Шпаргалка по "Налоговому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 00:39, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие, признаки, функции, классификации налогов
Под налогом понимается обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВОЕ ОТВЕТЫ.docx

— 136.24 Кб (Скачать файл)

1. Понятие, признаки, функции, классификации налогов

Под налогом понимается обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

- обязательность;

- индивидуальная безвозмездность;

- отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

- направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

- фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);

- регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

Виды налогов по объекту:

- прямые;

- косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Виды налогов по субъекту:

- центральные;

- местные.

В России существует трехуровневая система:

- федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

- региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

- местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

2. Налоговая политика: понятие, цели, формы и средства реализации.

Налоговая политика — это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.

Формой реализации и регулирования налогового механизма является налоговое законодательство, которое определяет совокупность налоговых инструментов. Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговые санкции, налоговая база и некоторые другие. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

 

3. Налоговое право: понятие, предмет, методы правового регулирования.

Налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, имеющие властный характер, возникающие в процессе:

- установления и взимания налогов  и сборов с организаций и  физических лиц в бюджетную  сферу или в государственные  внебюджетные фонды;

- осуществления налогового контроля;

- применения мер финансово-правовой  ответственности за нарушение  налогового законодательства;

- обжалования актов налоговых  органов, действий (бездействия) их  должностных лиц.

К предмету налогового права относятся:

- закрепление структуры налоговой  системы;

- распределение компетенции в  данной области между Федерацией  и ее субъектами, местным самоуправлением  в лице соответствующих органов;

- регулирование на основе этих  исходных норм отношений, возникающих  в процессе установления и  взимания налогов и сборов  с организаций и физических  лиц в бюджетную сферу или  в государственные внебюджетные  фонды;

- осуществление налогового контроля;

- применение мер финансово-правовой  ответственности за нарушение  налогового законодательства;

- обжалование актов налоговых  органов, действий (бездействия) их  должностных лиц.

Наиболее распространенным методом налогового права в современных условиях является метод властных предписаний (императивный, командноволевой), поскольку государство самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений.

В современных условиях актуальность приобретает метод диспозитивности, который показывает переход от примата публичной формы собственности к поиску компромисса между государственными и частными интересами. Следствием отказа государства от исключительно властного (императивного) способа воздействия на налоговые отношения является, например, предоставленная частному субъекту возможность формирования своей налоговой политики, получения отсрочки исполнения и обеспечения налоговой обязанности, заключения договоров на получение налогового кредита или инвестиционногоналогового кредита, проведения зачета задолженности государства перед поставщиком товаров (работ, услуг) посредством зачета встречного требования по исполнению налоговой обязанности.

4. Налогово-правовые нормы: понятие, особенности

Налогово-правовые нормы — это установленные государством и муниципальными образованиями общеобязательные правила поведения, порождающие налоговые правоотношения, за нарушения которых предусмотрены меры государственного принуждения.

Особенности налогово-правовых норм:

- являются средством реализации публичных, а не частных интересов;

- почти не имеют своего прототипа в общественной жизни;

- отличаются от других норм в системе права своей нестабильностью;

- в подавляющем большинстве случаев они являются обязывающими;

- особый порядок их действия во времени.

5. Налоговые правоотношения: понятия, виды, структура

Налоговое правоотношение – это общественное отношение, возникающее на основе реализации норм налогового права.

Классификация:

1) по основным функциям права:

а) Регулятивные правоотношения составляют основную массу отношений в сфере правового регулирования налогообложения. Они обеспечивают реализацию регулятивной функции права:

– абсолютные это те, в которых уполномоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, обязанный совершать или не совершать определенные действия,

– относительные – лицу противостоит совершенно определенное обязанное лицо.

б) Охранительные налоговые правоотношения выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, возникают в связи с нарушением налогово-правовой нормы и основываются на санкции налогово-правовой нормы.

2) По характеру налогово-правовых  норм: материальные и процессуальные;

3) На основании особенностей  их объекта: имущественные и неимущественные;

4) По структуре их юридического  содержания: простые и сложные.

Элементами структуры налогового правоотношения является:

– субъекты

– юридическое содержание, т.е. права и обязанности субъектов.

Субъекты налоговых правоотношений – лица, участвующие в конкретном правоотношении и являются носителями прав и обязанностей.

6. Конституционные основы  налогового права России

Конституция РФ определяет исходное начало, отправную точку налогового права — обязанность каждого платить законно установленные налоги (ст. 57).

Конституционные основы налоговой деятельности подразделяются на политические, экономические и организационные требования. Политико-правовые принципы налоговой деятельности закрепляются посредством установления Конституцией РФ организации власти (ст. 10), коренных целей построения демократического общества, правового государства с развитой системой федерализма (ч. 1 ст. 1). В этой связи конституционными основами налоговой деятельности следует считать федерализм, законность, демократизм, разделение властей, публичность, гласность, равноправие субъектов РФ и т. п., т. е. общие неизменные начала конституционного строя, закрепленные гл. 1 Основного Закона.

7. Этапы и особенности  принятия федеральных законов  о федеральных налогах и сборах

Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ; Правительство РФ; Государственная Дума и депутаты; Совет Федерации и его члены; Законодательные органы субъектов РФ; Конституционный суд, Высший Арбитражный суд, Верховный суд по вопросам их ведения.

I этап Законопроект вносится на рассмотрение в Государственную Думу. Требуется обязательное заключение правительства РФ.

В Государственной Думе законопроект рассматривается в 3-х чтениях. Законопроект считается принятым Государственной Думой, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

II этап Принятый Государственной Думой закон в течение 5 дней должен быть передан в Совет федерации для одобрения. Совет Федерации может рассматривать данный закон в течение 14 дней. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, либо он считается автоматически одобренным, если он не был рассмотрен в течение 14 дней.

III этап Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней должен быть предан Президент для подписания и обнародования. Президент рассматривает данный закон в течение 14 дней. Если президент не подписывает закон, то закон передается на доработку в Государственную Думу. Президент обязан подписать возвращенный им закон, если за него в первоначальной редакции проголосуют более 2/3 депутатов Государственной Думы и 2/3 членов Совета федерации.

Федеральное законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст. 5 НК РФ).

8. Принципы налогообложения

9. Проблема двойного налогообложения, пути решения

Двойное налогообложение - налогообложение одного налогового объекта отдельного плательщика одним (или аналогичным) налогом за один и тот же промежуток времени (налоговый период) в двух или более странах.

Избежать двойного налогообложения юридического или физического лица можно двумя способами:

- путем одностороннего освобождения или налогового зачета (кредита), предоставляемого в стране постоянного местопребывания;

- путем заключения соглашений по устранению двойного налогообложения.

Если резидент получает доход или владеет имуществом, которые в соответствии с положениями соглашения могут облагаться в стране - партнере, то сумма налога на такой доход или имущество, уплаченная в государстве - партнере, будет вычтена из налога, взимаемого с такого резидента в России. Этот вычет не может превышать сумму налога на такой доход или имущество, исчисленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Судебный прецедент  как источник налогового права

Судебный прецедент - это решение, принятое высшим судебным органом по конкретному делу, которое считается обязательным для других судов при рассмотрении аналогичных дел.

Конституционный суд РФ принял постановление N 1-П, ознаменовавшее новый этап в развитии отечественного налогового права и вообще юридической науки и практики. Данным постановлением Конституционный суд РФ легализовал активно применявшийся арбитражными судами в течение последнего десятилетия на практике институт судебного прецедента как источника права вообще и налогового права в частности. Можно сколь угодно спорить с вышеназванным решением Конституционного суда РФ, но факт остается фактом: с 21 января 2010 года Россия де-юре стала страной прецедентного права. [52] Что означает данный факт? Это означает, что отныне юридическим регулятором налоговых отношений выступают не только нормы Налогового кодекса РФ и других актов законодательства о налогах и сборах, но и судебные прецеденты, представляющие собой правовые позиции судов определенного уровня по вопросам толкования и применения норм налогового законодательства.

11. Нормативно-правовой  акт как источник налогового  права России

Система источников налогового права включает множество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения. Источником налогового права может считаться нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основным источником налогового права является налоговое законодательство, которое включает в себя Налоговый кодекс и федеральные законы о налогах и сборах, а также иные нормативно-правовые акты, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Налоговый кодекс РФ представляет собой основополагающий нормативно-правовой акт, устанавливающий систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в РФ.

12. Налоговое законодательство  страны: понятие, структура.

Налоговое законодательство - совокупность юридических, правовых норм, устанавливающих виды налогов, действующих в стране, налоговые ставки, порядок взимания налогов, налоговые льготы. Налоговое законодательство регулирует отношения, связанные с возникновением, изменением, прекращением налоговых обязательств, устанавливает налоговые санкции.

Основным документом налогового законодательства является Налоговый кодекс РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговому праву"