Способы борьбы с недобросовестной конкуренцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 15:05, контрольная работа

Описание работы

Злоупотребление правом есть особое гражданское правонарушение, совершаемое управомоченным лицом при осуществлении принадлежащего ему субъективного права, заключающееся в использовании им конкретной формы его осуществления, противоречащей социальному назначению права, и направленное на причинение вреда другому лицу.

Содержание работы

1. Понятие и признаки злоупотребления доминирующим положением 3
2. Способы борьбы с недобросовестной конкуренцией 7
3. Задача 13
Список использованных источников 15

Файлы: 1 файл

антимонопольное право.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Понятие и признаки  злоупотребления доминирующим положением 3

2. Способы борьбы с недобросовестной конкуренцией 7

3. Задача 13

Список использованных источников 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и признаки  злоупотребления доминирующим положением 

 

Злоупотребление правом есть особое гражданское правонарушение, совершаемое управомоченным лицом при осуществлении принадлежащего ему субъективного права, заключающееся в использовании им конкретной формы его осуществления, противоречащей социальному назначению права, и направленное на причинение вреда другому лицу. 

Злоупотребление правом — это такая форма осуществления субъективного гражданского права, которая противоречит цели, ради которой оно предоставляется субъектам. Поэтому всякое злоупотребление правом — это осуществление субъективного права в противоречии с его социальным назначением.

По субъективной стороне случаи злоупотребления правом разделяются на два вида:

а) злоупотребление правом, совершенное в форме действия, осуществленного исключительно с намерением причинить вред другому лицу (шикана);

б) злоупотребление правом, совершенное без намерения причинить вред, но объективно причиняющее вред другому лицу. 

Определение шиканы, данное в п. 1 ст. 10 ГК, позволяет говорить о том, что злоупотребление правом в форме шиканы — это правонарушение, совершенное субъектом с прямым умыслом причинить вред другому лицу.

Особенность злоупотребления правом, совершенным без намерения причинить вред, но объективно причинившим вред другому лицу, отличается от шиканы тем, что оно совершается лицом не по прямому умыслу. Субъективная сторона подобных злоупотреблений правом может выражаться в форме косвенного умысла или неосторожности. Вопрос о квалификации конкретного действия в качестве злоупотребления правом, совершенным без намерения причинить вред, но объективно причиняющим вред, следует решать на основе анализа объективных и субъективных факторов, имевших место при осуществлении права. Но в любом случае необходимо установить, что цель конкретного действия субъекта по осуществлению права противоречит цели, санкционированной законом. Иными словами, нужно доказать факт осуществления права в противоречии с его назначением. 

При совершении правонарушения в форме злоупотребления правом применяется относительно определенная санкция в виде отказа в защите гражданских прав (п. 2 ст. 10 ГК), которая имеет конкретные формы проявления:

— отказ в конкретном способе защиты;

— лишение правомочий на результат, достигнутый за счет злоупотребления правом в процессе осуществления права;

— лишение субъективного права в целом;

— возложение обязанностей по возмещению убытков;

— признание сделки недействительной и т.д..

Бесспорно, что во всех случаях применения относительно определенной санкции, предусмотренной в п. 2 ст. 10 ГК, имеет место высокая степень судебного усмотрения. Вместе с тем следует иметь в виду, что место для судебного усмотрения остается всегда, как бы ни была велика степень формальной определенности нормы права, ибо без этого невозможно проведение в жизнь принципов индивидуализации ответственности и справедливости.

Злоупотребление правом как особый вид гражданского правоотношения необходимо отличать от простых правонарушений, совершаемых управомоченным во зло другому лицу. Речь идет в первую очередь о прямо запрещенных антимонопольным законодательством конкретных составах злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке.

Доминирующее положение на товарном рынке – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном  рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов, т.е. российских и иностранных коммерческих организаций их объединений, некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальных предпринимателей.

Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство товаров. Товар — это продукт деятельности, включая работы и услуги, предназначенный для продажи или обмена.

Доминирующее положение субъекта устанавливается на товарном рынке. С учетом различных характеристик для каждого товара определяется свой товарный рынок, именуемый рынком определенного товара, в границах которого и устанавливается доминирующее положение хозяйствующего субъекта. Качественным признаком доминирующею положения является исключительность положения субъекта, которая дает ему возможность оказывать влияние на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара. Количественный признак доминирующего положения определяется той долей, которую хозяйствующий субъект занимает на рынке определенного товара. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке должно быть установлено федеральным антимонопольным органом (его территориальным подразделением) с соблюдением процедуры, определенной законодательством.

Хозяйствующие субъекты, имеющие на рынке определенного товара долю более 35 процентов, заносятся в Реестр, Положение о котором было утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. Ns 154. Статус Реестра определен как информационно-наблюдательный. В случае, когда занесенный в Реестр субъект начиная с злоупотреблять своим доминирующим положением, это признается правонарушением и в действие вступают нормы антимонопольного законодательства.

Доминирующее положение на рынке финансовых услуг

Под доминирующим положением финансовой организации понимается объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией на рынке финансовых услуг, дающий ей возможность оказывать решающее влияние на общие условии предоставления финансовых услуг на рынке или затруднять доступ на этот рынок другим финансовым организациям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Способы борьбы с недобросовестной конкуренцией

Люди, решившие начать свой собственный бизнес, должны быть готовы к тому, что от них потребуется не только множество сил и энергии, чтобы их дело начало приносить прибыль, но еще и наличие достаточно большого количества таких талантов как: способность анализировать и просчитывать ситуацию на шаг вперед, чувствовать спрос потребителей, умение конкурировать с другими участниками рынка и бороться с недобросовестной конкуренцией. Именно последний фактор – недобросовестная конкуренция -  способен свести на нет все положительные моменты, и загубить на корню любое, начинающее развиваться, дело. Способность пресекать в отношении себя недобросовестную конкуренцию – чрезвычайно важное качество, и сегодня мы поговорим о различных аспектах этого процесса. 

Недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Безусловно, прежде всего, недобросовестная конкуренция должна пресекаться на законодательном уровне – основными действующими законодательными актами в данной сфере являются:

- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ  «О защите конкуренции»;

- антимонопольное законодательство, основывающееся на Конституции РФ, ГК РФ, на иных федеральных законах, направленных на защиту свободной конкуренции;

- гражданское законодательство в сфере интеллектуальной собственности. 
 

Указанный Закон «О защите конкуренции» устанавливает запрет на совершение определенных действий, влекущих за собой ухудшение экономического положения конкретных хозяйствующих субъектов, как для коммерческих организаций, так и для должностных лиц разного уровня. Нарушение же норм закона, влечет для виновных лиц наступление определенного вида ответственности (уголовной – ст.178 УК РФ, административной – ст.14.33 КоАП, гражданской). 

В соответствии со ст.14 указанного выше Закона «О защите конкуренции», к недобросовестной конкуренции относятся следующие виды деятельности:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту, либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;

- не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. 

Кроме того, к методам недобросовестной конкуренции можно отнести демпинговые мероприятия, экономический шпионаж, подделка продукции, разнообразные сговоры, преследующие различные цели и т.д. – главное, что результатом всех этих действий является нанесение существенного вреда (вплоть до полного прекращения деятельности) бизнес-конкуренту. 

При избрании способа защиты от недобросовестных конкурентных действий хозяйствующему субъекту желательно тщательно анализировать (самостоятельно или с привлечением специалистов), с какой целью и каким образом осуществляются те или иные действия, можно ли применить меры их административного пресечения или следует обратиться в суд и т.п.

Говоря об административных способах защиты, следует отметить, что пресечение недобросовестной конкуренции относится к одной из основных задач федерального антимонопольного органа, которым является Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

    1. Предписание антимонопольного органа.

Предписание представляет собой правообразующий юридический факт и является обязательным для исполнения письменным требование антимонопольного органа. Он направлен на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере применения антимонопольного законодательства и защиту прав предпринимателей. С помощью предписаний выполняются задачи и реализуются функции антимонопольного ведомства (ст. 11 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 22 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

Основанием для рассмотрения дел в антимонопольных органах могут являться представления прокурора либо заявления коммерческих или некоммерческих организаций, федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Заявление, содержащее сведения о конкретных действиях хозяйствующих субъектов, подается в антимонопольный орган с приложением документов, свидетельствующих о фактах недобросовестной конкуренции.

2. Контрреклама.

Это особое правовое средство, которое антимонопольный орган вправе применить для того, чтобы пресечь недобросовестную конкуренцию, осуществляемую с использованием рекламы. Данная мера в соответствии с частью 4 статьи 2 Закона о рекламе состоит в опровержении ненадлежащей рекламы, которое распространяется в целях ликвидации вызванных ею последствий.

Публично-правовая обязанность предпринимателя-нарушителя осуществить контррекламу возникает в случае установления факта нарушения законодательства РФ о рекламе. Срок исполнения устанавливается антимонопольным органом, вынесшим решение об осуществлении контррекламы, причем согласно пункту 1 статьи 29 Закона о рекламе расходы по контррекламе ложатся на нарушителя в полном объеме.

Если контрреклама не была осуществлена в установленный срок, то федеральный антимонопольный орган, принявший решение о проведении контррекламы, вправе принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя до дня завершения распространения им контррекламы. При этом орган, принявший такое решение, обязан незамедлительно поставить об этом в известность все стороны договоров с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы.

Теперь рассмотрим каким образом должна осуществляться контрреклама. Во-первых, контрреклама должна осуществляться посредством того же средства распространения, что и опровергаемая ненадлежащая реклама; во-вторых, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая реклама.

Информация о работе Способы борьбы с недобросовестной конкуренцией