Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 08:36, курсовая работа
Вопросы налогообложения имеют огромное значение для любого государства. Налоговые поступления служат источникам формирования доходной части бюджета, они необходимы для выполнения государством оборонных, экономических, социальных, экологических и других функций. В тоже время, налоговая система должна играть не только фискальную, но и стимулирующую роль. Посредством различных налоговых льгот, различий в уровне ставок, и тому подобных мерах государство может стимулировать инвестиционную активность в проблемных областях экономики, либо деятельность, направленную на решение социальных проблем.
В России за счет налоговых доходов формируется более 90% доходов федерального бюджета, что соответствует общемировым показателям (во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюджета, в США свыше 90%, в ФРГ около 80%, в Японии 75%).
Введение
1. Теоретические основы функционирования налоговой системы
1.1. Сущность и функции налогов
1.2. Понятие и виды налоговых систем
2. Проблемы и перспективы развития налоговой системы России
2.1. Структура и принципы построения налоговой системы России
2.2. Основные проблемы налоговой системы России
2.3. Направления совершенствования налоговой системы России в условиях мирового финансового кризиса
Заключение
Список литературы
Шевелёва Н.А. полагает, что налоговая система РФ – совокупность системообразующих связей между элементами, которые выступают в форме не только налоговых, но и административных, бюджетных, конституционных правоотношений[6].
В экономической литературе налоговая система и система налогообложения рассматриваются как идентичные понятия[7]
Таким образом, возникает вопрос, что же понимать под налоговой системой: систему налогов и сборов или систему правоотношений? Можно ли считать систему налогов и сборов определением налоговой системы в узком смысле?
Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих опредёлённую целостность, единство[8]. Выделяют материальные и абстрактные системы, материальные системы бывают живые и неживые, особый класс материальных живых систем – социальные системы7.
Н. А. Шевелёва рассматривает государство и физические лица как элементы налоговой системы[9]. Она выделяет четыре группы элементов налоговой системы:
1.формирующие публичный
интерес государства в
2.реализующие
публичный интерес государства
в налогообложении – органы
исполнительной власти
3.обеспечивающие публичный интерес государства в налогообложении – кредитные организации и иные обязанные и уполномоченные лица;
4.исполняющие налоговую обязанность – налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, их представители и замещающие их лица (ликвидационные комиссии, лица, назначенные органами опеки и попечительства, иные лица, на которые возлагается налоговая обязанность).
И. И. Кучеров относит к элементам налоговой системы не только участников налоговых отношений, но и их права и обязанности, непосредственно налоги и сборы, принципы её организации и функционирования, а также нормы налогового права[10].
А. В. Брызгалин включает в элементы налоговой системы экономические характеристики налоговой системы, текущие и перспективные направления налоговой политики, системы и принципы налогового законодательства, система налоговых и иных фискальных органов, правовой статус налогоплательщика и иных обязанных лиц, условия взаимодействия бюджетных и налоговых систем, система налогов, порядок распределения налогов по бюджетам, формы и методы налогового контроля, порядок и условия налогового производства, ответственность субъектов налоговых правоотношений, способы защиты прав и интересов налогоплательщика[11].
Ю. Л. Смирникова называет в качестве элементов налогообложения налоги и сборы[12].
Полагаю
совершенно справедливым
Налоговая система - это социальная система. Следовательно, её элементами являются физические лица, которые вступают в общественные отношения как в индивидуальной, так и в организованной форме, и государство как представитель общества.
Выделение в качестве основных и единственных элементов налоговой системы налогов и сборов представляется неоправданным.
Глава 2 НК РФ содержит понятие системы налогов и сборов, которая представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в РФ.
Согласно НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и или муниципальных образований.
Согласно НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).
Полагаем недопустимым выделение налогов и сборов в качестве единственных элементов налоговой системы, так как социальные связи между платежами и взносами невозможны.
Правовой формой общественного отношения является правоотношение. Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права, это юридическая связь между его субъектами, основным содержанием которой являются субъективные права и юридические обязанности и которая возникает на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов[13].
Следует сделать вывод, что налоговая система - основанная на определённых принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся между государством и физическими лицами.
Возникает вопрос, какие правоотношения образуют налоговую систему: только налоговые, или отношения, составляющие налоговую систему, урегулированы и иными отраслями права.
Если обратиться к определениям налоговый системы, даваемым сторонниками той точки зрения, согласно которой налоговая система – совокупность правоотношений, - мы ясно увидим, что большинство авторов полагают, что налоговая система - это совокупность общественных отношений урегулированных несколькими отраслями права[14].
Структура правоотношений включает такие элементы как объект, субъект и содержание.
Объектами правоотношений являются разнообразные фактические общественные отношения.
Согласно ст. 2 НК РФ предметом регулирования законодательства о налогах и сборах являются властные отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Объект налогового правоотношения – денежные средства, которые должны быть внесены в бюджет или внебюджетный фонд в форме налога и сбора или взысканы принудительно налоговыми органами[15]. То есть, объектом налогового правоотношения является налог или сбор.
Налоговые правоотношения - урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений[16]. Отличительные признаки налоговых правоотношений:
- имеют место исключительно в сфере налогообложения,
- возникают, прекращаются и изменяются на основе норм налогового права,
- носят публичный характер,
- складываются по поводу денежных средств,
- обязательной стороной в них выступает государство в лице налоговых или финансовых органов.
Староверова О.В. указывает на то, что налоговые правоотношения имеют особые элементы – объект и субъект, благодаря чему отличаются от административных и финансовых[17].
Отсюда следует, что административные, финансовые, бюджетные, конституционные правоотношений, составляющие налоговую систему имеют иной объект, чем налог и сбор.
Предметом
бюджетного права являются в
том числе отношения,
Бюджетные правоотношения - урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, участники которых выступают носителями юридических прав и обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению, и использованию централизованных государственных и муниципальных денежных фондов.18
Согласно БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессах формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ18.
Налоги и сборы – один из главных источников бюджетных доходов.
Таким образом,
можно сделать вывод, что
Конституционные
правоотношение – общественные отношения,
урегулированные нормами консти
Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Соответственно, конституционные правоотношения также образуют налоговую систему РФ.
Таким образом,
налоговая система - основанная на определённых
принципах система
Что касается системы налогов и сборов, то в зависимости от того рассматривать налоговую систему как совокупность только налоговых правоотношений или совокупность всех правоотношений, складывающихся в связи с исполнением обязанности по уплате налога, сбора, формирования бюджета государства, привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, представляется, что систему налогов и сборов можно рассматривать в двух аспектах:
1.как совокупность объектов правоотношений, образующих налоговую систему;
2.как совокупность объектов части правоотношений, образующих налоговую систему.
И.И. Кучеров рассматривает систему налогов и сборов как налоговую подсистему[20].
Данная точка зрения представляется обоснованной, так как налоги и сбора образуют систему объектов правоотношений.
Налоговая система – система социальная. Поэтому в качестве основных её элементов следует рассматривать государство и физические лица. Юридические связи образуются между элементами налоговой системы в форме правоотношений, не только налоговых, но и административных, бюджетных, конституционных. Объектом налоговых правоотношений являются налоги и сборы. Поэтому в своей совокупности система налогов и сборов представляет собой систему объектов правоотношений, складывающихся по поводу их установления, введения, взимания. Так как налоговая система – система социальная, представляется недопустимым рассматривать систему налогов и сборов в качестве налоговой системы, поскольку в соответствии с действующим законодательством налоги и сборы являются платежами, то есть денежными средствами, отчуждаемыми в бюджет государства в установленном законом порядке.
Существует два основных вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.
В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.
Прямые налоги прямо
взимаются с субъекта налога (налог
на доходы с населения, с предприятий,
корпораций, организаций, налети в фонд
социального страхования и т.д.
Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовло-жений или перелив капитала в другие сферы деятельности. [10,с.450].
2. Проблемы и перспективы развития налоговой системы России
2.1. Структура и принципы построения налоговой системы России
Налоговая система РФ
включает совокупность налогов и
сборов, взимаемых в установленном
порядке.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств, в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
Данное определение позволяет отличить
налог от сбора.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый
с организаций и физических лиц, уплата
которого является одним из условий совершения
в отношении плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления,
иными уполномоченными органами и должностными
лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных
прав и выдачу разрешений (лицензий).
Таким образом, сбор, согласно Налоговому
Кодексу, представляет собой условие осуществления
государством тех или иных юридически
значимых действий в интересах его плательщика,
где существует некая возмездность. При
уплате сборов всегда присутствует специальная
цель и интересы сторон, следовательно,
сбор не может быть произвольным, размер
сбора должен быть обоснован и сопоставим
с целями, на которые он взимается.
Налоги увязаны между собой и представляют
в совокупности целостную систему
Информация о работе Проблемы и перспективы развития налоговой системы России