Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 11:50, контрольная работа
Описание работы
Правовая презумпция - это прямо или косвенно закрепленное в законодательстве и детерминированное целями правового регулирования обязательное суждение, имеющее вероятностную природу, о наличии либо отсутствии одного юридического факта при наличии другого юридического факта .
Содержание работы
Введение ……………………………………………………………………….3 Глава I Понятие и классификация юридических презумпции………………………….5 1.1 Понятие презумпции………………………………………………………….5 1.2. Классификация юридических презумпций…………………………………5 1.3. Презумпции фактические и юридические …………………………………5 1.4 Презумпции опровержимые и неопровержимые…………………………..7 Глава II Особенности применения общеправовых презумпций в налоговом праве.….8 2.1 Презумпция добросовестности………………………………………………8 2.2 Презумпция невиновности………………………………………………….8 2.3 Презумпция знания законодательства…………………………………….10 2.4 Презумпция законности правового акта…………………………………..11 Заключение………………………………………………………………………12 Список использованных источников…………………………………………..13
Презумпцию знания
законодательства в самом общем виде можно
определить следующим образом: каждый
считается знающим законы, пока не доказано
обратное. Под законами при этом понимается
не только собственно законы, но и все
действующее законодательство. Как представляется,
для выделения самостоятельной презумпции
профессионализма (непрофессионализма)
нет никаких оснований. Суть описанного
явления полностью охватывается презумпцией
знания налогового законодательства и
ее опровержимым характером. Более того,
понятие презумпции непрофессионализма
неадекватно описываемому явлению. В действительности
налогоплательщик может гораздо профессиональнее
знать налоговое законодательства, чем
налоговый орган. Практика признания в
судебном порядке по искам налогоплательщиков
незаконными различных разъяснений налоговых
органов опровергает то, что налогоплательщик
должен рассматриваться как непрофессионально
знающий налоговое законодательство.
Понятие презумпции непрофессионализма
следует признать неудачным и потому,
что это понятие ориентирует на создание
преимущественного режима для мнений
налоговых органов по вопросам толкования
налогового законодательства.
Правовой основой презумпции
знания законодательства является обязанность
всех и каждого соблюдать законы. Это обязанность
закреплена в п. 2 ст. 15 Конституции РФ.
Обязанность соблюдать законы предполагает
и обязанность их знать. Поэтому каждый
должен знать законы. Из этого положения
вытекает общеизвестная формула: “незнание
законов не освобождает от ответственности”.
2.4 Презумпция законности правового акта
Все правовые акты
должны быть законными как по содержанию,
так и по форме и процедуре их принятия.
Для нормативных актов различного уровня
их законность выражается в соответствии
нормативным актам более высокого уровня,
в конечном счете – Конституции РФ и общепризнанным
принципам и нормам международного права
и международным договорам Российской
Федерации (ст. 15 Конституции РФ)
Правовая презумпция
– это обязательное в силу закона суждение
о наличии как фактических, так и нормативных
оснований для возникновения правоотношений.
В этой связи можно говорить о презумпции
конституционности закона, о презумпции
законности подзаконного нормативного
и индивидуального правового акта. В самом
общем виде презумпцию законности правового
акта можно определить следующим образом:
правовой акт считается законным, пока
в предусмотренном порядке не установлено
иное. Презумпция законности правового
акта вытекает из принципа правового государства
и обязанности всех органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и должностных лиц соблюдать действующее
законодательство (ст. ст. 1, 15 Конституции
РФ). В силу общеправового принципа законности
государственного орган, издавший нормативный
или индивидуальный правовой акт, должен
рассматриваться как действующий в рамках
закона и своей компетенции до тех пор,
пока иное не будет установлено в соответствующем
порядке. Презумпция законности правовых
актов в отечественной литературе получила
наибольшее освещение применительно к
презумпции законности решения (приговора)
суда, а также применительно к законности
актов управления. К сожалению, в теории
финансового права в советский период
вопросу о законности актов финансового
права уделялось недостаточное внимание.
Отдельные упоминания о проблеме незаконных
правых актах в сфере финансов, не меняли
общую картину. Однако, в настоящее время
вопрос законности в сфере финансов является,
по мнению большинства ученых, одним из
важнейших. Особое значение презумпция
законности правовых актов приобретает
в сфере налогообложения, т. к. конституционная
обязанность платить налоги распространяется
только на законно установленные налоги
и сборы (ст. 57 Конституции РФ).
Заключение
Анализ юридических
презумпций в налогом праве позволяет
сделать вывод о существенной роли этого
приема юридической техники в регулировании
налоговых правоотношений. В силу своей
специфики юридические презумпции в ряде
случаев являются наиболее оптимальным
средством правового регулирования налоговых
отношений. Это вызнано тем, что юридические
презумпции позволяют увязать возникновение
правовых последствий с недоказанным,
но предполагаемым юридическим фактом.
С другой стороны перспективным направлением
для совершенствования налогового законодательства
является исследование презумпций, положенных
в основу конструкции того или иного налога.
При низком развитии средств налогового
контроля и техники налогообложения государство
определяло налогоспособность лица косвенно
– по системе внешних признаков, которые
могли бы свидетельствовать о благосостоянии
лица. Такой механизм налогообложения
был основан на презумпции, суть которой
состояла в том, что наличие определенных
внешних признаков (количество окон в
доме, наличие предметов роскоши и т. д.)
свидетельствует о благосостоянии лица,
в соответствии с которым он и может быть
привлечен к налогообложению.
С развитием экономических
отношений презумпция определения благосостояния
по внешним признакам становилась все
менее пригодной для точного определения
налогоспособности плательщиков. По результатам
проведенного исследования можно сделать
вывод о том, что смена исторических форм
налогообложения была, во многом, обусловлена
утратой этой презумпции высокой вероятности.
Список использованных
источников
1. Гаврилов П.А. Недобросовестность
налогоплательщиков в сфере налоговых
отношений // Налоговые споры: теория и
практика. 2005.
2. Кучерявенко Н. П. Налоговое
право: Учебник. Харьков: Легас, 2001.
3. Налоговый кодекс Российской
Федерации. Москва, 2013.
4. Петрова Г. В. Налоговое право.
Учебник для вузов.- М.: Издательская группа
ИНФРА-М-НОРМА, 1997 г.
5. Савицкий В.М. Презумпция невиновности.
М.: Норма, 1997.
6. Щекин Д.М. Юридические презумпции
в налоговом праве. М.: МЗ-Пресс, 2002.