Понятие, сущность и методы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.
Зачастую налогоплательщики не исполняют свои обязанности в полном объеме, уклоняясь от уплаты налогов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и виды налогового контроля 4
2. Методы налогового контроля 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 46.48 Кб (Скачать файл)

4. Принцип гласности

Принцип гласности означает открытую и доступную для всех организаций  и граждан деятельность государственных  органов, а также возможность  получения информации.

В сфере налогового контроля принцип  гласности реализуется, в частности, при официальном опубликовании  сведений о действующих на территории России налогах и сборах (ст. 16 НК РФ) и при исполнении налоговыми органами своих обязанностей по информированию налогоплательщиков о действиях  налоговых органов, по даче разъяснений  о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (ст. 32 НК РФ).

Противоположным принципу гласности можно соотнести Принцип соблюдения налоговой тайны.

5. Принцип соблюдения  налоговой тайны

Данный принцип соответствует  требованиям соблюдения специального режима доступа к сведениям о  налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных  органов. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом  сведения о налогоплательщике, за исключением  сведений, определенных в ст. 102 НК РФ. Налоговая тайна не подлежит разглашению  должностными лицами уполномоченных органов, привлекаемыми специалистами, экспертами, переводчиками за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом

Устанавливается запрет разглашения следующих видов, (разновидностей) тайн: государственную, служебную, коммерческую, банковскую, нотариальную, аудиторскую, адвокатскую, налоговую тайну и тайну страхования4.

6. Принцип ответственности

Заключается в том, что к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры налоговой, административной и иной ответственности, наступающей за нарушение правил поведения в сфере налоговых отношений. является основополагающим для института ответственности за совершение налоговых правонарушений.

7. Принцип презумпции невиновности налогоплательщика

Во-первых, каждый налогоплательщик считается  невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном  федеральным законом порядке  и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Во-вторых, обязанность по доказыванию  обстоятельств, свидетельствующих  о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика, возлагается  на налоговые органы.

В-третьих, все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика  толкуются в его пользу.

8. Принцип независимости

В настоящее время налоговые  органы РФ представляют собой организованную государством единую централизованную систему контрольных органов, объединенную в самостоятельное федеральное министерство, призванную реализовывать интересы государства в сфере налогообложения и независимую от каких-либо организаций или физических лиц.

Органы, осуществляющие налоговый  контроль, приведены в ст. 38

Налогового Кодекса Российской Федерации, это:

    • налоговые органы: Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;
    • таможенные органы: Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные таможенные органы Российской Федерации;
    • органы государственных внебюджетных фондов;
    • финансовые органы;
    • федеральных органы налоговой полиции: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской Федерации и местные органы налоговой полиции;
    • иные контролирующие и правоохранительные органы.

Все вышеуказанные органы, осуществляющие налоговый контроль, исполняют возложенные  на них задачи во взаимодействии между  собой и с другими государственными органами.

9. Принцип планомерности

Под принципом планомерности подразумевает, что любая контрольная деятельность, для которой характерно ее постадийное осуществление, всегда должна быть тщательно подготовлена, а конкретные действия по проведению контроля должны быть соотнесены с временными рамками их осуществления.

Данный принцип призван обеспечивать более эффективное выполнение разработки на основе постепенного наращивания  функциональных возможностей контроля, что позволит своевременно корректировать разработку и на каждом последующем  этапе оценивать целесообразность использования решений, принятых на изначальном этапе.

10. Принцип объективности и достоверности

Данный принцип обеспечивает обоснованность и достоверность аналитических  оценок для целенаправленного контроля, а также снижения степени субъективности при принятии решений налоговым  инспектором.

 

  1. Методы налогового контроля

Метод налогового контроля можно охарактеризовать как способ осуществления налогового контроля, налогово-контрольных мероприятий. В зависимости от особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, его  форм, объекта и цели, оснований  возникновения контрольных правоотношений выбираются и конкретные методы для  эффективного проведения мероприятия, реализации выбранной формы налогового контроля.

Авторы указывают различные  виды методы налогового контроля:

Выделим следующие методы налогового контроля, которые различаются в зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим.

Применительно к документальному  налоговому контролю выделяются следующие  приемы:

  1. формальная, логическая и арифметическая проверка документов;
  2. сплошное и выборочное наблюдение;
  3. истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках;
  4. анализ документов5.

Применительно к документальному  налоговому контролю выделяются следующие  приемы:

  1. допрос свидетелей,
  2. исследование документов,
  3. получение объяснений (допрос свидетелей),
  4. осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация,
  5. вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
  6. сопоставление данных о расходах физических лиц и их доходах,
  7. экспертиза и экстраполяция.

Теперь рассмотрим более подробно, перечисленные выше  методы налогового контроля.

Формальная, логическая и  арифметическая проверка документов:

Формальная проверка документов подразумевает  выявление дефектов в оформлении документов, установления правильности заполнения реквизитов и наличия  неоговоренных исправлений, дописок  текста и цифр, уточнения подлинности подписей должностных лиц и т.д. Так определяется наличие доброкачественных и недоброкачественных документов;

Логическая проверка документов позволяет  определить объективную возможность  и целенаправленность в расходовании денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между  отдельными хозяйственными операциями. Таким образом возможно выявить сокрытия хищений, приписок выполненного объема работ и другие злоупотребления.

Арифметическая проверка документов предусматривает проверку правильности выполнения налогоплательщиком отдельных  действий и подведение итогов по отдельным  документам, при этом происходит повторении тех же арифметических действий, которые  были применены при исчислении цифровых данных лицами, составившими тот или  иной документ.

Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике  сборов и налоговом агенте или  информации о конкретных сделках. 

Данный метод был введен в  Налоговый Кодекс Федеральным законом  от 27.07.2006 N 137-ФЗ, заменив понятия встречная проверка.

1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике  сборов и налоговом агенте  или информации о конкретных  сделках может осуществляться  только во время проведения  либо выездной, либо камеральной  налоговой проверки.

2. Требовать документы инспектор может только в письменной форме. Направлять налогоплательщику запрос вправе только «своя» налоговая, если такой документ пришел напрямую из налоговой контрагента, то его тоже можно не исполнять6.

3. Запрос инспектора должен быть  обязательно мотивирован. Закон  разрешает налоговикам требовать  документы и вне рамок проверки, если имеется «обоснованная необходимость  в получении информации». В  таком случае в требовании должны быть приведены конкретные обстоятельства, послужившие основанием для направления требования.

4. При запросе должны четко  указываться документы (информацию), которые хочет получить инспекция:  наименование или реквизиты требуемых  документов, либо данные, позволяющие  определить сделку, по которой  необходимы документы ФАС Волго-Вятского  округа от 05.05.09 по делу № А29-7381/2008.

Допрос свидетеля осуществляет сотрудник налогового органа по месту его пребывания с обязательным занесением в протокол. Свидетелем может считаться любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля, однако, физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ: гражданин право не давать свидетельских показаний в отношении себя, своего супруга и близких родственников. Не подлежат опросу лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля, лица, обладающие информацией, полученной в ходе исполнения ими своих профессиональных обязанностей, если подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц и др.

Свидетельские показания можно  использовать в качестве доказательства, но их нужно оценивать наряду с  другими доказательствами Определении  ВАС РФ от 15.08.2008 N 10177/08.

Допрос также может осуществляться с вызовом в налоговые органы:

  1. если требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки (КНП) ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (п. 3 ст. 88 НК РФ);
  2. в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решения о проведении, о продлении срока проведения, о приостановлении проведения, о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, постановление о производстве выемки документов и предметов, постановление о назначении экспертизы, требование о представлении документов (информации), справка о проведенной выездной налоговой проверке, иные документы);
  3. при официальном извещении руководителем (заместителем руководителя) налогового органа налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Осмотр помещений и  территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) возможен только в рамках выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ) или, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра( Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 мая 2008 г. N Ф04-1880/2008(2272-А27-29).

Пунктом 3 ст. 92 НК РФ предусмотрено, что  осмотр производится в присутствии  понятых и при проведении осмотра  вправе участвовать лицо, в отношении  которого осуществляется налоговая  проверка, или его представитель, а также специалисты.

При этом обязательным является составление  протокола, присутствие лица, в отношении  которого осуществляется налоговая  проверка, или его представитель  и понятые Постановление Уральского округа от 13.05.2008 N Ф09-3350/08-С3.

Назначение экспертизы регламентируется ст. 95 НК РФ. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Информация о работе Понятие, сущность и методы налогового контроля