Проблемы разграничения и административной ответственности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 06:35, контрольная работа
Описание работы
Регулирование ответственности за совершение налоговых правонарушений осуществляется на уровне Налогового кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях. Сегодня дела о нарушениях законодательства о налогах и сборов занимают большую часть среди дел, рассматриваемых арбитражными судами РФ. В общем объеме дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мировых судей и судей районных судов, рассмотрение дел о нарушениях в области налогов и сборах также составляют значительную часть.
Содержание работы
Введение . Проблемы разграничения и административной ответственности . Основные виды налоговой ответственности Заключение Список используемой литературы
В соответствии со ст. 107 НК РФ
физическое лицо может быть привлечено
к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего
возраста. Такой же возраст установлен
КоАП РФ для наступления административной
ответственности - ст. 2.3.
Мерой ответственности к нарушителю
законодательства о налогах и сборах являются
санкции, предусмотренные Налоговым кодексом
РФ, которые подразделяются на правовосстановительные
(пени) и карательные (штрафы). Законодательство
об административных правонарушениях
не предусматривает применение правовосстановительных
санкций в отношении нарушителей законодательства
о налогах и сборах, поэтому административная
ответственность выражается только карательными
санкциями в виде штрафов. Таким образом,
такой вид ответственности, как штраф,
в рассматриваемом случае является как
видом административной, так и видом налоговой
ответственности.
Кодексом РФ об административных
правонарушениях штраф за нарушение законодательства
о налогах и сборах устанавливается в
кратном размере от установленной законом
минимальной оплаты труда и указывается
минимальный и максимальный размер штрафных
санкций, в пределе которого может быть
назначено административное наказание.
Налоговый кодекс устанавливает
наложение штрафных санкций за нарушение
законодательства о налогах и сборах по
другому принципу: в определенной денежной
сумме (статья 116 НК РФ - пять тысяч рублей
за нарушение срока подачи заявления о
постановке на учет в налоговом органе);
в процентном выражении (статья 122 НК РФ
- 20 процентов от неуплаченной суммы налогов);
а также в определенной сумме за каждый
не представленный в налоговый орган документ
и (или) иные сведения (статья 126 НК РФ -
в размере 50 рублей за документ). При установлении
судом наличия смягчающих ответственность
обстоятельств размер налогового штрафа
в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ подлежит
уменьшению не меньше чем в два раза.
Взимание пени является способом
обеспечения исполнения обязанности по
уплате налогов и сборов и имеет восстановительный
характер.
Данная мера ответственности
применяется при несвоевременной уплате
налогов и сборов и призвана компенсировать
ущерб, понесенный государством в результате
недополучения налогов в срок в случае
задержки их уплаты налогоплательщиком.
Принудительное взыскание пеней не требует
производства, предусмотренного при наложении
штрафных санкций. Пени с организаций
взыскиваются в бесспорном порядке, с
физических лиц - в судебном порядке.
2. Основные виды налоговой
ответственности
Налогоплательщики, а также
плательщики сборов и налоговые агенты
за невыполнение своих обязанностей несут
ответственность. Так сказано в пункте
4 статьи 23 и пункте 5 статьи 24 НК РФ. Налоговым
правонарушениям и ответственности за
их совершение посвящена глава 16 НК РФ.
Ответственность банков рассматривается
отдельно - в главе 18 Кодекса. Сразу оговоримся,
что нас будут интересовать те налоговые
правонарушения, которые непосредственно
относятся к порядку исчисления и уплаты
налогов. Это - непредставление деклараций
и необходимых сведений, грубое нарушение
правил учета доходов и расходов, неуплата
(неполная уплата) сумм налогов. Как показывает
практика, именно здесь возникает наибольшее
количество вопросов и разночтений.
Прежде чем рассматривать отдельные
виды налоговой ответственности, давайте
выясним, что подразумевает данное понятие.
Ответственность за налоговые правонарушения:
общие положения. Налоговый кодекс не
содержит понятия налоговой ответственности.
Но исходя из общих положений глав 15 и
16 НК РФ, налоговую ответственность можно
определить как способ воздействия на
нарушителя налогового законодательства
через применение санкций, установленных
Налоговым кодексом. Мерой ответственности
за налоговое правонарушение является
налоговая санкция (п. 1 ст. 114 НК РФ). Санкция
представляет собой денежное взыскание,
налагаемое на налогоплательщика (налогового
агента) в принудительном порядке. Это
единственная мера ответственности, предусмотренная
налоговым законодательством. В соответствии
со статьей 114 Кодекса она установлена
в форме штрафа. Штраф не следует путать
с пенями. Характерной чертой штрафа является
однократность взыскания. Иначе говоря,
никто не может быть привлечен к ответственности
повторно за одно и то же правонарушение.
На это указано в пункте 2 статьи 108 НК РФ.
Пеня, напротив, не является
налоговой санкцией и напрямую не связана
с нарушением законодательства о налогах
и сборах.
Для начисления пеней достаточно
только одного основания - недоимки по
налогу. При этом пени начисляются на размер
задолженности ежедневно до момента уплаты
всей суммы налога. Пеня является одним
из способов обеспечения исполнения обязанностей
по уплате налогов и взыскивается в бесспорном
порядке (ст. 72 НК РФ).
Общие условия привлечения
к ответственности за налоговые нарушения
определены в статье 108 НК РФ. Здесь указано,
что ответственность наступает только
при наличии соответствующих оснований
и в порядке, предусмотренном Кодексом.
Основание наступления ответственности
предполагает, что имеется сразу два фактора:
объективная и субъективная стороны налогового
правонарушения. Объективной стороной
является факт совершения лицом противоправного
действия (или бездействия, как в случае
неуплаты налога).
Субъективная сторона - это
наличие вины в совершении правонарушения.
При этом обязанность по доказыванию обстоятельств,
свидетельствующих о факте налогового
правонарушения и виновности налогоплательщика
(то есть субъективной и объективной сторон),
возлагается на налоговые органы.
Так установлено пунктом 6 статьи
108 НК РФ. Вина организации в совершении
налогового правонарушения определяется
в зависимости от вины ее должностных
лиц (п. 4 ст. 110 НК РФ), действие или бездействие
которых обусловили данное правонарушение.
Нарушения налогового законодательства
могут содержать также признаки административного
правонарушения или уголовного преступления.
Производство по таким делам ведется в
порядке, установленном законодательством
об административных правонарушениях
и уголовно-процессуальным законодательством
(ст. 10 НК РФ).
В то же время в пункте 4 статьи
108 НК РФ предусмотрено, что привлечение
организации к ответственности за налоговое
правонарушение не освобождает ее должностных
лиц при наличии соответствующих оснований
от административной или уголовной ответственности.
Налоговые органы вправе привлекать к
ответственности нарушителей только в
пределах определенных сроков, установленных
Налоговым кодексом (срок давности).
По общему правилу нельзя привлекать
к ответственности за налоговое правонарушение,
если со дня его совершения истекли три
года (п. 1 ст. 113 НК РФ). Исчисление срока
давности со дня совершения правонарушения
применяется почти ко всем нарушителям.
Однако в некоторых случаях он исчисляется
со дня окончания соответствующего налогового
периода, в котором было совершено правонарушение.
Такой порядок действует в отношении нарушений,
предусмотренных статьями 120 «Грубое нарушение
правил учета доходов и расходов и объектов
налогообложения» и 122 «Неуплата или неполная
уплата сумм налога» НК РФ.
Налоговое законодательство
выделяет несколько видов обстоятельств,
которые принимаются во внимание при рассмотрении
вопроса об ответственности налогоплательщика.
. Обстоятельства, исключающие
привлечение лица к ответственности
за совершение налогового правонарушения
(ст. 109 НК РФ). Налогоплательщики
не привлекаются к налоговой
ответственности, если:
отсутствует событие налогового
правонарушения;
отсутствует вина лица в совершении
налогового правонарушения;
правонарушение совершено лицом,
которое не достигло 16-летнего возраста;
истек срок давности привлечения
к ответственности.
2. Обстоятельства, исключающие
вину лица в совершении налогового
правонарушения (ст. 111 НК РФ).
При наличии этих обстоятельств
налогоплательщики не признаются виновными
и освобождаются от ответственности, даже
если налоговое правонарушение доказано.
Так, налогоплательщик не подлежит ответственности,
если он:
совершил деяние вследствие
стихийного бедствия или других чрезвычайных
и непреодолимых обстоятельств;
в момент совершения правонарушения
не мог отдавать себе отчета в своих действиях
или руководить ими вследствие болезненного
состояния (речь идет о физическом лице);
выполнял письменные разъяснения
финансовых органов (или других уполномоченных
государственных органов и их должностных
лиц в пределах компетенции) по вопросам
применения налогового законодательства.
Обратите внимание: разъяснения Центральной
консультационной службы МНС России и
ее филиалов не являются официальной позицией
налоговых органов (см. письмо ФНС России
от 15.04.2005 № ШС-6-14/316). Все перечисленные
обстоятельства должны относиться к налоговым
периодам, в которых совершено налоговое
правонарушение.
. Обстоятельства, смягчающие
налоговую ответственность (п. 1 ст.
112 НК РФ). Данные обстоятельства
позволяют только снизить размеры
санкций. Такими обстоятельствами
признаются:
совершение правонарушения
вследствие стечения тяжелых личных или
семейных обстоятельств;
совершение правонарушения
под влиянием угрозы или принуждения либо
в силу материальной, служебной или иной
зависимости.
иные обстоятельства, которые
суд или налоговый орган, рассматривающий
дело, может признать смягчающими ответственность.
. Обстоятельства, отягчающие
налоговую ответственность (п. 2 ст.
112 НК РФ). Если присутствует подобное
обстоятельство, сумма штрафа увеличивается
на 100% (п. 4 ст. 114 НК РФ).
В Кодексе устанавливается
только одно обстоятельство, отягчающее
ответственность. А именно: если налогоплательщик
повторно совершил аналогичное налоговое
правонарушение.
Но помимо срока давности привлечения
к ответственности есть также и срок давности
взыскания санкций. Налоговые органы могут
обратиться в суд с иском о взыскании налоговой
санкции не позднее 6 месяцев с того дня,
как было обнаружено правонарушение и
составлен соответствующий акт (п. 1 ст.
115 НК РФ).
Заключение
Сравнительный анализ административной
и налоговой ответственности позволяет
выявить проблемы, возникающие в связи
с применением на практике данных видов
ответственности, изучение которых создает
предпосылки для дальнейшего совершенствования
законодательства. Наиболее актуальной
проблемой является регулирование процессуальных
норм, регламентирующих порядок привлечения
к административной ответственности.
Данная задача может быть решена путем
разработки Административного процессуального
кодекса, который регулировал бы общественные
отношения, связанные с осуществлением
судебного контроля за деятельностью
органов, наделенных полномочиями привлекать
к административной ответственности,
а также установлением порядка защиты
прав и интересов граждан в суде.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской
Федерации. [Текст]: Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.// собрание
законодательства РФ. - 2009. - №4. Ст. 445.
2.Арбитражный процессуальный
кодекс Российской Федерации (АПК
РФ) [Электронный ресурс]: Федеральный
закон от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД
ФС РФ 14.06.2002), (действующая редакция)
// КонсультантПлюс: Высшая школа. - 2011.
- Вып. 15. (Весна).
3. Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях.
[Электронный ресурс]: Федеральный
закон №195-ФЗ. (принят ГД ФС
РФ 30.12.2001), (действующая редакция) //
ГАРАНТ Платформа F 1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ
- Аналитик. ПРАЙМ. - 2011. - Версия от 20
мая.
. Налоговый кодекс Российской
Федерации (НК РФ) [Электронный ресурс]:
Федеральный закон 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят
ГД ФС РФ 16.07.1998), (действующая редакция)
// КонсультантПлюс: Высшая школа. - 2011.
- Вып. 15. (Весна).
Научная литература
. Кучеров, И.И. Налоговое
право России [Текст]: Курс лекций
/ И.И. Кучеров, - М., 2008. - 448 с.
. Крохина, Ю.А. Налоговое
право [Текст]: учебник / Ю.А. Крохина, - М.:
Юрайт, 2010. - 429 с.
. Кирилина, В.Е. Налоговое
право России [Текст]: учебник / В.Е. Кирилина,
Е.Г. Костикова, - М.: Эксмо, - 2008. - 576 с.
. Сальникова, Л.В. Налоговое
право России [Текст]: учебник / Л.В. Сальникова,
- М.: Норма, - 2009. - 372 с.
. Еналеева, И.Д. Налоговое право
России [Текст]: учебник / И.Д. Еналеева,
- М.: Юрайт, - 2008. - 481 с.