Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 19:14, доклад
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
1) в зависимости от характера налоговых норм - на материальные и процессуальные:
- к материальным правоотношениям в налоговом праве относятся отношения по поводу исчисления, уплаты налога или сбора, а также выполнения иных налоговых обязанностей в сфере налогообложения;
- к процессуальным правоотношениям относятся отношения, связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностей привлечения к налоговой ответственности, порядком обжалования актов налоговых органов и т.п.;
2) в зависимости от
субъектного состава налоговые
правоотношения можно
- отношения, возникающие
между РФ и субъектами РФ; между
РФ и муниципальными образовани
- отношения между субъектами
РФ и муниципальными
- отношения между государством
(муниципальными образованиями)
3) в зависимости от характера межсубъектных связей - на абсолютные и относительные:
- абсолютные правоотношения - это правоотношения, в которых точно определена лишь одна сторона;
- относительные правоотношения - это правоотношения, в которых конкретные
налогоплательщики выступают в качестве обязанных лиц, наделенных одновременно и соответствующими правами.
В настоящее время НК РФ выделяет следующие группы отношений, регулируемых налоговым законодательством:
- по установлению налогов и сборов;
- по введению налогов сборов;
- по взиманию налогов и сборов;
- по осуществлению налогового контроля;
- по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
- по привлечению к
Классификация источников налогового права:
1. Первое место в системе источников налогового права занимает Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция - это основной закон государства, обладающий наивысшей юридической силой и занимающий главенствующее положение в любой отрасли права, в том числе и в налоговом праве. Так, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (п. "з" ст. 71, п. "и" ч. 1 ст. 72, ч. 3 ст. 75, ч. 3 ст. 104, ст. ст. 106, 132).
2. Второе по значимости
положение принадлежит междунар
3. Специальное налоговое законодательство (законодательство о налогах и сборах), которое, в свою очередь, включает следующие элементы:
1) федеральное законодательство о налогах и сборах, состоящее из: Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ); иных федеральных законов о налогах и сборах (например, Федеральные законы от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"; от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ряд других). Решения Конституционного Суда РФ (например, Определение Конституционного Суда РФ (далее - КС РФ) от 9 ноября 2010 г. N 1434-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "МП Трейдинг" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 6 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации"; Определение КС РФ от 3 февраля 2010 г. N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации"; Постановление КС РФ от 14 мая 2009 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан" и ряд других).
б) постановления Правительства РФ. Главной функцией Правительства РФ в сфере налогообложения является проведение в Российской Федерации единой финансовой и налоговой политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов. В предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях Правительство РФ вправе издавать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Правительство РФ вправе издавать акты, в которых могут устанавливаться:
- ставки федеральных налогов в случаях, указанных в НК РФ, в порядке и в пределах, определенных НК РФ (п. 1 ст. 53 НК РФ);
- порядок списания безнадежных
недоимок по федеральным
- перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (п. 2 ст. 64 НК РФ);
- порядок ведения Единого
государственного реестра
- порядок и размеры выплат, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым (п. 4 ст. 131 НК РФ).
К постановлениям Правительства РФ в области налогообложения относятся:
- Постановление Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 382 "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения";
- Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 259 "О порядке списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации" (вместе с "Правилами подготовки материалов для установления особых условий списания реструктурированной задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации") и ряд других;
Акты органов специальной компетенции издаются:
1. Федеральной налоговой службой РФ (например, Приказ ФНС РФ от 4 марта 2010 г. N ММ-7-6/96@ "О внесении изменений в Приказ МНС России от 10.12.2002 г. N БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"; Приказ ФНС РФ от 12 декабря 2006 г. N САЭ-3-13/848@ "О проведении опытной эксплуатации унифицированной системы приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (вместе с Временным регламентом обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи в унифицированной системе приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности и ряд других).
В соответствии с положениями НК РФ ведомственными нормативными правовыми актами ФНС РФ утверждаются:
- форма требования об уплате налога (предусмотрено п. 5 ст. 69 НК РФ);
- форма налоговых уведомлений (ст. 52 НК РФ);
- формы налоговых деклараций и инструкции по их заполнению, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, формы расчетов по налогам и сборам (п. 3 ст. 31, п. 3 ст. 80 НК РФ);
- особенности постановки
на учет крупнейших
- форма заявления и свидетельства о постановке налогоплательщика на учет, порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (ст. 84 НК РФ);
- формы извещения и специальной декларации, предусмотренные процедурой контроля за расходами физических лиц (ст. ст. 86.1, 86.3 НК РФ);
- форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ);
- форма и требования к составлению акта налоговой проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ);
- форма акта, составленного должностным лицом налогового органа при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, и требование к его составлению (п. 3 ст. 101.1 НК РФ).
2. Министерством финансов РФ (например, Приказ Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" (вместе с Положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных, Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу, Положением об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации) и др.).
В конце декабря 2010 г. было принято решение о поэтапном снижении ставок пошлин на темные и светлые нефтепродукты. Так, в 2011 г. пошлины на темные нефтепродукты выросли с 40 до 46,7% от пошлин на сырую нефть, на светлые - 64%. В 2013 г. они должны выровняться на уровне 60% от нефтяной пошлины. Ранее Минфин выступал с инициативой повысить экспортные пошлины на нефтепродукты до 85 -90% от пошлин на нефть с тем, чтобы выйти на равную доходность от поставок нефти и нефтепродуктов
3. Федеральной таможенной службой РФ.
4. Государственными