Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 17:58, курсовая работа
Цель исследования – изучение особенностей налогов и налоговой политики.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
- раскрыть сущность, принципы, направления налогообложения; на основе анализа макроэкономических концепций выявить возможности налогового регулирования;
- вывести методику исчисления налоговой нагрузки, применимую для расчета уровня налогового бремени в различных отраслях;
- проанализировать систему налогообложения и провести сравнение уровня налоговой нагрузки в отраслях, дающих наибольший вклад в инфляцию и социальную дифференциацию;
Введение
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Понятие, сущность, категории, роль налогов…………………………….5
Понятие, сущность, содержание, принципы, цели, задачи, направления налоговой политики………………………………………………………………8
Общие теории налогов
1.2.1. Налоговые теории XVII - XIX вв……...…………………………………14
1.2.2. Классическая школа………………...…………………………………….16
1.2.3. Научная концепция налогообложения XX в. Кейсианство и неоклассицизм…………………………………………………………………...20
1.2.4. Частные теории налогов…….……………………………………………27
1.3. Особенности и проблемы налоговой политики зарубежных стран...30
2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ величины налоговой нагрузки в российской экономике………..35
2.2. Оценка налогообложения и налоговой политики Российской Федерации………………………………………………………………………..39
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАЛОГООЛОЖЕНИЯ
3.1. Государственная политика в области налогообложения…………………45
3.2. Цели и задачи проекта совершенствования государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации………………….46
3.3. Перспективы развития регулирования налогообложения………………..47
3.4. Предложения по совершенствованию государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации…………………………………...49
Заключение……………………………………………………………………...52
Список литературы………………
Таблица №3 - Налоговые доходы в странах Организации экономического сотрудничества и развития в 1965 - 2009 гг, % ВВП
Страна |
Совокупная доля налогов в затратах на оплату труда |
Налог на доходы физических лиц |
Взносы на социальное страхование | |
Уплачиваемые работником |
Уплачиваемые работодателем | |||
Австралия |
26,7 |
20,7 |
0,0 |
6,0 |
Австрия |
47,9 |
11,4 |
14,0 |
22,6 |
Бельгия |
55,2 |
21,1 |
10,7 |
23,3 |
Великобритания |
32,5 |
14,6 |
8,3 |
9,6 |
Венгрия |
53,4 |
15,9 |
12,8 |
24,6 |
Греция |
41,5 |
7,1 |
12,5 |
21,9 |
Дания |
39,4 |
29,1 |
10,3 |
0,0 |
Ирландия |
28,6 |
12,9 |
6,0 |
9,7 |
Исландия |
28,3 |
22,3 |
0,2 |
5,8 |
Испания |
38,2 |
10,3 |
4,9 |
23,0 |
Италия |
46,5 |
15,0 |
7,2 |
24,3 |
Канада |
30,8 |
13,9 |
6,5 |
10,3 |
Корея |
19,7 |
3,8 |
6,9 |
8,9 |
Люксембург |
34,0 |
12,7 |
10,9 |
10,3 |
Мексика |
15,3 |
3,5 |
1,2 |
10,5 |
Нидерланды |
38,0 |
15,1 |
13,8 |
9,1 |
Новая Зеландия |
18,4 |
18,4 |
0,0 |
0,0 |
Норвегия |
37,4 |
19,1 |
6,9 |
11,3 |
Польша |
34,0 |
5,6 |
15,5 |
12,9 |
Португалия |
37,2 |
9,1 |
8,9 |
19,2 |
Словакия |
37,6 |
6,3 |
10,6 |
20,8 |
США |
29,4 |
13,4 |
7,0 |
9,0 |
Турция |
37,5 |
10,5 |
12,9 |
14,2 |
Финляндия |
42,4 |
18,6 |
5,1 |
18,7 |
Франция |
49,2 |
9,9 |
9,6 |
29,7 |
ФРГ |
50,9 |
17,3 |
17,3 |
16,3 |
Чехия |
41,9 |
8,3 |
8,2 |
25,4 |
Швейцария |
29,3 |
9,4 |
10,0 |
10,0 |
Швеция |
43,2 |
13,9 |
5,3 |
23,9 |
Япония |
29,2 |
7,0 |
10,8 |
11,4 |
Российская Федерация в 2011 году |
35,1 |
9,7 |
0,0 |
25,4 |
Таблица №4 - Доля налогов и обязательных платежей в совокупных затратах работодателя на оплату труда в странах ОЭСР в 2009 году
(% от совокупных затрат работодателя в размере среднего уровня оплаты труда работника, не пользующегося специальными льготами)
2.2. Оценка налогообложения и налоговой политики Российской Федерации.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2013г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 10210,4 млрд.рублей, что на 3,0% больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года [18].
Январь-ноябрь 2013г. |
В % к январю-ноябрю 2012г. | |||||
консоли-дирован-ный бюджет |
в том числе |
консоли-дирован-ный бюджет |
в том числе | |||
феде-ральный бюджет |
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации |
феде-ральный бюджет |
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||
Всего |
10210,4 |
4843,1 |
5367,3 |
103,0 |
104,1 |
102,1 |
из них: налог на прибыль организаций |
1899,7 |
325,0 |
1574,7 |
86,9 |
94,9 |
85,4 |
налог на доходы физических лиц |
2139,4 |
- |
2139,4 |
110,3 |
- |
110,3 |
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) |
1749,7 |
1749,7 |
- |
100,2 |
100,2 |
- |
из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
1650,8 |
1650,8 |
- |
99,9 |
99,9 |
- |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
863,3 |
415,9 |
447,3 |
121,3 |
135,0 |
110,9 |
налоги на имущество |
869,6 |
- |
869,6 |
114,6 |
- |
114,6 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2372,9 |
2333,2 |
39,7 |
104,1 |
104,1 |
104,8 |
из них налог на добычу полезных ископаемых |
2352,5 |
2315,2 |
37,3 |
104,3 |
104,2 |
105,5 |
Таблица №5 - Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам (млрд.рублей)
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-ноябре 2013г. обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых - 23,0%, налога на доходы физических лиц - 21,0%, налога на прибыль организаций - 18,6%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) - 17,1% [20].
В январе-ноябре 2013г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов на сумму 9015,1 млрд.рублей (88,3% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 701,5 млрд.рублей (6,9%), местных - 168,5 млрд.рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 321,4 млрд.рублей (3,1%).
Январь-ноябрь 2013г. |
Справочно январь-ноябрь 2012г. | |||||||
консолидированный бюджет |
В том числе |
консолидированный бюджет |
В том числе | |||||
млрд. рублей |
в % к итогу |
феде-ральный бюджет |
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации |
млрд. рублей |
в % к итогу |
феде-ральный бюджет |
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации | |
Всего |
1899,7 |
100 |
325,0 |
1574,7 |
2186,5 |
100 |
342,6 |
1843,9 |
из него: зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам |
1743,1 |
91,8 |
185,4 |
1557,6 |
2049,0 |
93,7 |
208,0 |
1841,0 |
с доходов, полученных в виде дивидендов |
103,4 |
5,4 |
103,4 |
- |
105,1 |
4,8 |
105,1 |
- |
с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам |
23,3 |
1,2 |
23,3 |
- |
23,2 |
1,1 |
23,2 |
- |
Таблица № 6 - Поступление налога на прибыль организаций (млрд.рублей)
Январь-ноябрь 2013г. |
Справочно январь-ноябрь 2012г. | |||
млрд. рублей |
в % к итогу |
млрд. рублей |
в % к итогу | |
Всего |
2139,4 |
100 |
1939,3 |
100 |
из них: с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации |
2067,5 |
96,6 |
1864,1 |
96,1 |
с доходов, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации |
13,0 |
0,6 |
12,8 |
0,7 |
с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента в соответствии со статьей 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации |
7,6 |
0,4 |
6,2 |
0,3 |
Таблица № 7 - Поступление налога на доходы физических лиц
Январь-ноябрь 2013г. |
Справочно январь-ноябрь 2012г. | |||||||
консолидированный бюджет |
в том числе |
консолидированный бюджет |
в том числе | |||||
млрд. рублей |
в % к итогу |
федераль-ный бюджет |
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации |
млрд. рублей |
в % к итогу |
федераль-ный бюджет |
консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации | |
Всего |
863,3 |
100 |
415,9 |
447,3 |
711,5 |
100 |
308,1 |
403,4 |
из них на: табачную продукцию |
227,7 |
26,4 |
227,7 |
- |
165,2 |
23,2 |
165,2 |
- |
автомобильный бензин |
206,3 |
23,9 |
57,8 |
148,6 |
200,6 |
28,2 |
46,1 |
154,5 |
легковые автомобили и мотоциклы |
13,7 |
1,6 |
13,7 |
- |
11,4 |
1,6 |
11,4 |
- |
дизельное топливо |
159,3 |
18,5 |
44,6 |
114,7 |
117,0 |
16,4 |
26,9 |
90,1 |
моторное масло для дизельных и/или карбюраторных (инжекторных) двигателей |
2,8 |
0,3 |
0,8 |
2,0 |
2,5 |
0,4 |
0,6 |
1,9 |
пиво |
115,1 |
13,3 |
- |
115,1 |
101,9 |
14,3 |
- |
101,9 |
алкогольную продукцию (за исключением пива) |
125,4 |
14,5 |
68,4 |
57,0 |
101,9 |
14,3 |
55,3 |
46,6 |
Таблица № 8 - Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации
Январь-ноябрь 2013г. |
Справочно январь-ноябрь 2012г. | |||||
консолиди- рованный бюджет |
в том числе |
консолиди- рованный бюджет |
в том числе | |||
федеральный бюджет |
консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации |
федеральный бюджет |
консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||
Всего |
2352,5 |
2315,2 |
37,3 |
2256,5 |
2221,2 |
35,4 |
из него: нефть |
2001,8 |
2001,8 |
- |
1961,4 |
1961,4 |
- |
газ горючий природный |
282,5 |
282,5 |
- |
232,0 |
232,0 |
- |
газовый конденсат |
11,8 |
11,8 |
- |
8,9 |
8,9 |
- |
Таблица № 9 - Поступление налога на добычу полезных ископаемых (млрд.рублей)
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 декабря 2013г. составила 811,1 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2013г. она увеличилась на 11,4%, в том числе по акцизам в целом - на 58,3%, налогу на добавленную стоимость - на 7,4%, налогу на добычу полезных ископаемых - на 3,2%, налогу на прибыль организаций - на 0,9%.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 декабря 2013г. составила 338,6 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2013г. на 6,0% [18].
Задолженность |
Из нее | |||||
млрд. рублей |
в % к итогу |
недоимка |
урегулированная задолженность | |||
млрд. рублей |
в % к итогу |
млрд. рублей |
в % к итогу | |||
Всего |
811,1 |
100 |
403,0 |
100 |
401,7 |
100 |
в том числе: по федеральным налогам и сборам |
642,3 |
79,2 |
273,0 |
67,7 |
364,4 |
90,7 |
в том числе: налог на прибыль организаций |
176,5 |
21,8 |
69,3 |
17,2 |
106,5 |
26,5 |
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) |
343,4 |
42,3 |
163,0 |
40,4 |
178,2 |
44,4 |
из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
342,5 |
42,2 |
162,4 |
40,3 |
177,9 |
44,3 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
4,9 |
0,6 |
2,4 |
0,6 |
2,5 |
0,6 |
из них налог на добычу полезных ископаемых |
3,9 |
0,5 |
2,0 |
0,5 |
1,9 |
0,5 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
70,8 |
8,7 |
13,0 |
3,2 |
56,2 |
14,0 |
из них на алкогольную продукцию (за исключением пива) |
68,8 |
8,5 |
12,1 |
3,0 |
55,2 |
13,7 |
остальные федеральные налоги и сборы |
46,8 |
5,8 |
25,4 |
6,3 |
21,0 |
5,2 |
по региональным налогам и сборам |
101,3 |
12,5 |
80,1 |
19,9 |
20,2 |
5,0 |
по местным налогам и сборам |
43,8 |
5,4 |
34,6 |
8,6 |
8,8 |
2,2 |
по налогам со специальным налоговым режимом |
23,8 |
2,9 |
15,3 |
3,8 |
8,4 |
2,1 |
Без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций |