Проблемы и перспективы развития налоговой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

Вопросы налогообложения имеют огромное значение для любого государства. Налоговые поступления служат источникам формирования доходной части бюджета, они необходимы для выполнения государством оборонных, экономических, социальных, экологических и других функций. В тоже время, налоговая система должна играть не только фискальную, но и стимулирующую роль. Посредством различных налоговых льгот, различий в уровне ставок, и тому подобных мерах государство может стимулировать инвестиционную активность в проблемных областях экономики, либо деятельность, направленную на решение социальных проблем.
В России за счет налоговых доходов формируется более 90% доходов федерального бюджета, что соответствует общемировым показателям (во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюджета, в США свыше 90%, в ФРГ около 80%, в Японии 75%).

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы функционирования налоговой системы
1.1. Сущность и функции налогов
1.2. Понятие и виды налоговых систем
2. Проблемы и перспективы развития налоговой системы России
2.1. Структура и принципы построения налоговой системы России
2.2. Основные проблемы налоговой системы России
2.3. Направления совершенствования налоговой системы России в условиях мирового финансового кризиса
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

  Шевелёва Н.А. полагает, что налоговая система РФ – совокупность системообразующих связей между элементами, которые выступают в форме не только налоговых, но и административных, бюджетных, конституционных правоотношений[6]. 

   В экономической литературе налоговая система и система налогообложения рассматриваются как идентичные понятия[7] 

  Таким образом, возникает вопрос, что же понимать под налоговой системой: систему налогов и сборов или систему правоотношений? Можно ли считать систему налогов и сборов определением налоговой системы в узком смысле? 

    Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих опредёлённую целостность, единство[8]. Выделяют материальные и абстрактные системы, материальные системы бывают живые и неживые, особый класс материальных живых систем – социальные системы7. 

   Н. А. Шевелёва рассматривает государство и физические лица как элементы налоговой системы[9]. Она выделяет четыре группы элементов налоговой системы: 

1.формирующие публичный  интерес государства в налогообложении  – представительные (законодательные)  органы, органы исполнительной власти  общей компетенции; 

2.реализующие  публичный интерес государства  в налогообложении – органы  исполнительной власти специальной  компетенции (налоговые органы, органы  налоговой полиции, органы государственных  внебюджетных фондов, финансовые  органы, сборщики налогов); 

3.обеспечивающие публичный интерес государства в налогообложении – кредитные организации и иные обязанные и уполномоченные лица;  

    4.исполняющие налоговую обязанность – налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, их представители и замещающие их лица (ликвидационные комиссии, лица, назначенные органами опеки и попечительства, иные лица, на которые возлагается налоговая обязанность). 

  И. И. Кучеров относит к элементам налоговой системы не только участников налоговых отношений, но и их права и обязанности, непосредственно налоги и сборы, принципы её организации и функционирования,  а также нормы налогового права[10]. 

  А. В. Брызгалин включает в элементы налоговой системы экономические характеристики налоговой системы, текущие и перспективные направления налоговой политики, системы и принципы налогового  законодательства, система налоговых и иных фискальных органов, правовой статус налогоплательщика и иных обязанных лиц, условия взаимодействия бюджетных и налоговых систем, система налогов, порядок распределения налогов по бюджетам, формы и методы налогового контроля, порядок и условия налогового производства, ответственность субъектов налоговых правоотношений, способы защиты прав и интересов налогоплательщика[11]. 

 Ю. Л. Смирникова  называет в качестве элементов  налогообложения  налоги и сборы[12].     

 Полагаю  совершенно справедливым выделение  Н. А. Шевелёвой  в качестве основных элементов налоговой системы государства в лице его органов и физических лиц. 

     Налоговая система - это социальная система.  Следовательно, её элементами являются физические лица, которые вступают в общественные отношения как в индивидуальной, так и в организованной форме, и государство как представитель общества. 

  Выделение в качестве основных и единственных элементов налоговой системы налогов и сборов представляется неоправданным. 

    Глава 2 НК РФ содержит понятие системы налогов и сборов, которая представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в РФ. 

  Согласно НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и или муниципальных образований. 

    Согласно НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).  

  Полагаем недопустимым выделение налогов и сборов в качестве единственных элементов налоговой системы, так как социальные связи между платежами и взносами невозможны. 

Правовой формой общественного отношения является правоотношение. Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права, это юридическая связь между его субъектами, основным содержанием которой являются субъективные права и юридические обязанности и которая возникает на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов[13]. 

   Следует сделать вывод, что налоговая система - основанная на определённых принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся между государством и физическими лицами. 

   Возникает вопрос, какие правоотношения образуют налоговую систему: только налоговые, или отношения, составляющие налоговую систему, урегулированы и иными отраслями права.

Если обратиться к определениям налоговый системы, даваемым сторонниками той точки  зрения, согласно которой налоговая система – совокупность правоотношений, - мы ясно увидим, что большинство авторов полагают, что налоговая система - это совокупность общественных отношений урегулированных несколькими отраслями права[14]. 

 Структура  правоотношений включает такие  элементы как объект, субъект  и содержание. 

Объектами правоотношений являются разнообразные фактические  общественные отношения. 

Согласно ст. 2 НК РФ предметом регулирования  законодательства о налогах и  сборах являются властные отношения  по установлению, введению, взиманию налогов  и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.  

 Объект налогового  правоотношения – денежные средства, которые должны быть внесены в бюджет или внебюджетный фонд в форме налога и сбора или взысканы принудительно налоговыми органами[15]. То есть, объектом налогового правоотношения является налог или сбор.  

  Налоговые правоотношения - урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений[16]. Отличительные признаки налоговых правоотношений: 

   - имеют место исключительно в сфере налогообложения,  

- возникают,  прекращаются и изменяются на  основе норм налогового права,  

    - носят публичный характер, 

    - складываются по поводу денежных средств, 

   - обязательной стороной в них выступает государство в лице налоговых или финансовых органов.  

Староверова О.В. указывает на то, что налоговые  правоотношения имеют особые элементы – объект и субъект, благодаря  чему отличаются от административных и финансовых[17]. 

Отсюда следует, что административные, финансовые, бюджетные, конституционные правоотношений, составляющие налоговую систему имеют иной объект, чем налог и сбор. 

 Предметом  бюджетного права являются в  том числе отношения, связанные  в том числе с определением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разных уровней[18]. 

  Бюджетные правоотношения - урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, участники которых выступают носителями юридических прав и обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению, и использованию централизованных государственных и муниципальных денежных фондов.18 

   Согласно БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами  бюджетных правоотношений в процессах формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ18. 

   Налоги и сборы – один из главных источников  бюджетных доходов.      

 Таким образом,  можно сделать вывод, что бюджетные  правоотношения так же являются  частью налоговой системы. 

Конституционные правоотношение – общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права[19]. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в  связи с закреплением и регулированием в том числе  взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации19. 

   Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. 

Соответственно, конституционные правоотношения также  образуют налоговую систему РФ. 

Таким образом, налоговая система - основанная на определённых принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в между государством (местным самоуправлением) и физическими лицами (их организациями) по поводу  установления, введения и взимания налогов и сборов, контроля за своевременностью и полнотой их уплаты, привлечения к ответственности за нарушение установленного порядка взимания налогов и сборов, а также обжалования актов и действий должностных лиц государства (местного самоуправления) 

    Что касается системы налогов и сборов, то в зависимости от того рассматривать налоговую систему как совокупность только налоговых правоотношений или совокупность всех правоотношений, складывающихся в связи  с исполнением обязанности по уплате налога, сбора, формирования бюджета государства, привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, представляется, что систему налогов и сборов можно рассматривать  в двух аспектах: 

  1.как совокупность объектов правоотношений, образующих налоговую систему; 

2.как совокупность  объектов части правоотношений, образующих налоговую систему.  

   И.И.  Кучеров рассматривает систему налогов и сборов как налоговую подсистему[20]. 

  Данная точка зрения представляется обоснованной, так как налоги и сбора образуют систему объектов правоотношений. 

    Налоговая система – система социальная. Поэтому в качестве основных её элементов следует рассматривать государство и физические лица. Юридические связи образуются между элементами налоговой системы в форме правоотношений, не только налоговых, но и административных, бюджетных, конституционных. Объектом налоговых правоотношений являются налоги и сборы. Поэтому в своей совокупности система налогов и сборов представляет собой систему  объектов правоотношений, складывающихся по поводу их установления, введения, взимания. Так как налоговая система – система социальная, представляется недопустимым рассматривать систему налогов и сборов в качестве налоговой системы, поскольку в соответствии с действующим законодательством налоги и сборы являются платежами, то есть денежными средствами, отчуждаемыми в бюджет государства в установленном законом порядке.

Существует два основных вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой  системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой  системе все доходы физических и  юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Современные налоговые  системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости  от экономической и социальной целесообразности.

Прямые налоги прямо  взимаются с субъекта налога (налог  на доходы с населения, с предприятий, корпораций, организаций, налети в фонд социального страхования и т.д.) Прямые налоги прямо пропорциональны  платежеспособности. [16,с.34], [14,с.354]

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них  легче всего дело обстоит с  налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовло-жений или перелив капитала в другие сферы деятельности. [10,с.450].

2. Проблемы и перспективы развития налоговой системы России

2.1. Структура и принципы  построения налоговой системы  России 

Налоговая система РФ включает совокупность налогов и  сборов, взимаемых в установленном  порядке. 
 
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 
 
Данное определение позволяет отличить налог от сбора. 
 
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий). 
 
Таким образом, сбор, согласно Налоговому Кодексу, представляет собой условие осуществления государством тех или иных юридически значимых действий в интересах его плательщика, где существует некая возмездность. При уплате сборов всегда присутствует специальная цель и интересы сторон, следовательно, сбор не может быть произвольным, размер сбора должен быть обоснован и сопоставим с целями, на которые он взимается. 
 
Налоги увязаны между собой и представляют в совокупности целостную систему

Информация о работе Проблемы и перспективы развития налоговой системы России