ДОКЛАД
Уважаемый
председатель и члены
комиссии!
Вашему
вниманию представлена
дипломная работа
на
тему «Прямые налоги
и их роль в налоговой
системе
Республики
Казахстан»
Актуальность темы исследования определена
тем, что одной из наиболее важных статей
в налоговых доходах Республики Казахстан
выступают прямые налоги. Прямые налоги
дают государству верный и определенный
по величине налог. В равномерно развивающемся
обществе прямые налоги являются твердым
и постоянным источником доходов.
Цель
работы исследовать роль прямых налогов
в налоговой системе Республики
Казахстан и наметить пути совершенствования
механизма прямого налогообложения.
В качестве объекта исследования выступает
Налоговый комитет Сары-Аркинского района
г. Астаны.
Проведенное
исследование позволило сделать
следующие выводы и предложения.
Прямые налоги непосредственно
взимаются с доходов или имущества
налогоплательщика. В принципе
они берутся в момент получения
дохода задолго до его предполагаемого
расходования. Прямые налоги номинально
сокращают доходы налогоплательщиков,
так как объектами прямого
налогообложения являются доход
и стоимость имущества. Прямое
налогообложение учитывает доходность
и семейное положение налогоплательщика.
Снижение одних прямых налогов (прежде
всего - налога на прибыль) сопровождается
повышением других - земельного налога
и налога на имущество организаций. Это,
с одной стороны, увеличивает доходы местных
бюджетов, с другой стороны, включение
части прямых налогов в издержки хозяйствующих
субъектов еще больше сокращает налогооблагаемую
базу налога на прибыль, что подрывает
налоговый потенциал местных, тогда как
именно налог на прибыль является регулирующим
налогом.
Анализ зарубежного опыта показал,
что в мировой практике налогообложения
уже найдены те принципы и
механизмы, соблюдение которых
обеспечивает и достаточную доходность
налоговой системы, и одновременно
ее нейтральность по отношению
к темпам роста производства,
инвестиций и экспорта. Конкретно
они выражаются в стандартном
для разных стран минимуме
и составе применяемых налогов
и сборов, определенном их соотношении
и методах взимания каждого
из основных налогов.
Безусловно, для равномерного
распределения прямых и косвенных
налогов необходимо рассчитать
и установить определенный баланс,
поскольку отдельные налоги и
сборы должны продуктивно сосуществовать
между собой, а налоговая система
в целом - с внешнеэкономической
средой. При этом возможно использование
опыта зарубежных стран, но главное - с
учетом специфики экономического развития
Республики Казахстан.
Анализ поступлений налогов в
государственный бюджет за три
года показал, что сумма налоговых
поступлений в 2010 году увеличилась
с 2228,68 млрд. тенге до 2934,08 млрд. тенге
или на 705,40 млрд. тенге. Также в
2011 году в сравнении с 2010 годом
наблюдается рост налоговых поступлений
с 2934,08 млрд. тенге до 3982,34 млрд. тенге
или на 1048,26 млрд. тенге. Наибольший
удельный вес в структуре налоговых
поступлений 2011 года принадлежит
подоходному налогу — 35,8%, далее
следуют внутренние налоги на
товары, работы и услуги — 31,6%.
Доля налогов на международную
торговлю и внешние операции
составляет 20,4%, социальный налог
— 7,4% и налог на собственность
– 4,0%. Анализ показал, что в
структуре налоговых поступлений за
2011 год наблюдается практически баланс
соотношения прямых и косвенных налогов.
Поступление
налогов в бюджет г. Астана имеет
тенденцию к увеличению, что позволило
успешно обеспечить реализацию поставленных
задач местным исполнительным органам
в сфере здравоохранения, образования,
социальной защиты и прочее.
В целом налоговые поступления
в местный бюджет за 2009-2011 г.
имеет тенденцию роста, фактическое
исполнение превышает плановые
показатели. Так, в целом прогноз
по местному бюджету за 2011 г.
исполнен на 106,7 %, поступило 27,06 млрд.
тенге, при плане – 25,37 млрд.
тенге. Поступления по подоходному
налогу исполнен на 106,0%, поступило
13,31 млрд. тенге, при плане –
12,56 млрд. тенге. Поступления по
социальному налогу исполнен
на 105,9%, поступило 9,74 млрд. тенге,
при плане – 9,20 млрд. тенге.
Поступления по налогу на собственность
исполнен на 102,4%, поступило 3,004 млрд.
тенге, при плане – 2,93 млрд.
тенге. Поступления по внутренним
налогам на товары, работы и
услуги исполнен на 132,7%, поступило
0,85 млрд. тенге, при плане –
0,641 млрд. тенге.
Проведенный анализ налоговых
поступлений по видам налогов
в местный бюджет показал, что
поступления прямых налогов имели
тенденцию роста в 2011 году в
сравнении с 2010 годом на 3,74 млрд.
тенге или на 116,8% и уменьшение
на 0,73 млрд. тенге или на 3,1%. поступления
по косвенным налогам в 201 году
в сравнении с 2010 годом уменьшились
на 0,59 млрд. тенге или на 41,3% и увеличение
на 0,40 млрд. тенге или на 138,3% в
2010 году в сравнении с 2009 годом.
В структуре налоговых поступлений
в местный бюджет значительное
место занимают прямые налоги,
которые составили в 2009 году 98,2%,
а косвенные – 4,5%, в 2010 году
98,8% и 6,1% соответственно в 2011 году
прямые налоги составили - 96,3%,
а косвенные налоги 3,14%.
Анализ
поступлений прямых налогов в
местный бюджет показал, что данный
вид налога преобладает в структуре
налоговых поступлений.
В
настоящее время в налоговой
системе Республики Казахстан механизм
исчисления и взимания прямых налогов
остается крайне несовершенным, что
неизбежно приводит к сокращению
налоговых поступлений в бюджет.
Это проявляется в том, что для современной
налоговой системы характерно много проблем,
одной из которых продолжает оставаться
ее фискальная направленность, что в свою
очередь, неизбежно ведет к укрывательству
доходов многими налогоплательщиками
и, в конечном счете, потерям бюджета.
Совершенствование
системы налогообложения заключается
в совершенствовании законодательной
базы, а также в совершенствовании
механизма обложения. Налоговая
система должна быть повернута к
производству, стимулируя его рост
и тем самым, увеличивая базу налогообложения.
Весь мировой опыт свидетельствует
о том, что, достигнув определенной
точки роста, налоги должны затем
снижаться, иначе у плательщиков
налогов уменьшается стимул к
производственной и иной деятельности,
появляется соблазн укрывать свои доходы.
Поэтому близость к критической
точке налоговых изъятий заставляет
всесторонне анализировать ситуацию
оптимальных уровней ставок налога.
Для успешного функционирования налоговой
системы государства необходимо постоянно
совершенствовать законодательную технику
в соответствующей области. Нормы, предписывающие
изменение того или иного налога, должны
соответствовать выбранной налоговой
модели. От того, насколько правильно построена
система налогообложения, от корректности
юридической техники налоговых норм зависит
надлежащая реализация налоговых функций,
что является предпосылкой для эффективного
развития всего хозяйственного механизма
страны.