Правовое регулирование налоговых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть и раскрыть правовые основы и особенности проведения налогового контроля. Данная цель достигается посредством следующих задач:
1) раскрыть понятие и значение налогового контроля;
2) раскрыть формы и виды налогового контроля;
3) раскрыть понятие налоговых проверок и наиболее подробно рассмотреть такие виды налоговых проверок, как камеральные и выездные;
4) рассмотреть налоговый контроль за расходами физического лица.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
2. ФОРМЫ И ВИДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
3. НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ: ПОНЯТИЯ И ВИДЫ
3.1 Камеральные налоговые проверки
3.2 Выездные налоговые проверки
4. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА РАСХОДАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

3)  акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;

4)  культурные ценности;

5)  золото в слитках; [10, С. 198].

Необходимо обратить внимание, что субъектом налогового контроля выступает переход права собственности относительно названных объектов, а не соответствие цены имущества его реальной стоимости. Налоговое законодательство не определяет нижнего предела цены приобретаемого имущества, поэтому основным критерием для назначения налоговой проверки по данной ситуации будет несоответствие доходов физического лица, полученных им в течение последнего отчетного налогового периода, и расходов, произведенных в связи с приобретением определенного имущества. [6, C. 311].

Основным методом осуществления налогового контроля за расходами физических лиц является получение налоговыми органами сведений от организаций или уполномоченных лиц, регистрирующих имущество, сделки с ним, а также права на это имущество. Гарантией обеспечения деятельности налоговых органов по контролю за расходами физических лиц служит установленная налоговым законодательством обязанность регистрирующих органов или лиц сообщать сведения о регистрации смены права собственности на подконтрольные объекты имущества.

При получении информации от регистрирующих органов или лиц о расходах, произведенных физическим лицом, налоговый орган сопоставляет сумму сделки с доходами налогового резидента. В случае если произведенные расходы превышают доходы, заявленные подконтрольным субъектом в его декларации за последний отчетный период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах этого лица за последний календарный год, налоговые органы обязаны составить акт о выявленном несоответствии. Акт налоговой проверки является основанием для направления физическому лицу требования о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.

Полученное требование возлагает на подконтрольное физическое лицо обязанность в течение 60 дней представить в налоговый орган специальную декларацию, в которой указываются все источники и размеры средств, израсходованных на приобретение данного имущества. Цель подачи подобной декларации – документально подтвердить легальное происхождение денежных средств, израсходованных на приобретенное имущество, а также уплату всех налогов, причитающихся с полученных доходов. Как правило, к представляемой декларации прилагаются копии документов, заверенные в установленном порядке, подтверждающие достоверность указанных сведений. Налоговый орган, производящий контроль за соответствием расходов физического лица, вправе требовать от подконтрольного субъекта представления подлинников прилагаемых документов.

Последствием  установления несоответствия доходов  физического лица произведенным им расходам является начисление с выявленной разницы налоговой задолженности по налогу на доходы физических лиц, а также пени за неуплату этого налога. При наличии достаточных оснований физическое лицо, расходы которого не соответствуют его доходам, может быть привлечено к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК); грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК); неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 НК). [6, С. 312-313].

Таким образом, при написании четвертого раздела  я рассмотрела налоговый контроль за расходами физического лица, целью  которого является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам.

Объектом контроля со стороны налоговых органов может быть приобретение следующего имущества:

1)  недвижимость, за исключением многолетних насаждений;

2)  механические транспортные средства;

3)  акции ОАО, Государственные и муниципальные ценные бумаги;

4)  культурные ценности;

5)  золото в слитках;

Налоговый контроль за расходами физического лица производится должностными лицами налогового органа посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию имущества, сделок с ним, а также прав на него (ст. 86.1. НК РФ). К таким органам, в частности, относятся: учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы внутренних дел, нотариус, банки, имеющие соответствующую лицензию и др. (ст. 86.2.НК РФ).

В случае если произведенные расходы превышают доходы, заявленные подконтрольным субъектом в его декларации за последний отчетный период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах этого лица за последний календарный год, налоговые органы обязаны составить акт о выявленном несоответствии. Акт налоговой проверки является основанием для направления физическому лицу требования о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.

Полученное требование возлагает на подконтрольное физическое лицо обязанность в течение 60 дней представить в налоговый орган специальную декларацию, в которой указываются все источники и размеры средств, израсходованных на приобретение данного имущества.

В дальнейшем налоговый орган сопоставляет данные, отраженные в специальной декларации, с данными, указанными в налоговой декларации о доходах физического лица за предыдущий налоговый период.

При недостаточности  сведений, указанных в специальной  декларации, налоговые органы вправе предпринять действия по осуществлению налогового контроля. По итогам проверки составляется акт в произвольной форме.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рассмотрев налоговый контроль, его  виды, его формы и особенности  проведения, можно сделать выводы. Налоговый контроль является самостоятельным правовым институтом налогового права – подотрасли финансового права.

В ходе написания  курсовой работы выяснилось, что налоговый  контроль представляет собой деятельность налоговых органов по контролю за правильностью и своевременностью уплаты законно установленных в Российской Федерации налогов и сборов, осуществляемую в пределах своей компетенции.

Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые  декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования  публичных денежных фондов, а также  материальные, трудовые и иные ресурсы  налогоплательщиков.

Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы внутренних дел и таможенные органы.

Цель налогового контроля может быть определена как  обеспечение законности и эффективности  налогообложения.

Форма налогового контроля – способ конкретного выражения  и организации контрольных действий. Основными формами налогового контроля являются: налоговые проверки; получение объяснений фискально-обязанных лиц; проверки данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); контроль за расходами физических лиц и др.

Налоговый контроль классифицируется по различным основаниям на несколько групп. По времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. В зависимости от субъектов выделяют контроль: а) налоговых органов; б) таможенных органов; в) органов государственных внебюджетных фондов. В зависимости от места проведения выделяют выездной и камеральный налоговый контроль.

Налоговые проверки являются самым важным элементом  системы налогового контроля. Именно с их помощью осуществляется непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, который может быть реализован только путём сопоставления представляемых налогоплательщиком налоговых расчётов (деклараций) с фактическими данными о его финансово-хозяйственной деятельности.

Камеральная налоговая  проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

НК РФ ограничивает проведение камеральной проверки трехмесячным сроком, продление которого не допускается. Исчисление срока начинается со дня  представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Главным объектом камеральной проверки выступает  налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о  полученных доходах и произведенных  расходах, источниках доходов, налоговых  льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Если камеральной  налоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися  в представленных документов, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам  камеральной налоговой проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы  налога и пени.

Выездные налоговые проверки – наиболее сложная и эффективная форма налогового контроля. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. В таком решении указываются наименование налогового органа, номер решения и дата его вынесения; наименование налогоплательщика, его идентификационный номер; период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка; вопросы проверки; Ф. И. О. и классные чины лиц, входящих в состав проверяющей группы; подпись должностного лица, вынесшего решение с указанием его Ф. И. О., должности и классного чина.

Должностным лицам, непосредственно проводящим выездную налоговую проверку, обеспечивается беспрепятственный доступ на территорию и в помещение налогоплательщика.

Срок проведения выездной налоговой проверки ограничен двумя месяцами. Лишь в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить ее продолжительность до трех месяцев. При проведении выездных налоговых поверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудники налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности: изымать документы, свидетельствующие о факте налогового правонарушения; вызывать и допрашивать свидетелей; привлекать специалистов и переводчиков; привлекать понятых; назначать экспертизу. По окончании выездной налоговой проверки контрольный орган составляет справку о проведенных процессуальных мероприятиях, в которой отражаются предмет проверки и сроки ее проведения.

Не позднее  двух месяцев после составления  данной справки должностное лицо налогового органа обязано оформить результаты выездной налоговой проверки в виде акта, в котором фиксируются выявленные налоговые правонарушения либо отсутствие таких фактов. Акт подписывается должностным лицом налогового органа, проводившим проверку, а также руководителем проверяемой организации.

Налоговый контроль за расходами физического лица осуществляется в случае приобретения им в собственность определенного имущества. Целью этого контроля является выявление наличия (или отсутствия) соответствия крупных расходов доходам, полученным гражданином.

Объектом контроля со стороны налоговых органов может быть приобретение такого имущества как: недвижимость, за исключением многолетних насаждений; механические транспортные средства; акции ОАО, государственные и муниципальные ценные бумаги; культурные ценности; золото в слитках.

Субъектом контроля выступает переход права собственности относительно названных объектов, а не соответствие цены имущества его реальной стоимости.

Основным методом  осуществления налогового контроля за расходами физических лиц является получение налоговыми органами сведений от организаций или уполномоченных лиц, регистрирующих имущество, сделки с ним, а также права на это имущество.

Данная курсовая работа может использоваться студентами высших учебных заведений юридического профиля, как практическое пособие  по изучению данной темы, аспирантами, преподавателями, работниками финансовых и иных государственных органов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Конституция Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 32 с.

2.  Указ Президента от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1996. № 1095

3.  Лимская декларация

4.  Налоговый Кодекс РФ. – М., 2008.

5.  Налоговое право России: учеб. пособие / Под ред. А. В. Демина. - М.: Юрлитинформ, 2006. - 424 с.

6.  Налоговое право России: учебник / Под ред. Ю. А. Крохина. – М.: НОРМА, 2003. – 656 с.

7.  Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах: учеб пособие/Под ред. И.И. Кучерова. - М.: АО Центр ЮрИнфоР, 2001. – 256с.

8.  Налоговое право: учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2004. – 591 с.

9.  Еналеева И. Д., Сальникова Л. В. Налоговое право России: Учебник. – М.: ЮСТИЦИНФОРМ, 2006. – 320 с.

10.   Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России: учебник. - М.: Юристъ, 2001

11.   Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории: учеб. Пособие. - СПб.: Питер, 2002. – 160с.

12.   Поролло Е. В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения: учеб. пособие. – М.: Гардарика, 1996

Информация о работе Правовое регулирование налоговых отношений