Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 16:51, реферат
Описание работы
Термин «система» является универсальным, используемым в самых различных отраслях человеческих знаний. В философском аспекте этой категорией охватывается специфически выделенное из окружающей среды целостное множество элементов, объединенных между собой совокупностью внутренних связей или отношений. Следовательно, вопрос о системе права - это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между собой, способе организации в процессе развития. Другими словами, исследовать систему права, значит выявить ее структурную организацию, указать принципы строения и развития.
Содержание работы
Введение ……………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и структурные элементы системы права …………………………………….4
1.1. Понятие системы права …………………………………………………………………….....4
1.2. Структурные элементы системы права …………………………………………………..….6
1.3. Система права как объективная юридическая реальность ……………………………..…..7
Глава 2. Система российского права ………………………………………………………..……9
2.1. Особенности системы российского права ………………………………………………......9
1.3. Система права
как объективная юридическая
реальность
Система права как конкретная
юридическая реальность - результат исторической
эволюции. Будучи только стороной социального
целого, право не развивается изолированно,
само по себе, и структурные изменения
в нем - лишь следствие изменений общества.
Высшей формой социального развития является
современное гражданское общество и соответствующая
ему политическая форма - правовое государство.
Гражданское общество, как указывалось,
структурировано. В каждой из его сфер
складываются свои специфические отношения,
особенности которых отражаются в отраслевых
признаках юридических норм. Противостояние
индивидов, объединенных гражданским
обществом, и государства, являющегося
политической формой этого общества, выразилось
в разделении права на публичное и частное.
Различие между ними нами уже проводилось
в разделе, посвященном соотношению личности,
общества, права и государства. Там было
показано, что публичное право регулирует
ту область общественных отношений, в
которой главенствующую роль играет государство.
Если не упускать из виду, что государство
- орган реализации общих дел страны, то
становится понятным, почему публичное
право основывается на принципе юридической
централизации, предполагающем, что юридически
значимые решения исходят от высших государственных
органов. Напротив, частное право регулирует
ту область общественных отношений, где
поступки субъектов определяются их собственной
волей, юридически оформляемой договором.
Если «наложить» частное и публичное право
на структуру гражданского общества, то
станет очевидным, что культурно-бытовая
и экономическая сферы регулируются преимущественно
частноправовыми, а сфера политики - публично-правовыми
нормами. В целом отражая объективное
различие всеобщего и частного в общественной
жизни, принцип разделения права на публичное
и частное не был, однако, последовательно
осуществлен ни в одной юридической системе.
Отсюда и многолетние, до сих пор продолжающиеся
споры о том, какие отрасли права должны
включаться в эти правовые общности, а
следовательно, что представляет собой
система современного права в целом. В
дооктябрьской России были широко распространены
теоретические схемы Н. Коркунова, И. Коллера
и др. Типичным является описание строения
права Нового времени И. Коллером. С его
точки зрения, частное право охватывает:
1) личное право (по современной терминологии
- комплекс личных неимущественных прав),
2) вещное право, 3) обязательственное право,
4) торговое право, 5) семейное и имущественное
право супругов и наследников. На долю
публичного права, по И. Коллеру, приходится:
1) государственное и церковное право,
2) охрана права, гражданский процесс, уголовное
право, уголовный процесс, 3) международное
право. Немецкая юридическая мысль в интересующей
нас области развивалась примерно в том
же русле. Г. Еллинек, например, расчленяя
публичное право «на международное и государственное
право в широком смысле», отмечал, что
«последнее распадается на судебное и
процессуальное право, административное
и государственное право в тесном смысле».
По мнению автора отнесение к публично-правовой
сфере церковного права как права публичных
союзов неточно. Церковный порядок основан
на совершенно других началах, чем правопорядок
государственный, и потому церковное право
- как внутреннее право церкви - может быть
поставлено рядом с частным и публичным
правом в качестве самостоятельного элемента.
Как видим, различия в трактовке публичного
права российскими и европейскими юристами
невелики.
Введение понятия «государственное
право в широком смысле» положения не
меняет, поскольку в обоих случаях речь
идет по существу об одном и том же: публично-правовая
сфера регулируется международным, государственным,
административным, уголовным, процессуальным
правом. Вопрос о месте церковного права
не влияет решающим образом на структуру
права.
Подводя итоги, можно выделить
следующие свойства системы права. Во-первых,
она - объективное качество права, действующего
в данном обществе. Ее не строят, не конструируют
по заранее намеченному плану, а открывают
подобно тому, как естествознание открывает
законы природы. Во-вторых, система права
в целом соответствует структуре общества,
т. е. той системе общественных отношений,
которые закрепляются и регулируются
правом. Право - момент, сторона общества
и отражает его свойства, в том числе и
в своей собственной структуре. В-третьих,
система права исторически изменчива;
она эволюционирует вместе с развитием
общества. В-четвертых, предмет правового
регулирования и, как правило, его метод,
будучи решающими дифференцирующими признаками
системы права, образуют единство. В принципе,
метод права есть лишь юридическое выражение
объективных свойств предмета юридического
воздействия. Наконец, в-пятых, особенность
системы права, как отмечается в теории,
состоит в том, что входящие в ее состав
отрасли, будучи взаимосвязанными, в то
же время не дублируют, а, наоборот, взаимно
исключают друг друга. Объясняется это
тем, что «одна и та же норма не может одновременно
регулировать два различных вида общественных
отношений, заключать в себе два различных
метода правового регулирования». Именно
поэтому одна и та же норма не может находиться
одновременно в двух структурных единицах
правовой системы.
Глава 2. Система российского
права
2.1. Особенности
системы российского права
Особенности современной российской
системы права обусловлены тем наследием,
которое ей досталось от послеоктябрьского
периода истории нашей страны. Этот советский
этап характеризовался, в частности, безусловным
преувеличением роли планового начала
в общественном развитии и стремлением
сознательно сконструировать такую систему
права, которая в наибольшей степени отвечала
бы конкретным нуждам социалистического
строительства. Значение юридической
науки в решении правотворческих проблем
декларативно признавалось, но на практике
дело сводилось к аксиоматическому постулированию
наличия десяти отраслей права. Такими
оказались «теоретические» итоги первого
совещания научных работников права, проходившего
в июле 1938 г., и теоретической дискуссии
о правовой системе 1938-40 гг. В число десяти
отраслей входили государственное, трудовое,
земельное, колхозное, административное,
бюджетно-финансовое, семейное, гражданское,
уголовное, судебное право. Существование
публичного и частного права в социалистическом
обществе отрицалось, ибо, как утверждалось,
социализм не знает противоречий между
личностью и обществом, между частным
и публичным. Свою роль здесь сыграло и
высказывание В. И. Ленина о том, что «мы
ничего «частного» не признаем, для нас
все в области хозяйства есть публично-правовое,
а не частное». В ходе второй дискуссии
по этим проблемам, проходившей в 1956-59
гг., предпринимались попытки сформулировать
такие предпосылки системы права, которые
опирались бы на объективные свойства
самого права и лежащих в его основе общественных,
в конечном счете, производственных отношений.
В результате в советской юридической
науке восторжествовало убеждение в необходимости
при поисках основы дифференциации права
на отдельные отрасли выйти за пределы
чисто юридических явлений. Большинство
пришло к выводу, что такой основой является
особенность того или иного вида общественных
отношений, т. е. предмет правового регулирования.
Вместе с тем то же большинство признало
невозможным отправляться от одного только
предмета юридического воздействия. Каждый
предмет можно многократно дробить и тем
самым создавать базу для множества новых
отраслей права (например, право водное,
лесное, горное, промышленное, транспортное,
железнодорожное и т. д. и т. п.). Поэтому
должен быть выявлен дополнительный критерий,
которым был признан метод правового регулирования.
«Не могут существовать отрасли права
с различными предметами и тождественными
методами, точно так же как при данных
исторических условиях один и тот же предмет
не может регулироваться при помощи различных
юридических методов. Отрасли права, входящие
в состав единой системы права, отличаются
друг от друга по единству предмета и метода
правового регулирования», - эта формулировка
дает достаточно полное представление
о наиболее распространенном понимании
принципов построения системы права. Попытки
конкретно построить систему права выявили
необходимость еще одного критерия - той
функции, которую осуществляет данная
отрасль в праве как целостности. В результате
было выделено три составных части подобной
целостности: 1) государственное право
как основополагающее звено системы советского
права; 2) материальные отрасли, включившие
уголовное, гражданское, административное,
трудовое, колхозное и семейное право;
3) процессуальные отрасли, включившие
уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное
право. При этом под материальным правом,
с точки зрения его функций, понимались
отрасли, чьи юридические нормы прямо
регулируют поведение людей, если их деятельность
не связана с формированием государственной
власти. Функции же процессуальных отраслей
- регулирование отношений, складывающихся
в ходе принудительного осуществления
прав и обязательств, вытекающих из норм
материального права. Недостатки этой
схемы, применимой лишь к социалистическому
праву, очевидны. Во-первых, в ней не удается
выявить единого критерия объединения
отраслей права в правовые общности и
систему права. Этот упрек, прежде всего,
касается государственного права. Сами
авторы рассматриваемой схемы признавали,
что оно несопоставимо с другими отраслями,
ибо, закрепляя основы общественного и
политического строя, включает в свой
предмет практически все комплексы социалистических
общественных отношений. По-своему вполне
логичен сделанный в то время вывод о том,
что государственное право «имеет первостепенное
значение как средство юридического закрепления
достигнутых в борьбе за построение в
нашей стране коммунистического общества
экономических и политических завоеваний
трудящихся, руководимых Коммунистической
партией». Во-вторых, недостаточно ясны
основания выделения в самостоятельные
отрасли трудового, колхозного, а в других,
близких к этой схемах - хозяйственного
и земельного права. Если административное
и гражданское право имеют четко выраженный
предмет (управленческие и имущественные
отношения) и метод правового регулирования
(императивный и метод, основывающийся
на юридическом равенстве сторон), то трудовое,
колхозное, земельное и т. д. - собственной
базой не обладают. Их корни - в административном
и гражданском праве. Образование этих
отраслей - результат вмешательства государства
в сферы частной и общественной жизни,
явившееся следствием ликвидации частной
собственности и превращения всех средств
производства в государственную собственность.
Невозможно регулировать поземельные,
хозяйственные, трудовые отношения гражданско-правовыми
средствами, если у земли, фабрик, заводов
и т. д. есть только один собственник –
государство.
Возникает сомнение: не являются
ли некоторые из функционирующих здесь
групп юридических норм, выдаваемых за
исторически сложившиеся отрасли права,
искусственными образованиями, отразившими
лишь специфику того, что называли социализмом?
В-третьих, анализируемая схема представляется
неполной, логически незавершенной, ибо
в юридической действительности не существует
специфических процессуальных форм, в
которых принудительно могут быть реализованы
колхозные, земельные, трудовые права
субъектов соответствующих общественных
отношений. Положение было лишь отчасти
смягчено предложением ввести в схему
административно - процессуальное право,
что до конца задачу не решает: по-прежнему
не все отрасли материального права имеют
свою процессуальную форму.
Итак, проблемы системы права
в российском правоведении пока не решены.
Возникшие трудности обусловлены, прежде
всего, переходным состоянием права, в
свою очередь обусловленным переходным
состоянием социально-экономического
и политического строя. В России еще не
сформировалось гражданское общество
и соответствующая ему государственно-правовая
форма. Если развитие пойдет в сторону
расширения обмена как генерального способа
общественных связей, то опосредствовать
его может лишь правовая система, дифференцированная
на публичное и частное право. В их рамках
и придется, по-видимому, открывать объективные
начала дифференциации реально существующего
права.
2.2. Систематизация
юридических норм
Систематизация юридических
норм - это деятельность по упорядочению
и совершенствованию нормативного материала
путем его обработки и расположения по
классификационным критериям, избираемым
в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью
задачами. Ее результаты - своды, кодексы,
сборники нормативных актов. Если система
права как следствие исторического развития
- объективный феномен, от воли людей не
зависящий, то систематизация и ее продукты
- феномен субъективный. От воли составителя
во многом зависит, каким будет тот или
иной сводный акт. Конечно, значение субъективного
начала нельзя преувеличивать и здесь.
Систематизация в конечном счете также
обусловлена объективно существующей
системой права (кодексы, например, объединяют
юридические нормы одной и той же отрасли
права), содержанием систематизируемых
правил поведения, объективной потребностью
в сборниках нормативных актов того или
иного рода и т. п. Но по форме своего выражения
она всегда субъективна.
Теория различает два основных
вида систематизации: инкорпорацию и кодификацию.
Инкорпорацией называется систематизация,
при которой нормативные акты без содержательной
обработки объединяются в собрания и сборники
в определенном порядке (алфавитном, хронологическом,
предметном и т. д.). Внешняя форма нормативного
акта в процессе инкорпорации меняться
может и даже должна. Нельзя, например,
поместить в собрание действующих актов
текст нормы без внесения в него изменений,
последовавших после ее издания. Нельзя
не исключить из нее пункты, имевшие временное
действие или потерявшие силу вследствие
иных причин, и т. д.
В зависимости от того, кто ее
осуществляет, инкорпорация подразделяется
на официальную, т. е. утверждение собраний
нормативных актов органами, их издавшими
(например, собрания законов, издаваемые
парламентами); официозную т. е. издание
собраний нормативных актов, теми органами,
которые на это уполномочены (например
«Бюллетень нормативных актов» министерств
и ведомств Российской Федерации, издаваемый
Министерством юстиции Российской Федерации),
и неофициальную, производимую любыми
лицами или организациями без специальных
полномочий (например, издание нормативных
актов университетами в учебных целях).
Деление инкорпорации на отдельные
виды можно производить по различным основаниям.
В зависимости от юридической силы издаваемых
сборников и собраний законодательства
инкорпорация делится на официальную,
официозную (полуофициальную) и неофициальную.
Официальная инкорпорация осуществляется
от имени и по поручению либо с санкции
правотворческого органа (органов), который
утверждает либо иным способом официально
одобряет подготовленное Собрание. Такое
Собрание носит официальный характер,
т. е. оно приравнивается к официальным
источникам опубликования помещенных
в Собрание нормативных актов и на его
материалы можно ссылаться в процессе
правотворческой и правоприменительной
деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях
граждан, направляемых в правоохранительные
или иные государственные органы.
Официальное Собрание законодательства
имеет приоритет перед предшествующими
официальными публикациями нормативных
актов, поскольку оно включает в себя акты
в их действующей редакции. Это означает,
что в случае расхождения текста акта,
опубликованного в Собрании и иных, более
ранних официальных изданиях, аутентичной
признается та его редакция, которая помещена
в Собрании. Примером официальной инкорпорации
может служить, например, изданный в 80-х
гг. Свод законов РСФСР.
Подготовка официальных Собраний
обычно сопровождается большой подготовительной
работой. В процессе его составления выявляются
и признаются утратившими силу устаревшие,
фактически не действующие, противоречащие
позднейшему законодательству нормативные
акты либо их отдельные части, в другие
акты, частично противоречащие позднейшему
законодательству, вносятся необходимые
изменения. Принимается ряд новых законов
и иных нормативных актов, устраняющих
имеющиеся в законодательстве пробелы.
Возможно также устранение множественности
нормативных актов по одному вопросу путем
принятия укрупненных, консолидированных
актов.
Официозная (полуофициальная)
инкорпорация - это издание собраний и
сборников законодательства по поручению
правотворческого органа (органов) специально
уполномоченными на то органами (например,
Министерством юстиции), причем правотворческий
орган официально не утверждает и не одобряет
такое собрание (сборник) и потому тексты
помещенных в нем актов не приобретают
официальный характер. Таковым было, например,
Систематическое собрание действующего
законодательства РСФСР, изданное в Российской
Федерации в 60-х гг.
Неофициальная инкорпорация
осуществляется ведомствами, организациями,
государственными либо частными издательствами,
научными учреждениями, фирмами, отдельными
лицами, т. е. теми субъектами, которые
не имеют специальных, предоставляемых
правотворческим органом полномочий издавать
Собрание законодательства и осуществляют
эту деятельность по собственной инициативе
(сборники по трудовому, жилищному или
пенсионному законодательству, справочники
для бухгалтеров, предпринимателей, учителей,
военнослужащих и т. д.). Неофициальные
сборники законодательства не являются
официальным источником права, на них
нельзя ссылаться в процессе правотворчества
и применения права. Большинство ныне
издаваемых в нашей стране сборников законодательства
- это неофициальная инкорпорация.
По характеру расположения
материала все собрания законодательства
можно разделить на хронологические и
систематические. В хронологических собраниях
нормативные акты располагаются последовательно
по датам их издания. В хронологическом
порядке издаются законы и подзаконные
акты в специальных официальных изданиях
(например, в Собрании законодательства
РФ, газетах "Парламентская газета",
"Российская газета", "Российские
вести", бюллетенях нормативных актов
ведомственных или муниципальных органов
и др.). В таких изданиях текст каждого
нормативного акта обычно помещается
с указанием определенного порядкового
номера, заголовка, даты принятия, подписей
должностных лиц, официально уполномоченных
подписывать такой акт.
Кодификация - это такая систематизация
нормативных актов, которая сопровождается
их обработкой с целью придать нормативному
материалу стройность, последовательность,
непротиворечивость, полноту и т. п. Кодификация
подразделяется на всеобщую (например,
свод законов того или иного государства),
отраслевую (например, уголовный или гражданский
кодексы) и специальную (например, таможенный
кодекс, кодекс торгового мореплавания,
кодекс об административных правонарушениях
и т. д.). Как видим, несмотря на субъективный
характер систематизации юридических
норм, в ее основе, в конечном счете, лежит
объективно существующая система права,
обусловленная структурой исторически
определенного общества.