Структура органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 19:49, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изложение основных принципов построения системы государства, функции и задачи основных органов власти. На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
1) выявить правовую сущность органов государственной власти;
2) проанализировать методы и способы классификации органов государственной власти;
3) изучить структуру федеральных и региональных органов государственной власти, их взаимоотношения с органами местного само-управления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
1 Общие принципы государственного устройства РФ…………………….…...5
2 Структура органов государственной власти………………………………......9
2.1 Общая характеристика органов государственной власти…………….........9
2.2 Президент РФ………………………………………………………………...10
2.3 Законодательная власть в РФ…………………………………………….....11
2.4 Федеральные органы исполнительной власти……………………………..15
2.5 Законодательная и исполнительная власть в субъектах Федерации..….17
2.6 Судебная власть РФ и ее органы…………………………………………....19
2.7 Прокуратура РФ……………………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………....................22
Список литературы..…………………….……………

Файлы: 1 файл

система органов гос власти рф.docx

— 46.56 Кб (Скачать файл)

Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим способом формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ. [3]

В России в силу ее федеративного устройства следует различать федеральные законодательные органы, а также законодательные органы субъектов федерации, причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами.

Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях - также местными законодательными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия (национальное или народное собрание, конгресс, меджлис и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название «парламент».

В Российской Федерации высшим органом законодательной власти является Федеральное Собрание.

Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации (статья 94 Конституции РФ), состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (статья 95 Конституции РФ). Федеральное собрание является постоянно действующим органом.

Ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен Федеральным Собранием.  Двухпалатная структура парламента наиболее распространена в мире.

Государственная Дума представляет собой все население РФ, а Совет Федерации состоит представителей субъектов Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы регионов. В соответствии со ст.101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющимися постоянно действующими органами соответствующих палат.

Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания, «круглые столы», решают иные вопросы, относящиеся к ведению палат. Работа комитетов и комиссий протекает с соблюдением регламентов палат.

Совет Федерации.

Порядок формирования Совета Федерации устанавливается ч.2 статьи 96 Конституции РФ и Федеральным законом от 5 августа 2000 года №113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с законом Совет Федераций формируется из представителей субъектов по одному от законодательной и исполнительной власти.

Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Они не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.

К ведению Совета Федерации относятся (статья 102 Конституции РФ): 
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; 
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; 
д) назначение выборов Президента Российской Федерации; 
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; 
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. 
 Совет Федерации обязан рассмотреть принятые Государственной Думой законы только по указанным в Конституции РФ вопросам (ст.106): бюджет, налоги и сборы, война и мир, ратификация и денонсация международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы РФ, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. По другим вопросам рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой не обязательно (они могут быть сразу переданы на подпись Президенту РФ).[2]

Государственная Дума.

Согласно Конституции Российской Федерации, государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. 
 Руководит деятельностью Государственной Думы ее Председатель. Кандидатов на должность Председателя Думы могут выдвигать депутатские объединения (партийные фракции, депутатские группы), а также сами депутаты. Для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа депутатов (т.е. по крайней мере 225 + 1). Порядок работы Государственной Думы учитывает её фракционную структуру. К ведению Государственной Думы относятся (статья 103  Конституции РФ):

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; 
в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя

Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

В соответствии со ст.105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы.

Порядок действия Госдумы определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Госдумы. [3]

 

2.4 Федеральные органы исполнительной власти

 

Исполнительная власть в системе разделения властей осуществляет исполнение, претворяет в жизнь законодательные и иные акты государственных органов. Органы исполнительной власти выполняют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Исполнительная власть реализуется в деятельности особых органов – органов исполнительной власти. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих.

Система органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Система органов исполнительной власти в РФ образуется и функционирует в соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управлении.

По территориальному признаку органы исполнительной власти делятся на федеральные, субъектов федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

По компетенции органы исполнительной власти подразделяются на: 
органы общей компетенции (Правительство РФ, Правительство субъектов Федерации, администрации краев, областей и т.д.); 
органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, комитет по рыболовству и другие). 

Правительство РФ.

Высшим федеральным органом исполнительной власти РФ, согласно ст.110 Конституции РФ, является Правительство РФ. 
 Положение и полномочия Правительства РФ закреплены в Конституции РФ (ст.110-117) и в Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации». 
 Согласно ст.13 №2-ФКЗ Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:

1) организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; 
2) осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; 
3) обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; 
4) формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; 
5) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.[7]

 

2.5 Законодательная и исполнительная  власть в субъектах Федерации 
 
 Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Органы государственной власти субъекта РФ обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.

 

Органы законодательной власти субъектов РФ.

 

Закон закрепляет статус законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, устанавливая, что он является постоянно действующим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Наименование данного органа, его структура устанавливаются Конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных особенностей и традиций последнего. Число депутатов определяется Конституцией (уставом) субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ принимает Конституцию или Устав субъекта РФ и поправки к ним, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ, осуществляет иные полномочия.

Выборы в законодательный орган субъекта РФ проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Условия осуществления депутатом своей деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в течение определенного периода, или без отрыва от основной формы деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Законодательный орган субъекта Российской Федерации может быть досрочно распущен в случае принятия им решения о самороспуске, роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ или при вступлении в силу решения Верховного суда республики или суда субъекта Федерации о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа, в том числе и в связи со сложением ими своих полномочий.

В единую систему исполнительной власти РФ наряду с федеральными органами исполнительной власти входят органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Принцип единства этой системы предполагает, что в нее входят высшие должностные лица - главы исполнительной власти субъектов РФ. Они подчиняются федеральному Президенту и федеральному Правительству по предметам ведения РФ и совместного ведения Федерации и ее субъектов.

В то же время главы исполнительной власти субъектов РФ действуют самостоятельно в пределах компетенции и федеральные органы не вправе вмешиваться в их оперативную деятельность, осуществляемую в пределах полномочий. Главы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, создаваемыми на уровне субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, комитеты, управления, департаменты и т.д.). [1]

 

2.6 Судебная власть в  Российской Федерации и ее органы

 

Одной из разновидностей государственной власти  является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешения различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемых нарушений норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков:  оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами -  судами –  посредствам  рассмотрения в судебных заседаниях  гражданских, уголовных и др. дел установленной законом процессуальной форме.

Правосудие в РФ строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции РФ (гл.7) и Федеральном  Конституционном законе от  31.12. 1996 г. № 1- ФКЗ  «о судебной системе РФ».

Один из важнейших принципов  - осуществление правосудия только судом (ч.1 ст.118 Конституции). Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и др. дела подлежащие по закону судебному разбирательству.

Информация о работе Структура органов государственной власти