Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 22:54, контрольная работа
Деление права на отрасли, имеющее профилирующее, определяющее влияние на все развитие права и законодательства, основывается на нескольких критериях:
– каждая самостоятельная отрасль права должна иметь свой специфический предмет правового регулирования;
– каждая такая отрасль должна пользоваться своим методом правого регулирования;
– отрасль, претендующая на самостоятельность, должна располагать своими источниками права, специфическим законодательством, соответствующим образом систематизированным, а в лучшем случае – кодифицированным.
Введение……………………………………………………………………. 3
Понятие, предмет и методы налогового права…………………………... 5
Заключение…………………………………………………………………. 14
Список литературы………………………………………………………… 16
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Понятие, предмет и методы налогового права…………………………... | 5 |
Заключение…………………………………………………… |
14 |
Список
литературы…………………………………………………… |
16 |
Введение
Периоды
активных перемен в социально-
Одной из особенностей современного периода развития системы права является дальнейшая его дифференциация по отраслям, подотраслям, правовым институтам, субинститутам, имеющим свой особый предмет регулирования и обладающим специфическими чертами.
Для развития экономики необходима эффективная налоговая система, существование которой невозможно без мер по ее правовой защите. Такую защиту призвано обеспечивать налоговое право. Налоговое право - это система юридических норм, устанавливающих виды налогов в данном государстве, порядок взимания и регулирования отношений, связанных с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.
Деление права на отрасли, имеющее профилирующее, определяющее влияние на все развитие права и законодательства, основывается на нескольких критериях:
– каждая самостоятельная отрасль права должна иметь свой специфический предмет правового регулирования;
– каждая такая отрасль должна пользоваться своим методом правого регулирования;
– отрасль, претендующая на самостоятельность, должна располагать своими источниками права, специфическим законодательством, соответствующим образом систематизированным, а в лучшем случае – кодифицированным.
Учебная
дисциплина «Налоговое право» в связи
с экономическими преобразованиями
в нашей стране приобретает важное
значение для будущих юристов. Она
изучает налоговые
Таким образом, целью данной работы является изучение понятия, предмета и методов налогового права.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
Понятие,
предмет и методы
налогового права
Общественные
отношения в сфере
Налоговое право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. отношения в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Преимущественно властный характер этих отношений не означает, что налоговое право безразлично к регулированию имущественных отношений, вытекающих из властных.
Проект Налогового кодекса РФ содержит много норм, связанных с особенностями государственного управления доходной частью бюджета. Для целей налогообложения, с точки зрения экономических основ налогообложения, расширительно толкуются нормы традиционного гражданского права (это касается, например, долей участия одного предприятия в другом).
Главное, что характерно для регулятивной роли налогового права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности, – это функционирование системы налоговых органов. Соответственно, налоговое право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством Российской Федерации на субъекты исполнительной власти, действующие в рамках разделения властей. Поэтому налоговое право отчетливо выражает все особенности, присущие управленческой финансовой деятельности государства, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или – правом налогового управления). Закрепляя соответствующие правила поведения в сфере налогового управления и контроля, административное, финансовое право придает налоговым общественным отношениям характер правоотношений2.
Действующее налоговое право имеет ряд особенностей:
1.
Обложение хозяйствующих
2.
Достаточно высокий удельный
вес (по сравнению с
3. Разветвленная система федеральной Госналогслужбы РФ, непосредственное подчинение входящих в нее нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные.
4.
Широкий перечень
5.
Установление жестких санкций
за различные нарушения
6.
Обязательность постановки
7.
Первоочередность направления
8.
Возможность для
Для правильного понимания предмета налогового права необходимо учитывать ряд важных обстоятельств, совокупность которых определяет его реальное место в российской правовой системе и служебную роль в финансовом праве.
Налоговое право оказывает регулятивное воздействие на налоговые общественные отношения, придавая им тем самым упорядоченный, т. е. соответствующий интересам государства и общества, характер. В центре внимания налогового права находятся общественные отношения, которые непосредственно возникают в связи с практической реализацией задач и функций налогообложения.
Налоговое право регулирует отношения, которые складываются по поводу осуществления соответствующими субъектами исполнительной власти возложенных на них налоговых функций, т. е. практически реализующие принадлежащие им юридически-властные налоговые полномочия. Без этих полномочий налоговый орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти и осуществлять управленческие функции. Таким образом, управленческие налоговые отношения следует рассматривать как применение полномочий и осуществление функций субъектов исполнительной власти.
Следует
особо подчеркнуть
Ориентируясь
на действующее налоговое
а) отношения между субъектами государственной власти, находящимися на различных уровнях, и выступающими носителями полномочий по реализации совместной компетенции Федерации и ее субъектов в области налогообложения (раздел Налогового кодекса «Об общих принципах налогообложения и сборов»);
б)
отношения между
в) отношения между различными видами налогоплательщиков и органами налогового регулирования и контроля при реализации прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений (разделы Налогового кодекса – «Налогоплательщики», «Физические лица», «Консолидированная группа налогоплательщиков»);
г)
отношения между
д)
отношения между
е) отношения между субъектами налогового контроля (органами исполнительной власти) и налогоплательщиками по осуществлению налогового контроля (разделы Налогового кодекса – «Налоговый контроль» и «Налоговые органы»);
ж)
отношения между налоговыми органами
и их должностными лицами и налогоплательщиками
по порядку обжалования действий
или бездействия налоговых
и) отношения в области применения мер ответственности со стороны налоговых, судебных органов, органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение норм налогового законодательства (раздел Налогового кодекса «Общие положения о налоговых нарушениях и ответственности за эти нарушения»);
к)
отношения между органами уголовного
и административного
Участниками
составляющих предмет правового регулирования
налогового права общественных отношений
в сфере налогообложения
выступают следующие физические и юридические
лица:
налогоплательщики (плательщики сборов),
налоговые агенты, налоговые органы (МНС
РФ), финансовые органы (Минфин РФ), таможенные
органы (ГТК РФ), сборщики налогов и сборов
(например, по земельному налогу - органы
местного самоуправления в сельской местности),
органы государственных внебюджетных
фондов, органы, осуществляющие регистрацию
организаций и индивидуальных предпринимателей,
места жительства физического лица, актов
гражданского состояния, учет и регистрацию
имущества и сделок с ним (регистраторы),
органы опеки и попечительства, социальные
учреждения, процессуальные лица, участвующие
в мероприятиях налогового контроля (эксперты,
специалисты, переводчики, понятые, свидетели)
и кредитные организации (банки) и другие6.