Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:18, контрольная работа
В юридической литературе отмечается многозначность термина "источник права". Этот термин имеет двоякое значение: источник в смысле правотворческого решения и источник как фактическое местопребывание норм права.
Традиционно принято различать три основных источника права - нормативный юридический акт, санкционированный обычай и судебный прецедент.
Введение 3
Понятие и система источников налогового права 4
Конституция РФ и федеральные нормативные правовые акты как основные источники налогового права 6
Заключение 14
Список использованной литературы 16
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
Юридический факультет
Заочное отделение
Кафедра Гражданского права и процесса
Система источников налогового права
(контрольная работа)
Выполнил: Лихатина Э.А., гр 12601
Проверил: Алексеева Е.С.
Улан-Удэ
2013
Содержание
Введение 3
Понятие и система источников налогового права 4
Конституция РФ и федеральные нормативные правовые акты как основные источники налогового права 6
Заключение 14
Список использованной литературы 16
В России наблюдается бурный процесс развития налогового законодательства, как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных расходов. Налоговые поступления составляют сегодня более 90 % бюджетных доходов всех уровней. Таким образом, налоговая политика становится важнейшей составляющей социально-экономического, политического, гуманитарного реформирования общественных отношений. Налоги - один из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависит успех государственных реформ, их социальная направленность, уровень жизни и благосостояния населения страны.
Налоговое право России является наиболее "живой", нестабильной, динамично развивающейся отраслью. Вместе с тем ему до сих пор присущи повышенная сложность, противоречивость, наличие многочисленных пробелов, неопределенностей, нечетких и неясных формулировок. Процесс реформирования налогового законодательства, связанный, прежде всего, с кодификацией, продолжается и набирает обороты. Специфика кодификации российского налогового законодательства состоит в том, что она носит постепенный характер и продолжается в настоящее время (хотя и близка к своему завершению). В этой связи особую актуальность приобретает проблема дальнейшего совершенствования налогового законодательства. Для повышения эффективности налоговых реформ представляется необходимым использовать международный опыт налогового регулирования, включая решения зарубежных и международных судов по налоговым спорам, активнее привлекать к законотворческой работе специалистов в области налогово-правовой науки и практики.
В юридической литературе
отмечается многозначность
Традиционно принято различать три основных источника права - нормативный юридический акт, санкционированный обычай и судебный прецедент.
Юридический источник права
в виде письменного документа, закрепляющего
правотворческое решение
Одним из существенных признаков
права в целом и налогового
права, в частности, является формальная
определенность. Налогово-правовые нормы
фиксируются уполномоченными
Источники налогового права образуют многоуровневую, иерархическую систему, включающую нормативно-правовые акты, международные договоры, судебные прецеденты.
Законодательство, регламентирующее порядок исчисления и уплаты налоговых платежей, традиционно обозначается в научно-практической литературе как налоговое. Однако Налоговый кодекс РФ не содержит термина "налоговое законодательство", а использует понятие "законодательство о налогах и сборах". Как полагает А.В. Брызгалин, это обусловлено тем, что в состав налогового законодательства, имеющего общеправовое значение, входят как законодательство о налогах и сборах, так и нормативные правовые акты государственного управления1.
Следуя нормам НК РФ, в систему законодательства о налогах и сборах входят:
1) Налоговый кодекс РФ;
2) федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ;
3) законы и иные нормативные правовые акты законодательных органов субъектов Федерации;
4) нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.
Согласно п. «и» ст. 72 Конституции
РФ установление общих принципов
налогообложения и сборов в Российской
Федерации находится в
В правовой системе России, как и любого государства, особое место занимает Конституция. Высшая юридическая сила Конституции РФ в иерархии источников налогового права обусловлена свойствами Основного Закона, отличающими его от актов текущего законодательства.
В состав элементов юридических
свойств Конституции РФ входят: верховенство
в системе законодательных
Конституционные нормы могут непосредственно регулировать отношения налоговой сферы, но чаще всего это регулирование осуществляется посредством развития конституционных основ в текущем налоговом законодательстве.
Конституция РФ определяет исходное начало, отправную точку налогового права - обязанность каждого платить законно установленные налоги (ст. 57).
Конституционные основы налоговой
деятельности подразделяются на политические,
экономические и
Предназначение Конституции
РФ как основного правового
акта обусловливает
Посредством развития конституционных
основ налогообложения в
Структура федеральных нормативных правовых актов о налогах и сборах включает НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.
Налоговый кодекс РФ занимает
ведущее место в системе
Предпосылки кодификации
налогового законодательства складывались
объективно и обусловлены процессом
развития налоговой деятельности государства,
расширением круга субъектов
налогового права, усложнением способов
правового воздействия на налоговые
отношения. После принятия Конституции
РФ в 1993 г. существенно возросло правотворчество
субъектов РФ, в результате чего
произошло количественное увеличение
налогового законодательства, возникли
противоречия между федеральными и
региональными нормативно-
Налоговый кодекс РФ является правовым актом - преемником ранее принятых законов о налогах и сборах. В этой связи он сохранил оправдавшие себя положения, регулирующие порядок исчисления и уплаты налогов, кодифицировал процессуальные нормы налогового права, систематизировал и конкретизировал составы налоговых правонарушений, меры ответственности за нарушения налогового законодательства. Вместе с тем НК РФ воспринял отдельные термины и положения иных отраслей законодательства4.
В настоящее время НК РФ состоит из двух частей. Первая часть устанавливает: законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; систему налогов и сборов в Российской Федерации; правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов; способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи налоговой декларации; основы налогового контроля; виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение; процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Часть вторая НК РФ регулирует порядок введения и взимания конкретных видов налогов.
Налоговый кодекс РФ рассчитан на применение в качестве нормативного правового акта прямого действия, исключающего, как правило, детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами.
В систему источников налогового
права также входят налоговые
законы общего действия и законы о
конкретных налогах. К законам общего
действия относятся нормативные
правовые акты, регулирующие правовой
статус налоговых органов, какой-либо
группы налогоплательщиков или налогообложения
определенного вида имущества. Необходимость
принятия федеральных законов о
налогах и сборах предусмотрена
целым рядом статей НК РФ. Например,
п. 4 ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков
представлять в налоговый орган
налоговые декларации по тем налогам,
которые они обязаны
К законодательным актам, на основании которых взыскиваются налоги, предъявляются повышенные требования. Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается установленным только в том случае, если определены налогоплательщики и такие элементы налогообложения, как: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В систему источников налогового
права федерального уровня входят также
подзаконные нормативные