любого демократического строя, в Европейской
Хартии закреплены общие принципы построения
местного самоуправления, права и гарантии
его защиты. Европейская Хартия отмечает
также необходимость признания местного
самоуправления в законодательстве и,
по возможности, в конституции страны.
В ней раскрывается понятие местного самоуправления,
предусматриваются свободное, тайное,
равное, прямое и всеобщее голосование,
свобода действия местного самоуправления
по любому вопросу своей компетенции,
полнота и исключительность полномочий
местного самоуправления, самостоятельность
определения своей внутренней административной
структуры. Хартия говорит о том, что статус
местных выборных лиц должен обеспечивать
свободное осуществление полномочий,
административный контроль должен быть
только для обеспечения законности и конституционных
принципов. За местным самоуправлением
закрепляется право на обладание собственными
финансовыми средствами и право свободно
ими распоряжаться. Средства должны поступать
за счет местных сборов и налогов, других
источников. Местные органы согласно Хартии
могут сотрудничать и объединяться с другими
органами местного самоуправления, имеют
право сотрудничать с другими подобными
органами других государств. Местному
самоуправлению гарантируется судебная
защита. Российская Федерация подписала
Европейскую Хартию местного самоуправления
27 декабря 1996 года.
Значительное запаздывание мер правового
обеспечения местного самоуправления,
несмотря на вступившие в действие Федеральных
законов & ldquo;Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации” (1 сентября 1995 года), “Об обеспечении
конституционных прав граждан Российской
Федерации избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления” (4
декабря 1996 года), Федеральный закон “Об
основах муниципальной службы в Российской
Федерации” (16 января 1998 года), и подписанный
25 сентября 1997 года Президентом Российской
Федерации Федеральный закон “О финансовых
основах местного самоуправления в Российской
Федерации”, правовое поле в области местного
самоуправления остается далеко не заполненным
как на федеральном и региональном уровнях,
так и на уровне муниципальных образований.
В частности, федеральный закон о финансовых
основах местного самоуправления и обеспечении
федеральных гарантий финансовой самостоятельности
местного самоуправления не получил развития
в федеральном бюджетном и налоговом законодательстве,
законы о порядке передачи объектов федеральной
собственности в муниципальную собственность,
о землях городских и сельских поселений,
о порядке наделения органов местного
самоуправления отдельными полномочиями
Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, о государственных минимальных
социальных стандартах, об установлении
порядка судебной защиты прав местного
самоуправления, об ответственности органов
местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления и др., не
приняты вообще. Иначе говоря, на федеральном
уровне имеем пока лишь некоторые гарантии
в институциональном плане, федеральные
же гарантии в области отношений собственности,
финансовых отношений и гарантии правозащиты
или вовсе отсутствуют или обозначены
лишь как общие принципы осуществления
таких гарантий. Кроме того, необходимо
обратить внимание на возрастающее число
случаев грубых нарушений конституционных
прав граждан на местное самоуправление
в законодательстве отдельных субъектов
Российской Федерации. Данная проблема,
как представляется, приобретает принципиальный
характер с точки зрения сохранения единого
правового пространства Российской Федерации
и выходит далеко за пределы правового
регулирования отношений в сфере местного
самоуправления. (2) Остается неразрешенной
в практике ядро проблемы местного самоуправления
- источники его материальных и финансовых
ресурсов. Центральной проблемой в этой
сфере выступает решение о доходных источниках
местного самоуправления: или эти доходы
будут и далее иметь регулируемые органами
государственной власти субъектов Федерации
источники поступлений посредством налогов
на деятельность и доходы в частной сфере
или местные сообщества приобретут наконец
постоянные и не изымаемые источники,
реально им подконтрольные (рентные платежи).
В первом случае муниципальный уровень
управления останется местным уровнем
государственного управления, во втором
появляется надежда на то, что этот уровень
станет уровнем местного самоуправления,
т.е. уровнем, на котором граждане реально
осуществляют (в рамках законодательства)
принадлежащую им власть по решению вопросов
местного значения под свою ответственность.
Федеральный закон “О финансовых основах
местного самоуправления в Российской
Федерации”, при всех его слабостях, является
несомненным фактом позитивного движения
во втором направлении. Но без закрепления
указанных в законе финансовых основ местного
самоуправления в Налоговом и Бюджетном
кодексах Российской Федерации, вряд ли
можно рассчитывать на реальное их осуществление.
Сохраняется в отношении органов местного
самоуправления концептуальная неясность
относительно пределов их вмешательства
в экономическую деятельность на территории
муниципального образования. Или органы
местного самоуправления выступают самостоятельными
хозяйствующими субъектами на территории
муниципального образования, подчиняясь
нормам гражданского права, или это организации,
в пассивном режиме оказывающие услуги
гражданам (оплаченные последними посредством
налогов, сборов и платежей за услуги),
или, наконец, это субъекты публичного
права, активно воздействующие (управление
посредством вмешательства, ограниченное
принципом субсидиарности) на сферы материального
воспроизводства в рамках их публично
правовых полномочий и обладают адекватными
инструментами такого воздействия. В первом
случае, органы местного самоуправления
признаются субъектами частного права
и не нуждаются в публично-правовых (властных)
полномочиях. Во втором - они превращаются,
по существу, в “благотворительные” органы.
Лишь в третьем случае органы местного
самоуправления становятся публично-правовым
институтом, который реально может “под
свою ответственность” разрешать разнообразные
задачи, признаваемые в качестве вопросов
местного значения. Решению в пользу последнего
варианта соответствует необходимость
разработки (или применения известных)
методов и инструментов управления в сфере
экономики муниципального образования,
инструментов взаимодействия с частными
хозяйствующими субъектами, с одной стороны,
с органами государственного управления,
действующими на данной территории, с
другой. Отсутствие фактического контроля
и реальной ответственности органов и
должностных лиц местного самоуправления
в соответствии с механизмом правовой
ответственности как с точки зрения организации
публичного управления в государственном
сообществе людей (в котором признается
местное самоуправление) так и с точки
зрения организации самого муниципального
управления приводит к произволу в управлении
и дискредитирует саму идею местного самоуправления.
Необходимо точно и строго развести контрольные
и юрисдикционные полномочия в сферах
деятельности местного самоуправления:
надзор за законностью деятельности органов
местного самоуправления всегда остается
в руках надзорных органов государства,
контроль их деятельности с точки зрения
как законности, но, прежде всего, - целесообразности
- следует отнести к сфере ответственности
органов местного самоуправления перед
населением муниципального образования.
Эту функцию (функцию контроля) население
осуществляет как непосредственно, так
и посредством формируемых им специальных
органов местного самоуправления, не совпадающих
ни с представительным органом местного
самоуправления ни с выборным главой муниципального
образования (ревизионная или контрольно-ревизионная
служба местного сообщества).
Глава 4. Нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации.
Если на федеральном уровне закрепляются
исходные начала, общие принципы правового
регулирования, выделяются основы, гарантируются
права местного самоуправления, то конкретные
организационно-правовые формы, содержание
местного самоуправления определяются
на уровне субъекта Федерации, т.е. самостоятельно
субъектом Российской Федерации с учетом
национальных, исторических, региональных
и других особенностей и отражаются в
нормативно-правовых актах – конституциях,
законах, постановлениях, положениях и
уставах о местном самоуправлении субъектов
Федерации.
Положения Конституции Российской
Федерации о местном
Нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации также подразделяются
на законы и подзаконные акты. Законы издаются
законодательными (представительными)
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации. К ним относятся
конституции республик в составе Российской
Федерации, уставы краев, областей, автономной
области, автономных округов, законы.
Законы субъектов Российской Федерации
также подразделяются на специальные,
посвященные полностью местному самоуправлению,
а также содержащие отдельные нормы о
местном самоуправлении. К специальным
законам относятся: законы субъектов Российской
Федерации о местном самоуправлении; о
выборах органов и должностных лиц местного
самоуправления; об отзыве депутатов и
выборных должностных лиц местного самоуправления;
о статусе депутатов представительных
органов местного самоуправления; о местном
референдуме; о собраниях (сходах) граждан;
о порядке формирования муниципальной
собственности, управления и распоряжения
муниципальной собственностью; о территориальном
общественном самоуправлении. В большинстве
субъектов Российской Федерации основная
часть названных законов принята в 1995-1997
годах.
Нормы, регулирующие отношения в системе
местного самоуправления, закреплены
в конституциях республик в составе Российской
Федерации, в уставах краев, областей,
автономной области, автономных округов,
других законах, не имеющих специального
предназначения для регулирования отношений
в системе местного самоуправления.
В развитие и для исполнения законов субъектов
Российской Федерации исполнительные
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации принимают подзаконные
акты о местном самоуправлении, которые
также подразделяются на специальные
и содержащие отдельные нормы, касающиеся
местного самоуправления. Эти акты должны
соответствовать законам субъектов Российской
Федерации, в силу того, что законы обладают
высшей юридической силой. Большие дискуссии
вызывает различное решение вопроса о
территориальной организации местного
самоуправления. Существуют одноуровневая
многоуровневая концепции территориальной
организации местного самоуправления.
Часть субъектов придерживается мнения
о необходимости параллельного существования
государственного управления и местного
самоуправления. Также дискуссионным
является вопрос об организационных формах
местного самоуправления. Более всего
местному самоуправлению как форме народовластия
соответствуют формы непосредственной
демократии, такие, как местные референдумы,
собрания, сходы граждан. Большинством
субъектов Федерации разработаны специальные
законы о проведении референдума. Но по
таким важным вопросам, как «Кто принимает
решение о необходимости проведения референдума?»,
«Какие вопросы должны решаться референдумом?»,
«Каковы правовые последствия принятого
решения?» и многим другим, решения субъектами
Федерации принимаются однозначно. Большое
разнообразие наблюдается и в решении
вопросов о формах представительной власти,
о соотношении представительных и исполнительных
органов местного самоуправления. Недостаточно
еще проработан вопрос на уровне субъектов
Федерации о системе взаимоотношений
государственных органов и местного самоуправления,
о возможности отзыва депутатов представительных
органов. На уровне субъектов Федерации
должны быть приняты правовые акты, закрепляющие
разграничение предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти
субъектов Федерации и органами местного
самоуправления; порядок формирования
финансовых ресурсов местного самоуправления;
формирование муниципальной собственности;
конституционные нормы при формировании
финансово-экономической основы местного
самоуправления; статус муниципального
служащего. Эти и многие другие еще предстоит
решать субъектам Федерации. Система местного
самоуправления в России находится пока
на этапе начального развития и становления,
тем не менее уже сейчас ясно, что необходима
некоторая унификация в решении основных
вопросов местного самоуправления. В целом
же к предметам законодательства субъектов
Федерации относятся:
организация и деятельность местного
самоуправления в соответствии с федеральным
законодательством; порядок образования,
объединения, преобразования и упразднения
муниципальных образований, установление
и изменение их границ и наименований;
порядок регистрации уставов муниципальных
образований; порядок проведения муниципальных
выборов; проведение местных референдумов;
осуществление права местного самоуправления
на законодательную инициативу в законодательном
(представительном) органе государственной
власти субъекта Федерации; порядок передачи
объектов собственности субъекта Федерации
в муниципальную собственность; межбюджетные
отношения между бюджета субъекта Федерации
и бюджетами муниципальных образований;
установление нормативов минимальной
бюджетной обеспеченности; установление
минимальных государственных (субъекта
Российской Федерации) социальных стандартов;
обеспечение сбалансированности минимальных
местных бюджетов; наделение органов местного
самоуправления отдельными государственными
полномочиями; муниципальная служба (в
соответствии с федеральным законом);
административные правонарушения по вопросам,
связанным с осуществлением местного
самоуправления; плата за использование
природных ресурсов на территории муниципального
образования.
На территории Ярославской области приняты
следующие нормативно правовые акты:
Договор о разграничении предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти Ярославской области
от 30.10.97;
Закон Ярославской области от 21.11.95 № 18-з
"Об общих принципах организации местного
самоуправления в Ярославской области";
Закон Ярославской области от 15.12.95 № 21-з
"О выборах в органы государственной
власти Ярославской области и органы местного
самоуправления муниципальных образований
Ярославской области";
Закон Ярославской области от 23.07.97 № 25-з
“О бюджетном устройстве и бюджетном
процессе в Ярославской области”;Закон
Ярославской области от 15.02.2001 “Об областном
бюджете на 2001 год”
Глава 5. Нормативные
правовые акты, принимаемые в системе
местного самоуправления.
В системе местного самоуправления также
принимаются нормативные правовые акты,
входящие в единую систему правовой основы
местного самоуправления. К ним относятся
решения местных референдумов, обладающих
высшей юридический силой по отношению
к другим нормативным правовым актам местного
самоуправления; уставы муниципальных
образований; решения собраний (сходов)
граждан; решения представительных органов
местного самоуправления; решения исполнительных
органов местного самоуправления; постановления
должностных лиц местного самоуправления.
Правовые акты местного самоуправления
на нормативные и ненормативные. Нормативные
акты содержат общие правила поведения
(нормы, права). С их помощью регулируются
муниципальные отношения, устанавливаются
нормы муниципального права на местном
уровне. В соответствии со ст.15 Конституции
Российской Федерации и ст. 19 Федерального
закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» нормативные правовые акты
органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека
и гражданина, вступают в силу после их
официального опубликования (обнародования);
Ненормативные (индивидуальные) акты необходимы
для осуществления организационной, исполнительной
и контрольной деятельности в системе
местного самоуправления (приказы о назначении
на муниципальную должность, о мерах воздействия
на нарушителей дисциплины и проч.) Представительные
органы местного самоуправления принимают
правовые акты, обычно называемые решениями,
устанавливающие для всех обязательные
правила по предметам ведения муниципального
образования: регламенты представительных
органов, положения о территориальном
общественном самоуправлении, местные
налоги и сборы, порядок управления и распоряжения
муниципальной собственностью и т.п. Все
эти решения принимаются только коллегиально.
Руководитель исполнительного органа
местного самоуправления, глава муниципального
образования издают постановления, имеющие
нормативное содержание, и распоряжения.
Руководители структурных подразделений
исполнительного органа местного самоуправления
обычно издают приказы по вопросам своего
ведения. Правовые акты органов и должностных
лиц местного самоуправления, их наименование,
виды, порядок принятия и вступления в
силу определяются уставом муниципального
образования. Согласно ст. 25 Федерального
закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» право на правотворческую
инициативу в вопросах местного значения
имеет и население в соответствии с уставом
муниципального образования. Проекты
правовых актов по вопросам местного значения,
внесенные населением в органы местного
самоуправления, подлежат обязательному
рассмотрению на открытом заседании с
участием представителей населения, а
результаты рассмотрения – официальному
опубликованию (обнародованию). В том случае,
если для реализации решения, принятого
на местном референдуме, требуется издание
нормативного правового акта, то орган
местного самоуправления, в чью компетенцию
входит данный вопрос, обязан принять
такой акт (ст.22). Статья 44 соответствующего
закона гласит, что решения, принятые путем
волеизъявления граждан, решения органов
местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления, принятые
в пределах их полномочий, обязательны
для исполнения всеми расположенными
на территории муниципального образования
предприятиями, учреждениями и организациями
независимо от их организационно-правовых
норм, а также органами местного самоуправления
и гражданами. Важной проблемой является
отсутствие опыта работы по подготовки
нормативно-правовых актов местного значения,
отсутствие рекомендаций по разработке
системы документов, регламентирующих
и обеспечивающих местное самоуправление.
На практике самым сложным оказывается
разработка устава муниципальных образований.
Необходимо усиление методического обеспечения
местного самоуправления. В решении этой
задачи важную роль должны сыграть ассоциации
и союзы муниципальных образований. Кроме
того, с Министерстве РФ по делам национальностей
и федеративным отношениям налаживается
работа по оказанию постоянной методической
и экспертной помощи органам местного
самоуправления. Устав муниципального
образования является важным нормативным
правовым актом, входящим в правовую основу
местного самоуправления. Каждое муниципальное
образование должно иметь свой устав,
разработанный на основе действующего
законодательства о местном самоуправлении.
Федеральный Закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» (ст. 8), законы
субъектов Российской Федерации о местном
самоуправлении имеют отдельные статьи,
устанавливающие обязательность наличия
у муниципальных образований их уставов.
Законы о местном самоуправлении предусматривают
различный подход к разработке устава
муниципального образования. Федеральный
Закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в российской
Федерации» (ст. 8 ч. 2) указывает лишь на
то, что устав муниципального образования
разрабатывается муниципальным образованием
самостоятельно. При этом не называются
субъекты, обладающие правом разработки
устава. Закон закрепляет только принцип,
на основе которого субъекты Российской
Федерации вправе сделать самостоятельный
выбор в определении перечня субъектов-разработчиков
устава муниципального образования. Такой
подход способствовал закреплению двух
вариантов разработки уставов в законах
субъектов Российской Федерации о местном
самоуправлении. Одна группа законов воспроизводит
норму федерального закона, без указания
перечня разработчиков. Другая группа
законов имеет конкретное название субъектов,
обладающих правом разработки и внесения
проектов уставов на рассмотрение представительного
органа (Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская
Республика, Приморский край, Оренбургская,
Рязанская области, Ямало-Ненецкий автономный
округ и другие).
Точно такой же перечень субъектов Российской
Федерации, наделенных правом разработки
и внесения проектов уставов, закреплен
в законах о местном самоуправлении Карачаево-черкесской
Республики, Оренбургской области, Ямало-Ненецкого
автономного округа. Федеральный Закон
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
(ст. 8 ч. 2) установил, что устав муниципального
образования принимается представительным
органом местного самоуправления или
населением непосредственно. Данная норма
нашла воспроизведение во всех законах
о местном самоуправлении субъектов Российской
Федерации. Практическая реализация норм
законов о принятии уставов муниципальных
образований свидетельствует о наличии
двух тенденций. В одних субъектах Российской
Федерации и ряде муниципальных образований
уставы приняты представительными органами
местного самоуправления. В других уставы
муниципальных образований приняты гражданами
на местных референдумах (Красноярский,
Приморский, Ставропольский края, Архангельская,
Вологодская, Волгоградская, Ивановская,
Камчатская и другие области). Очевидно,
что такой подход будет все в большей степени
повышать интерес граждан к законотворческому
процессу, к организации управления территорией.
По сути дела, люди сами создают «малую
конституцию» для своей «малой Родины»,
судьба которой им небезразлична. Принятие
таких актов гражданами порождает у каждого
из них чувство гордости, здорового патриотизма,
уверенности и самостоятельности в решении
задач местного значения. В то же время
это способствует повышению уровня правовой
культуры, наличие которой весьма важно
в условиях становления правового государства.
Порядок принятия уставов муниципальных
образований предусмотрен также в самих
уставах ряда муниципальных образований.
Устав муниципального образования подлежит
государственной регистрации в порядке,
установленном законом субъекта Российской
Федерации. Такая норма закреплена в статье
8 части 3 Федерального Закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации». В решении вопроса
о регистрации уставов нет единого правила.
Ряд законов предусматривают, что устав
подлежит регистрации в органах юстиции
субъекта Российской Федерации. Другие
предоставляют такое право законодательным
либо исполнительным органам государственной
власти. Для регистрации устава муниципального
образования законы субъектов Российской
Федерации предусматривают определенный
перечень необходимых документов. Документы
подаются на государственную регистрацию
в течение одного месяца со дня принятия
устава муниципального образования. Изменения
и дополнения в уставах муниципальных
образовании подлежат государственной
регистрации в том же порядке, что и государственная
регистрация самих уставов. При внесении
изменений и дополнений в уставы муниципальных
образований регистрационный сбор не
взимается. Органы местного самоуправления
муниципальных образований включаются
в единый государственный реестр юридических
лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Документом, удостоверяющим государственную
регистрацию устава муниципального образования
является свидетельство о государственной
регистрации. Регистрационный орган в
срок, установленный законом, обязан рассмотреть
документы и принять одно из решений: регистрировать
устав муниципального образования и выдать
свидетельство о государственной регистрации,
либо отказать в государственной регистрации
и выдать письменный мотивированный отказ.
Основанием для отказа, согласно ст. 8 ч.
4, Федерального Закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» может быть только
противоречие его Конституции Российской
Федерации, законам Российской Федерации
и законам субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации
одной из причин отказа в регистрации
называют неправильность оформления документов
или недостаточный перечень документов,
установленных законами по данному вопросу.
И названный Федеральный закон и законы
субъектов Российской Федерации о местном
самоуправлении, о порядке регистрации
уставов муниципальных образований устанавливают,
что отказ в регистрации устава муниципального
образования может быть оспорен в судебном
порядке. Правом на обжалование решения
об отказе в регистрации устава наделены
граждане и органы местного самоуправления.
Устав муниципального образования вступает
в силу после его официального опубликования
(обнародования). Законодательство Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации
о местном самоуправлении предъявляет
определенные требования к содержанию
и структуре устава муниципального образования.
В соответствии с Федеральным Законом
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
(ст. 8) в уставе муниципального образования
указываются: rgin-bottom: 0cm">1) границы
и состав территории муниципального образования;
2) вопросы местного значения, относящиеся
к ведению муниципального образования;
3) формы, порядок и гарантии непосредственного
участия населения в решении вопросов
местного значения; 4) структура и порядок
формирования органов местного самоуправления;
5) наименование и полномочия выборных,
других органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления;
6) срок полномочии депутатов представительных
органов местного самоуправления, членов
других выборных органов местного самоуправления,
выборных должностных лиц местного самоуправления;
7) виды, порядок принятия и вступления
в силу нормативных правовых актов органов
местного самоуправления; 8) основания
и виды ответственности органов местного
самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления; 9) порядок отзыва, выражения
недоверия населением или досрочного
прекращения полномочий выборных органов
местного самоуправления и выборных должностных
лиц местного самоуправления; 10) статус
и социальные гарантии депутатов, членов
других выборных органов местного самоуправления,
выборных должностных лиц местного самоуправления,
основания и порядок прекращения их полномочий;
11) гарантии прав должностных лиц местного
самоуправления; 12) условия и порядок организации
муниципальной службы; 13) экономическая
и финансовая основа осуществления местного
самоуправления, общий порядок владения,
пользования и распоряжения муниципальной
собственностью; 14) вопросы организуй
местного самоуправления, обусловленные
компактным проживанием на территории
муниципального образования национальных
групп, общностей, коренных (аборигенных)
народов, казачества с учетом исторических
и иных местных традиций. В законе изложен
открытый перечень требований к уставу
в расчете на то, что субъекты Российской
Федерации дополнят этот перечень, если
появится такая необходимость. Законы
субъектов Российской Федерации развивают
положения указанной статьи федерального
закона. В ряде законов устанавливается
порядок разработки, внесения, принятия
и регистрации устава муниципального
образования, порядок внесения в него
изменений и дополнений; наименование
муниципального образования, его герб
или эмблема, историко-культурные особенности
данного поселения, схема управления данного
поселения и т. д. В самих уставах муниципального
образования нередко предусматриваются
задачи и цели устава, его место в системе
нормативных правовых актов, численность
и состав населения, принципы местного
самоуправления, порядок формирования
муниципальной собственности и другие
вопросы. Устав муниципального образования
можно назвать основным законом жизни
городских и сельских поселений, своего
рода местной (муниципальной) конституцией.
Он определяет систему местного самоуправления,
структуру его органов с учетом интересов,
сложившихся традиций местного населения,
причем население муниципального образования
непосредственно участвует в принятии
устава. Разработка и принятие устава
производятся на основе полной самостоятельности
и независимости от государственных органов.
Устав муниципального образования носит
всеобъемлющий характер, так как закрепляет
и регулирует отношения не в какой-то одной
области, а во всех остальных сферах местного
сообщества. При этом положения устава
не являются исчерпывающими, они могут
быть основой дальнейшей разработки других
местных нормативно-правовых актов, по
отношению к которым устав муниципального
образования обладает высшей юридической
силой.
Заключение. В работе была
подробно рассмотрена правовая основа
местного самоуправления, был дан обзор
основных правовых нормативных актов
местного самоуправления Российской Федерации,
раскрыты основные положения Конституции
РФ, федеральных законов, актов субъектов
РФ и нормативно-правовых актов, принимаемых
в системе местного самоуправления. В
первой главе раскрывается общая характеристика
понятия правовой основы муниципальных
образований, освещается структура системы
нормативно-правовых актов, деление их
на группы, понятие юридической силы, дан
перечень основных правовых нормативных
актов в системе местного самоуправления.
Во второй главе работы рассмотрен основной
закон страны – Конституция РФ, как важнейшего
документа федерального значения, регламентирующего
деятельность местного самоуправления,
на котором должны базироваться все остальные
нормативно-правовые акты. Основные положения
федеральных законов и подзаконных нормативных
актов о деятельности муниципальных образований
освещены в третьей главе. Базовым специальным
законом, регулирующим отношения в системе
местного самоуправления является ФЗ
№ 154 от 28.08.95 г. «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации». В следующих двух главах рассмотрены
нормативно-правовые акты субъектов РФ
и органов местного самоуправления. В
работе также освещены современные проблемы
сохранения единого правового пространства
страны, проблемы формирования материальных
и финансовых ресурсов муниципальных
образований, проблемы, касающихся пределов
вмешательства органов местного самоуправления
в экономическую деятельность на территории
муниципального образования, проблемы,
связанные с отсутствием фактического
контроля и реальной ответственности
органов должностных лиц местного самоуправления.
На фоне объективных причин (неблагоприятная
экономическая конъюнктура и финансовый
кризис, фактическая отстраненность населения
от процесса принятия решений по вопросам
местной жизни (под свою ответственность)
и поэтому неизбежная практика сплошного
администрирования со стороны субъектов
Федерации и др.), сдерживающих развитие
местного самоуправления в России, действуют
многообразные причины, имеющие в своей
основе субъективный характер: правовое
обеспечение местного самоуправления.
На пути становления местного самоуправления
как элемента народовластия и одной из
основ конституционного строя России
стоят как объективные, так и субъективные
проблемы. Их скорейшее решение будет
способствовать продвижению населения
страны к свободе и благосостоянию. В числе
всех прочих видов независимости, независимость
местного сообщества, столь трудно утверждаемая,
более всех подвержена вмешательству
центральных и местных властей. Сами по
себе институты местного самоуправления
не способны противостоять государству.
Пока независимость населения городских
и сельских поселений по решению вопросов
местного значения не войдет в обычай
всего общества, ее без труда можно уничтожить,
а стать обычной для общества она может
только после того, как долгое время просуществует
в последовательно реализуемых законах.
Список использованной литературы:
Конституция Российской Федерации. - М:
Юридическая литература, 1993.
Местное самоуправление в
Российской Федерации: Состояние, особенности
формирования, проблемы//Вестник Центральной
избирательной комиссии.-М.,
Аналитический доклад:
Реализация законодательства Правовые основы местного самоуправления//СОЦИС.-М., 1997. – №1. Федеральный закон № 126 от 25.09.97г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный Закон № 8 от
08.01.98г. «Об основах муниципальной
службы в Российской Федерации». |