Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:51, курсовая работа
Цель данной работы провести исследования правового статуса налогоплательщиков через призму их правового положения, анализа юридического аспекта и судебной практики прав и исполнения обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов).
Введение …………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Правовой статус налогоплательщиков ………………………………………. 4
1.1. Правовой статус налогоплательщиков – организаций ……………………. 5
1.2. Правовой статус налогоплательщиков - физических лиц ……………….… 5
Глава 2. Особенности регулирования обязанностей и прав налогоплательщика в РФ ……………………… 8
Глава 3. Характеристика налоговых правонарушений .......……………….………… 13
3.1. Общие положения о налоговой ответственности и особенности налоговых правонарушений …………… 13
3.2.Налоговые правонарушения в области налога на прибыль, ответственность, арбитражная практика ……… 18
Заключение ……………………………………………………………………………... 22
Список используемой литературы ……………………………………………………. 23
Для лиц, подпадающих под ответственность за нарушение налогового законодательства, предусмотрены смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Статья 114 НК РФ предусматривает возможность снижения размера штрафов, налагаемых за совершение налоговых правонарушений, в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным за совершение налогового правонарушения соответствующей статьей гл. 16 НК РФ. Обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика, устанавливаются судом или налоговым органом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения.
Согласно ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Статья 112 НК РФ устанавливает единственное отягчающее обстоятельство — совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение. При этом под аналогичным правонарушением можно понимать либо любое нарушение налогового законодательства, либо только правонарушение, предусмотренное той же статьей НК РФ, что и правонарушение, за которое плательщик привлекается к ответственности.
Налоговый кодекс РФ предусматривает наложение на нарушителя налогового законодательства налоговых санкций. Они устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов). Налоговую санкцию следует квалифицировать мерой ответственности за налоговое правонарушение (п. 1 ст. 114 НК РФ).
Санкция представляет собой денежное взыскание, налагаемое на налогоплательщика (налогового агента) в принудительном порядке. Это единственная мера ответственности, предусмотренная налоговым законодательством; в соответствии со ст. 114 НК РФ она установлена в форме штрафа.
Штраф не следует путать с пенями. Характерной чертой штрафа является однократность взыскания: никто не может быть привлечен к ответственности повторно за одно и то же правонарушение (п. 2 ст. 108 НК РФ). Пеня не является налоговой санкцией и напрямую не связана с нарушением налогового законодательства. Для начисления пеней достаточно только одного основания — недоимки по налогу. При этом пени начисляются на размер задолженности ежедневно до момента уплаты всей суммы налога. Пеня — это один из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и взыскивается в бесспорном порядке (ст. 72 НК РФ).
Повторность совершения налогового правонарушения отнесена НК РФ к квалифицирующим признакам, влияющим на размер налоговой санкции.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства, размер штрафа уменьшается не менее чем в 2 раза по сравнению с установленным размером, а при наличии отягчающего обстоятельства в виде совершения налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100%. При этом, если одно лицо совершило два и более налоговых правонарушения, санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Время совершения налогового правонарушения имеет важное значение для его квалификации, поскольку позволяет определить налоговый период, в котором произошло нарушение, и, таким образом, правильно выбрать норму налогового права, подлежащую применению.
3.2. Налоговые правонарушения в области налога на прибыль, ответственность, арбитражная практика
С 1 января 1999 г. ответственность налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства определяется в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Налоговые санкции за нарушения
налогового законодательства применяются
на основании проводимых налоговыми
органами проверок документов налогоплательщиков,
связанных с исчислением и
уплатой налогов, обследований (с
соблюдением установленных
При проверке правильности исчисления предприятиями налога на прибыль, налоговые инспектора руководствуются Временными указаниями о порядке проведения документальных проверок юридических лиц, независимо от видов деятельности и формы собственности (включая предприятия с особым режимом работы), по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль10, определяющими порядок проверки, использование документов, правильность расчета составных частей налогооблагаемой базы.
В соответствии с НК РФ к налогоплательщику могут быть применены следующие санкции за нарушения в исчислении налога на прибыль:
1) задержка представления расчета по налогу на прибыль сроком до 180 дней. В соответствии с частью 1 ст. 11911 предусматривается взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 25% указанной суммы;
2) грубое нарушение организацией
правил учета доходов и
3) нарушение правил составления
расчета по налогу на прибыль,
выразившееся в
4) нарушение правил составления расчета по налогу на прибыль, т.е. неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, приводящие к занижению суммы налога. Взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.;
5) неуплата или неполная
уплата суммы налога на
6) невыполнение налоговым
агентом возложенных на него
законодательством о налогах
и сборах обязанностей по
7) непредставление налоговому
органу документов, необходимых
для проверки правильности
8) отказ от представления
документов по запросу
Пример 1. При проверке установлено, что налогооблагаемая прибыль за I квартал 2001 г. составила 100 тыс. руб., тогда как, по данным плательщика, она определена в сумме 65 тыс. руб.
Расхождение составило 35 тыс. руб., из которых за счет: неправильного отнесения затрат на себестоимость - 25 тыс. руб.; неправомерного применения льготы - 10 тыс. руб.
В этом случае в соответствии с п. 3 ст.12012 НК РФ с налогоплательщика будет взыскан штраф в размере 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. В соответствии с п. 4 названной статьи на него будет наложен штраф в сумме 3 тыс. руб. В соответствии со ст. 12213 НК РФ с налогоплательщика будет взыскан штраф в сумме 20% неуплаченной суммы налога, а в случае доказанного умысла 40% неуплаченного налога.
Пример 2. Предприятие, в числе работников которого были инвалиды, при расчете налога на прибыль применяло льготную ставку налога на основании п. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
При проверке данного предприятия
налоговой инспекцией было установлено,
что оснований для пользования
соответствующей льготой у
В соответствии со ст. 122 НК РФ
организация несет
Причины, по которым допускаются указанные нарушения, могут быть различными. Это и запутанность налогового законодательства, малоопытность бухгалтеров предприятий, арифметическая ошибка или умышленное нарушение. Технические причины уклонения от налогообложения связаны с несовершенством форм и методов контроля. Налоговые органы не в состоянии контролировать все хозяйственные операции и проверять достоверность всех бухгалтерских документов. Финансовые санкции, однако, за все эти нарушения применяются одинаковые.
Пунктом 13 Указа Президента
Российской Федерации от 8.05.96 г. N 685
(в ред. от 24.07.97г.) "Об основных направлениях
налоговой реформы в Российской
Федерации и мерах по укреплению
налоговой и платежной
В целях выполнения Указа Госналогслужба России письмом от 28.06.96 г. N ПВ-6-09/450 (п. 3) установила, что если налогоплательщик самостоятельно и своевременно до проверки налоговым органом выявил ошибки, в результате которых в бюджет не были уплачены или не полностью уплачены суммы налогов и других обязательных платежей, и в установленном порядке внес исправления в бухгалтерскую отчетность, в расчеты по налогам и платежам, произвел уплату причитающихся сумм, то допущенные ошибки налоговыми нарушениями не являются.
В указанных случаях с налогоплательщика пени за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей не взыскиваются. Предприятие при выявлении в отчетном году занижения сумм налога от фактической прибыли за прошлые годы сообщает налоговому органу о доначисленной сумме налога и перечисляет ее в бюджет. Если предприятием обнаружена ошибка в исчислении налога от фактической прибыли за истекший квартал (месяц) отчетного года, то составляется уточненный расчет налога за этот период, представляется налоговому органу и производится перечисление в бюджет до начисленной суммы, не дожидаясь следующего отчетного периода года.
Выявленная налогоплательщиком и внесенная в бюджет сумма налога подлежит зачету при составлении расчета по налогу от фактической прибыли следующего отчетного периода (нарастающим итогом с начала года). В случае, когда налогоплательщик выявляет занижение прибыли за прошлые годы или истекшие периоды отчетного года, то он представляет в налоговый орган сведения о сумме заниженной прибыли, уточненный расчет налога на прибыль за прошлые годы или истекшие периоды отчетного года, не дожидаясь срока представления расчета за отчетный период. Доначисленная предприятием и перечисленная в бюджет сумма налога должна быть зачтена при составлении расчета по налогу от фактической прибыли нарастающим итогом с начала года. При этом исправления в бухгалтерскую отчетность вносятся в соответствии с п. 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н.
В соответствии со ст. 199 Уголовного
кодекса Российской Федерации (в
редакции Федерального закона от 25.06.98
г. N 92-ФЗ) уклонение от уплаты налогов
с организации путем включения
в бухгалтерские документы
Налогоплательщики при несогласии с решением Госналогслужбы России вправе обратиться в Арбитражный суд Российской Федерации. Такой способ урегулирования конфликта с налоговыми органами довольно часто применяется в сегодняшней практике надо сказать вполне успешно в обоих направлениях. Зачастую несовершенство законодательства и некомпетентность налоговых органов становится поводом для обращения в суд, где принимается решение необходимое для исполнения.
Заключение
Одним из основных критериев
отнесения физического лица или
организации к числу субъектов
налогового права является потенциально
возможная обязанность