Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:49, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является обоснование основных начал законодательства о налогах и сборах, которые, действуя во взаимосвязи, призваны определить основы взаимоотношений налогоплательщика и государства. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
В своей курсовой работе я рассмотрела правовые основы налогов и сборов, так как данный вопрос неисчерпаем.
Введение …………………………………………………………………………3.
Глава 1: Понятие, структура и значение законодательства о налогах и сборах Р……………………………………………………………………………..……..4.
1.1 Законодательство о налогах и сборах, понятие и значение ………………4.
1.2. Элементы Закона о налоге …………………………………………………8.
Глава 2: Налог, как правовая категория (понятие, юридические признаки, значение, содержание, функции)…………………………………………….17.
Глава 3: Действие налогового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц ……………………………………………………….……………25.
3.1. Порядок вступления налогового законодательства в силу……………..25.
3.2. Действие актов налогового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц ……………………………………………….……….………..28.
Заключение …………………………….………………………………………..34.
Список литературы ……………………………………………………….…….36.
Налоговая база (основание исчисления налога) – это та часть предмета налога, с которой в соответствии с налоговым законом должен исчисляться. В основание исчисления налога может быть положен весь предмет или его часть.
Метод формирования налоговой базы основывается на определенных моментах, принимаемых во внимание при формировании налоговой базы. В зависимости от того, какой момент принят за основу, методы формирования налоговой базы подразделяются на: кассовый метод (метод присвоения) и накопительный метод (метод чистого дохода).
При использовании кассового метода во внимание принимается момент фактического получения налогоплательщиком каких-либо материальных и нематериальных благ, а при накопительном методе – момент получения права на них.
Способы определения налоговой базы также различаются. По большинству налогов ее показатели определяются на основе данных бухгалтерского (налогового) учета. Такой способ именуется прямым. Если налоговая база определяется на основе данных об иных аналогичных налогоплательщиках, то такой способ называется косвенным.
Условный способ основывается
на использовании вторичных
Масштаб налога (основание измерения налоговой базы) – применяется для измерения налоговой базы и являет собой какой-либо взятый за основу параметр предмета налога.
Единица налогообложения – есть единица меры того или иного параметра налоговой базы.
Налоговый период – это период времени, на протяжении которого завершается формирование налоговой базы и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Отчетный период – это период времени, по итогам которого налогоплательщик должен самостоятельно составить и своевременно представить в налоговый орган налоговую декларацию (бухгалтерскую отчетность) об имеющемся у него объекте налогообложения и сумме подлежащего с него уплате налога.
Ставка налога – доля имущества налогоплательщика, подлежащая изъятию в пользу налогооблагающих субъектов.
Виды ставок:
Твердые (специфические) ставки – это ставки, начисляемые в установленном размере за единицу налогообложения. Процентные (адвалорные) ставки – это ставки, которые начисляются в процентах к облагаемой сумме. Комбинированные ставки – сочетают оба названных вида налогообложения.
Метод налогообложения – способ изменения ставки налога в зависимости от увеличения или уменьшения налоговой базы.
Виды методов:
Равное налогообложение – предполагает установление равной суммы налога для каждого налогоплательщика.
Пропорциональное
Прогрессивное налогообложение – предусматривает повышение ставки с увеличением налоговой базы.
При регрессивном налогообложении ставка напротив понижается с увеличением налоговой базы.
Обязанность исчисления налогов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренном для каждого из них налоговым законодательством, и возлагается как на налогоплательщиков и налоговых агентов, так и на налоговые органы.
По большинству налогов (НДС, акцизы, налог с продаж) обязанность их исчисления возлагается на самого налогоплательщика. По отдельным налогам (подоходный налог, налог на прибыль) наряду с налогоплательщиками исчисление может осуществляться и налоговыми агентами, то есть имеет место сочетание субъектов исчисления. Исчисление налога может осуществляться налоговым агентом и налоговыми органами.
Существует две системы исчисления налога:
Кумулятивная система предусматривает исчисление налога нарастающим итогом с начала года с учетом ранее внесенных платежей (налог на прибыль), а некумулятивная система – исчисление налога, основывающееся на обложении базы по частям (НДС).
Срок уплаты налога – это определенный в налоговом законе период времени (определенная календарная дата), в течение которого налогоплательщик должен исполнить обязанность по уплате налога. Срок уплаты налога может определяться также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
Порядок уплаты налога – это способ исполнения обязанности по его уплате. При уплате налога налогоплательщик должен знать:
Налоговый оклад – это сумма платежа по одному налогу или сбору. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме. Выделяются три способа уплаты налога:
Источник выплаты дохода – организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход. Удержание налога может осуществляться указанными лицами в том случае, если такая обязанность возложена на них налоговым законом.
Уплата налога по налоговой
декларации предполагает подачу налогоплательщиком
письменного заявления о
Уплата налога на основе кадастра основана на использовании данных реестров, содержащих информацию о земле, недвижимости, недрах и пр.
Отсутствие хотя бы одного
из обязательных элементов в налоговом
законе приводит в негодность всю
юридическую конструкцию
К обязательным элементам относятся: налогооблагающий субъект; предмет и источник налога; субъект налога; объект налога; налоговая база; масштаб налога; единица налогообложения; налоговый и отчетный период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; срок уплаты налога; порядок уплаты налога.
Налогооблагающий субъект – публичный субъект,
в пользу которого осуществляется взимание
того или иного налога (сбора), в свою очередь
им же установленного и введенного в действие.
Это РФ, её субъекты и административно-
Субъект налога (налогоплательщик) – это лицо, на которое в соответствии с налоговым законом возложена обязанность по уплате налога. Среди субъектов налогов, в первую очередь выделяются такие категории, как физические лица и организации.
Носитель налога – лицо, которое фактически возмещает субъекту налога внесенные им в бюджет денежные средства в результате переложения налога.
Предмет налога – это имеющие количественную, стоимостную или физическую характеристики предметы материального мира и нематериального блага, которые могут повлечь обязанность по уплате налога, если по отношению к ним субъект находится в определенном юридическом состоянии.
Источник налога – это денежные средства налогоплательщика (доход, капитал), за счет которых осуществляется уплата налога. Источником налога может служить и иное имущество налогоплательщика.
Факультативные элементы Закона о налоге.
Отсутствие факультативных
элементов не приводит к ущербности
юридической конструкции
Налоговые льготы – это предоставляемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах для отдельных категорий налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор, уплачивать его в меньшем размере или в более поздние сроки.
Зачет переплаты налога – это погашение обязанности по уплате одного налога за счет средств, полученных налогооблагающим субъектом в результате переплаты налогоплательщиком другого налога.
Возврат переплаченного налога – это возмещение налогооблагающим субъектом налогоплательщику денежных средств в части ранее переплаченного последним налога.
Недоимка – сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок или недоплаченная.
Порядок принудительного взыскания недоимки – это способы принудительного исполнения обязанности по уплате налога. Порядок принудительного взыскания налога включает способы обеспечения исполнения налоговой обязанности, способы взыскания недоимки и способ возврата излишне взысканного налога. Способами обеспечения исполнения обязанностей являются: залог имущества; поручительство; пеня; арест имущества; приостановление операций по счетам налогоплательщика.
К числу способов взыскания недоимки относятся:
Возврат излишне взысканного налога – это возмещение налогоплательщику ущерба, причиненного ему налогооблагающим субъектом в результате незаконного взыскания налога и пени.
Ответственность за неуплату налога
– это обязанность лица, не уплатившего
налог или сбор, претерпеть лишения
имущественного характера в результате
применения к нему государством в
лице налоговых органов
2. Налог, как правовая категория.
Категория «налог» в российском законодательстве проделала сложную эволюцию от «широкого» понимания к «дифференцированному». До принятия НК РФ все обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды объединялись законодателем понятием «налоговая система». В литературе налог определялся как «всякий общеобязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц».5
Согласно ст. 2 Закона РСФСР от 27.12.91 №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Далее законодатель указывал: совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Включение «других платежей» в сферу налогово-правового регулирования не оставляло сомнения в их налоговом характере с точки зрения законодателя.
Согласно ст. 8 НК РФ, “под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований”.
Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Известно, что ещё Фома Аквинский определял налог как дозволенную законом форму грабежа. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.
Определение налога как
основанную на законе денежную форму
отчуждения собственности с целью
обеспечения расходов публичной
власти впервые сформулировал
«Налоги есть форма перераспределения национального дохода, - верно утверждает С.Д.Цыпкин. - Налоги связаны с наличием различных форм собственности. Уплата налогов всегда означает переход части средств из собственности отдельных плательщиков в собственность государства». В этом состоит одно из существенных отличий налогового права от гражданского, которое согласно п.1 ст.1 ГК РФ основывается на признании неприкосновенности собственности.6
Информация о работе Правовые основы установления введения и отмены налогов и сборов в РФ