Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 21:22, контрольная работа
Категория «налог» в российском законодательстве проделала сложную эволюцию от «широкого» понимания к «дифференцированному». До принятия НК РФ все обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды объединялись законодателем понятием «налоговая система». В литературе налог определялся как «всякий общеобязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц».
Согласно ст. 8 НК РФ, «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»
Порядок установления, введения и взимания федеральных налогов
и сборов…………………………………………………..…………………3
Установление и взимание налога на операции с ценными бумагами и
особенности их правового регулирования………………………………..7
Задача..……………………………………………………………………………17
Список источников и литературы………………
ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет»
Юридический факультет
Кафедра гражданского и гражданского процессуального права
Дисциплина: «Налоговое право»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант 1
Выполнил: Анакин Ю.В.
Курс: 3, гр. БУ15
Шифр: УЮ12051
Проверил(а): ________
Новосибирск 2014
Содержание
и сборов…………………………………………………..………
особенности их правового регулирования………………………………..7
Задача..…………………………………………………………
Список источников и литературы………………………………………………20
Категория «налог» в российском законодательстве проделала сложную эволюцию от «широкого» понимания к «дифференцированному». До принятия НК РФ все обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды объединялись законодателем понятием «налоговая система». В литературе налог определялся как «всякий общеобязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц».
Согласно ст. 8 НК РФ, «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»
Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Известно, что ещё Фома Аквинский определял налог как дозволенную законом форму грабежа. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков - физических лиц и организаций - в денежной форме переходит в собственность государства.
Определение налога как основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти впервые сформулировал Конституционный Суд РФ. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. При этом, по мнению Конституционный Суд РФ, взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
«Налоги есть форма перераспределения национального дохода, - верно утверждает С.Д.Цыпкин. - Налоги связаны с наличием различных форм собственности. Уплата налогов всегда означает переход части средств из собственности отдельных плательщиков в собственность государства». В этом состоит одно из существенных отличий налогового права от гражданского, которое согласно п.1 ст.1 ГК РФ основывается на признании неприкосновенности собственности.
Абзац 3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
Возникновение и исполнение налоговой обязанности не основано на соглашениях государства с налогоплательщиком и тем более не зависит от индивидуального усмотрения последнего. Налоговая обязанность вытекает непосредственно из закона, диспозитивные элементы здесь сведены к минимуму. В сфере налогообложения господствует императивный метод правового регулирования, предполагающий детальную юридическую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. При этом отступить от предусмотренной нормой модели поведения не представляется возможным. Указанный метод иногда называется методом субординации или властных предписаний. Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют не из договора, а из закона.
Действующее законодательство не предусматривает какие-либо натуральные формы уплаты налога.
Налог должен быть уплачен за счет средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть налоговый платеж носит личный характер.
Публично-нецелевой характер. Налоговые платежи - безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90%). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.
Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись -- регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах -- это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело -- как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Согласно п. 10 ст. 280 НК РФ, налоговая база по доходам от реализации ценных бумаг рассчитывается налогоплательщиком отдельно от основной налоговой базы. При этом все ценные бумаги делятся на две категории: обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке.
Статья 280 НК РФ ограничивает возможность принятия для целей налогообложения убытков от операций с ценными бумагами. В течение налогового периода убытки от таких операций принимаются только в пределах доходов от ценных бумаг этой же категории. В связи с этим налогоплательщик обязан вести налоговый учет доходов и прямых расходов по операциям с ценными бумагами каждой категории.
К доходам от операций с ценными бумагами по п. 2 ст. 280 НК РФ отнесены:
1) цена их реализации или иного выбытия (в том числе погашения);
2) проценты, которые выплачиваются
при реализации (ином выбытии) некоторых
долговых ценных бумаг, независимо
от того, кто их платит –
покупатель по сделке или
В п. 2 ст. 280 НК РФ приведен и Перечень прямых расходов, которые вычитаются из доходов по соответствующей категории ценных бумаг:
1) цена приобретения ценной бумаги;
2) другие прямые расходы по приобретению (вознаграждения брокерам, биржам, регистраторам, депозитариям и т.п.);
3) накопленные проценты (купоны), уплаченные при покупке ценной бумаги, если ранее они еще не были вычтены из налоговой базы;
4) расходы по реализации ценных бумаг (вознаграждения брокерам, биржам и т.п.).
При ведении налогового учета операций с ценными бумагами необходимо учитывать следующие особенности.
Во-первых, тот факт, что при расчете налоговой базы по категориям ценных бумаг из доходов вычитаются только прямые расходы по этим операциям, не лишает налогоплательщика права при составлении декларации включить в состав расходов другие свои затраты (в том числе общехозяйственные).
Законодатели в ст. 280 НК РФ ограничили возможность списания убытков от операций с ценными бумагами. Для выполнения этой нормы и требуется раздельный учет доходов и расходов по категориям ценных бумаг. Но если налогоплательщиком получена прибыль от операций с ценными бумагами, она включается в «общий котел» наряду с доходами и расходами от других видов деятельности. Даже если вся прибыль получена от операций с ценными бумагами, из нее могут быть вычтены косвенные расходы организации, предусмотренные гл. 25 НК РФ.
Во-вторых, при реализации ценных бумаг в налоговом учете должна быть определена их стоимость. Согласно ст. 329 НК РФ, она может определяться методом стоимости единицы, ЛИФО или ФИФО. Применить метод стоимости единицы, как правило, невозможно к эмиссионным ценным бумагам (акции, облигации, опционы), а также к инвестиционным паям паевых фондов. В таких случаях необходимо использовать метод ЛИФО или ФИФО.
Согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», эмиссионные ценные бумаги размещаются выпусками, внутри которых все ценные бумаги одинаковы – предоставляют один и тот же набор прав, имеют один номинал, и т.п.
Как правило, использовать в отношении таких ценных бумаг метод стоимости единицы технически невозможно. Инвестиционные паи паевых фондов формально не являются эмиссионными ценными бумагами, но по условиям обращения аналогичны последним (см. ст. 14 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»).
В-третьих, доходы от реализации ценных бумаг в налоговом учете являются частью выручки предприятия, даже если эти операции носят разовый характер и не являются обычной деятельностью. Согласно ст. 249 НК РФ, к доходам от реализации при расчете налога на прибыль относятся все поступления за реализованные товары, а ценные бумаги – это тоже вид товаров в соответствии п. 3 ст. 38 НК РФ.
В бухгалтерском учете, как известно, организация имеет право сама квалифицировать свои доходы: относить их к выручке от обычной деятельности либо к прочим доходам в зависимости от роли этих операций в работе предприятия. Выручку от продажи ценных бумаг в бухучете часто относят именно к прочим доходам.
В налоговом учете в настоящее время такой свободы выбора нет, и доходы от реализации ценных бумаг всегда включаются в выручку. При этом от суммы выручки рассчитываются нормативы для отдельных расходов на рекламу (ст. 264 НК РФ), а также норматив для создания резерва по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ).
В-четвертых, по ряду
ценных бумаг может возникнуть
проблема, к какой категории их
отнести: обращающихся или не
обращающихся на
Ценная бумага считается
обращающейся на
Информация о рыночной котировке ценной бумаги должна быть общедоступна (через СМИ или непосредственно у организатора торговли).
Вопросы допуска ценных бумаг к обращению на организованных рынках регулируются Положением о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг (утв. Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 января 2002 г. №1-пс).
Согласно п. 5.2 названного Положения, ценные бумаги, которые служат предметом сделок на организованном рынке, делятся на два вида: те, которые включены в котировальные листы «А» или «Б» (для чего они должны пройти специальную процедуру отбора – листинг) и прочие ценные бумаги. При этом в отношении прочих ценных бумаг в п. 5.2 Положения указано, что они не считаются допущенным к обращению, но «могут быть объектом совершаемых через организатора торговли сделок».
Информация о работе Порядок установления, введения и взимания федеральных налогов и сборов