Правовое положение налогоплательщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 10:58, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений и участников этих отношений в Российской Федерации. В первой главе рассматриваются налоговые правоотношения и субъекты этих отношений, вторая глава посвящена налогоплательщикам и определению их правового статуса, и третья глава определяет финансово-правовой статус налогоплательщиков, в последней главе рассматриваются участники налоговых отношений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Субъекты налоговых отношений 5
Глава 2. Правовое положение налогоплатильщика 7
2.1 Права налогоплательщиков 7
2.2 Обязанности налогоплатильщиков 8
Глава 3. Финансово-правовой статус налогоплательщиков 10
3.1 Виды налогоплательщиков 10
Глава 4.Участники налоговых отношений и банки 16
4.1 Налоговые агенты 16
4.2 Понятие налогового представительства 20
4.3 Законный представитель налогоплательщика 21
4.4 Уполномоченные представители 24
Заключение 28
Список использованных источников: 29

Файлы: 1 файл

правовое положение налогоплательщиков 1.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

 

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как     взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется, суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений  налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых  органов и действий или бездействия  их должностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие  в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления  налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, научные взгляды и теоретические исследования налоговых правоотношений.

Следовательно, актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений и участников этих отношений в Российской Федерации.

В первой главе рассматриваются налоговые правоотношения и субъекты этих отношений, вторая глава посвящена налогоплательщикам и определению их правового статуса, и третья глава определяет финансово-правовой статус налогоплательщиков, в последней главе рассматриваются участники налоговых отношений.

 

Глава 1. Субъекты налоговых отношений

 

Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

Содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии со ставками и в определенные сроки, а  обязанность налоговых компетентных органов – это обеспечить уплату налога.

По ст. 19 Налогового кодекса  РФ «налогоплательщиками и плательщиками  сборов признаются организации и  физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена  обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы». Плательщики налогов именуются налогоплательщиками. Филиалы и территориально обособленные подразделения исполняют полномочия налогоплательщиков.1

Физические лица и  организации в соответствии с  Налоговым кодексом РФ могут быть налогоплательщиками или плательщиками сборов, а также налоговыми агентами.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены  обязанности по исчислению, удержанию  у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему  РФ.

Контроль за соблюдением  налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в бюджет ведут налоговые органы. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 30) в единую централизованную систему налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов и его территориальные органы.2

В отдельных случаях  полномочиями налоговых органов  обладают таможенные органы. По запросу  налоговых органов в выездных проверках могут принимать участие  органы внутренних дел.

Механизм регламентации  тех или иных правоотношений предполагает, во-первых, определение статуса лиц, участвующих в этих отношениях; во-вторых, установление объекта этих отношений  и, в-третьих, регулирования порядка  их осуществления.

Согласно ст.9 Налогового кодекса РФ (НК РФ), участниками отношений, регулируемых   законодательством о налогах и сборах, являются:

  1. организации физические лица, признаваемых налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  2. организации и физические лица, признаваемые налоговым кодексом налоговыми агентами;
  3. Министерство Российской Федерации по налогам  и сборам и его подразделения в РФ;
  4. государственный таможенный комитет РФ и его подразделение (далее – таможенные органы);
  5. государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими должностные лица, осуществляющие в установленном порядке по мимо налоговых  и таможенных органов прием и взимание налогов и (или)  сборов, а также контроль за их уплату налогоплательщиками и плательщиками сборов (далее – сборщики налогов и сборов) ;
  6. Минфин РФ, Минфин республик, финансовое управление (департаменты отдела) администрации краев, властей, городов Москвы и С – П, автономной области, автономных округов, районов и городов (далее – финансовые органы), иные уполномоченные органы – при решение вопросов об отсрочке и о рассрочки уплаты налогов и сборов других вопросов, предусмотренных налоговым кодексом;
  7. органы государственных внебюджетных фондов;
  8. федеральная служба налоговой полиции РФ и её территориальные подразделения (далее – органы налоговой полици) – при решении вопросов, отнесённых к их компетенции Налоговым Кодексом РФ.

Впервые об участниках налоговых правоотношений говорилось в Законе РФ «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., где также дан общий перечень их прав и обязанностей. Конкретизированы эти права и обязанности в законодательных и иных актах, относящихся к конкретному налоговому платежу.3

Глава 2. Правовое положение налогоплатильщика

2.1 Права налогоплательщиков

 

Налогоплательщики имеют  права: (ст. 21 НК РФ):

  • получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах;
  • получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;
  • требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;
  • обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать соблюдения налоговой тайны;
  • требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Данные права налогоплательщиков имеют отношение и к плательщикам сборов. Налогоплательщикам также гарантируется  административная и судебная защита их прав и законных интересов.

2.2 Обязанности налогоплатильщиков

Налогоплательщик обязан:

- своевременно и в полном объеме уплачивать налог на прибыль в установленном порядке (авансовые платежи и платежи по фактически полученной прибыли);

- вести бухгалтерский  учет в соответствии с действующими  нормативными документами; применительно к налогу на прибыль особо важное значение имеет соблюдение требований Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (в редакции дополнений и изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 661);

- составлять отчеты о своей финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет:- представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

- вносить исправления  в бухгалтерскую отчетность в  размере суммы сокрытого или  заниженного дохода (прибыли), выявленного  проверками налоговых органов;

- в случае несогласия  с фактами, изложенными в акте  проверки, произведенном налоговым  органом, представлять письменные  пояснения мотивов отказа от  подписания этого акта;- выполнять  требования налогового органа  об устранениивыявленных нарушений законодательства о налогах;

- в случае ликвидации  или реорганизации предприятия  сообщать налоговым органам о  принятом решении о ликвидации  или реорганизации предприятия  независимо от того, кем принято  это решение. 

Итак, для налогоплательщиков и плательщиков сборов на 1 месте стоит обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы. Эта обязанность также закреплена Конституцией РФ, в ст. 57 которой сказано, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы...».4

Глава 3. Финансово-правовой статус налогоплательщиков

3.1 Виды налогоплательщиков

 

Главным признаком налогоплательщиков, отличающих их от всех иных лиц, является наличие обязанностей уплачивать налоги и сборы. В соответствии со ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход либо иное экономическое основание, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности о уплате налога.

Следовательно, обязанности по уплате налогов возникают при наличии у лица объекта налогообложения. Исходя из изложенного, налогоплательщиками являются лица, в отношении которых являются объекты налогообложения. Например, плательщиком подоходного налога является физическое лицо, получившее доход. Определение в качестве налогоплательщиков только физических лиц и организаций соответствует общепринятому пониманию субъектов гражданского права.

Налогоплательщиками и  плательщиками сборов признаются организации  и физические лица, на которых в соответствии с НК Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

К организациям согласно НК Российской Федерации относятся:

Российские организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Иностранные организации  – иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные  образования, обладающие гражданской  правоспособностью, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств; международные  организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.

Проблема участия в  налоговых отношениях филиалов и  других обособленных подразделений  юридических лиц решена в налоговом  кодексе следующим образом: обособленные подразделения лишь исполняют обязанности юридических лиц по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти обособленные  подразделения осуществляют функции юридических лиц (статьи 11 НК Российской Федерации). Субъектами же налоговых отношений остаются юридические лица.

Что касается юридических  лиц, то это понятие охватывает как  обычных граждан (в том числе  иностранцев и лиц без гражданства), так и индивидуальных предпринимателей (в том числе не зарегистрированных в качестве таковых, но осуществляющих деятельность, на систематическое получение дохода от оказания платных услуг) (статьи 11 НК Российской Федерации).

По законодательству некоторых зарубежных стран в  качестве налогоплательщиков может  выступать семья в целом, а  не конкретный гражданин. В соответствии с положениями российского законодательства семья налогоплательщиком не является.

НК Российской Федерации  содержит достаточно подробный перечень прав и обязанностей налогоплательщиков и плательщиков сборов (статьи 21 НК Российской Федерации). Эти права  можно условно разделить на три группы.

Первые группу составляют права, обеспечивающие правильное, надлежащие исполнение обязанностей по уплате налогов. К этой категории можно отнести:

    • право получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, в налоговом законодательстве, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
    • право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Информация о работе Правовое положение налогоплательщиков