Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 10:06, контрольная работа
Судебная система России — система специализированных органов государственной власти , осуществляющих правосудие на территории России
Введение
Судебная система России — система специализированных органов
государственной власти , осуществляющих
правосудие на территории России.
Место судебной власти в системе органов
государственной власти Российской Федерации
в решающей степени определяется положением
о разделении властей, закрепленным в
ст. 10 и 11 Конституции РФ.
Судебная власть признается
как разновидность государственной власти
наряду с законодательной и исполнительной,
ее органы пользуются самостоятельностью.
Эта самостоятельность судебной власти
проявляется в независимости судей, которые
подчиняются только Конституции РФ и закону.
В своей деятельности по осуществлению
правосудия они никому не подотчетны.
Судебная власть принадлежит не только
высшим судебным инстанциям (Верховному
Суду и др.), но всем судам Российской Федерации.
Они стоят в одном ряду с Президентом РФ,
Федеральным Собранием, Правительством
РФ, осуществляющим государственную власть
в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции
РФ).
Принцип разделения властей не только
распределяет функции государственной
власти между тремя ветвями власти, но
и устанавливает их самостоятельность
и взаимную уравновешиваемость
.
В этой системе суды связаны
с законодательной и
Судебная власть полностью самостоятельна
в вынесении судебных решений и приговоров,
но их исполнение относится к обязанностям
исполнительной власти. Возможность судебного
обжалования гражданами действий (бездействия)
должностных лиц и органов исполнительной
власти позволяет судебной власти противостоять
незаконным действиям этой власти. Функции
и полномочия судебных органов, таким
образом, служат своеобразным противовесом
в отношении двух других ветвей власти,
а в совокупности с ними образуют единую
государственную власть.
Принцип разделения властей важен также
для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность
полномочий не привели к присвоению полномочий
судебной власти какой-либо другой властью.
Судить не вправе ни органы законодательной,
ни органы исполнительной власти. Со своей
стороны судебная власть не должна заниматься
нормотворчеством, подменяя законодательные
органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной
власти. Вместе с тем судебная практика,
безусловно, влияет на направление законодательной
деятельности, а также исправляет многие
ошибки органов исполнительной власти;
более того, своим толкованием права в
процессе его применения, суды выявляют
подлинное содержание правовых норм, часто
отличное от первоначальных целей.
Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная
власть в Российской Федерации осуществляется
посредством четырех видов судопроизводства:
- конституционного;
- гражданского;
- административного;
- уголовного.
Каждому из этих видов соответствует свой
комплекс установленных законом процессуальных
правил.
Конституция РФ не содержит перечня конкретных
судебных инстанций, а ограничивается
закреплением общего правила о том, что
судебная система РФ устанавливается
Конституцией РФ и федеральным конституционным
законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий
в судебную систему РФ, не может быть учрежден
каким-либо правовым актом, кроме федерального
конституционного закона. Следовательно,
не могут создавать особые судебные системы
и субъекты РФ, поскольку это привело бы
к нарушению единства судебной системы
страны.
Разумеется, на территориях субъектов
РФ существуют судебные органы общей и
арбитражной юрисдикции, но они строятся
на единых принципах всей федеральной
судебной системы и признании Верховного
Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ
высшей судебной инстанцией. Поэтому эти
суды называются федеральными судами.
Судебная власть в Российской Федерации:
Каждое государство определяет
самостоятельно, какие суды и в
каком порядке будут
Совершенно по- другому основана английская судебная система. Сложившаяся веками, она не представляет такого гармонического единства и строгого соподчинения отдельных ее частей, напоминая собой, по выражению Франквилла, сшитое из различных лоскутьев платье Арлекина. Вся юстиция Англии объединяется только в лице монарха. Составляя две самостоятельные части: юстицию мировую и юстицию высшую, государственную. Соподчинения между ними в континентальном смысле этого слова не существует.
В России, согласно уставам императора
Александра II при построении судебной
системы избрали путь средний
между английским и французским
решениями этого вопроса.
При формировании современной судебной
системы в Российской Федерации основополагающим
принципом стал принцип законности. Судебная
система Российской Федерации устанавливается
Конституцией РФ и федеральным конституционным
законом. Это означает, что только суды,
прямо названные в ФКЗ от 31 декабря 1996
г. № 1-ФКЗ «О судебной системе», составляют
судебную систему Российской Федерации.
Никакие другие государственные и негосударственные
органы, в наименовании которых есть слово
«суд» или «судебный» (третейские суды,
судебные приставы и т.п.), не относятся
к органам судебной власти. Суды в Российской
Федерации являются постоянно действующими,
создание чрезвычайных судов не допускается.
Главное предназначение судов
– это осуществление правосудия
Не потеряло актуальности утверждение
профессора И.Я. Фойницкого о том, что «в
ряду обязанностей, на государственной
власти лежащих, одно из самых важных мест
занимает обязанность доставить правосудие
населению. Эта функция призывает к жизни
судебную власть как ветвь власти государственной,
дополняющей другие ее ветви – власти
законодательную и правительственную».
В соответствии c Конституцией РФ (ст.10)
органы судебной власти самостоятельны.
Следовательно, организационное обособление
судов от органов законодательной
и исполнительной власти также необходимо
при регламентации
Судебная система Российской Федерации
организована с учетом федеративного
и административно-
Органы законодательной власти
(прежде всего Федеральное собрание
РФ) должны обеспечить своевременную
разработку и принятие соответствующих
законов, которые своими правовыми
нормами охраняют и защищают законные
права граждан, их объединений и
организаций, способствуют укреплению
государства и консолидации общества.
Именно законодательное регулирование
обеспечивает сбалансированность интересов
личности, общества и государства, защиту
прав и свобод человека и гражданина как
часть концепций государственной безопасности
Российской Федерации.
Виды судебных органов в Российской
Федерации
Согласно
Федеральному конституционному закону
"О судебной системе Российской
Федерации" от 31 декабря 1996 г. в Российской
Федерации действуют
Председатель
Верховного суда и Председатель Высшего
арбитражного суда Федерации назначаются
на должность Советом Федерации
Федерального собрания по представлению
Президента РФ, а заместители председателей
этих судов и их члены - Советом
Федерации по представлению Президента,
учитывающего мнение председателя соответствующего
суда и заключение квалификационных
коллегий судей этих судов. Судьи
всех других федеральных судов назначаются
Президентом РФ.
Судьи конституционных (уставных) судов
субъектов Федерации и мировые судьи назначаются
(избираются) на должность в порядке, установленном
законами субъектов РФ.
Система федеральных судов общей юрисдикции
включает три группы судов.
Первая группа - Верховный
суд РФ, верховные суды республик, краевые,
областные, суды автономной области, автономных
округов, городов федерального значения,
районные суды, осуществляющие правосудие
по гражданским, уголовным, административным
и иным делам, подсудным им.
Вторая группа - военные
суды, создаваемые по территориальному
принципу, по месту дислокации войск и
флотов, осуществляющие судебную власть
в войсках и формированиях.
Третья группа - специализированные
суды, которые благодаря специализации
судей способны быстрее и правильнее рассматривать
определенные категории гражданских и
административных дел.
Верховный суд Российской
Федерации
Верховный Суд Российской Федерации
является высшим судебным органом по гражданским,
уголовным, административным и иным делам,
отнесенным к компетенции судов общей
юрисдикции, осуществляет в предусмотренных
федеральным законом процессуальных формах
судебный надзор за их деятельностью и
дает разъяснения по вопросам судебной
практики.
Арбитражные суды Российской Федерации
Рассматривают и разрешают
споры между юридическими лицами,
индивидуальными
Функции
арбитражного суда и его структура
имеют много схожего с судами
общей юрисдикции. Отличие в том,
что последние создаются в
самых малых административно-
По
Закону "О мировых судьях в
Российской Федерации" от 17 декабря
1998 г. мировой судья избирается на
пять лет населением или назначается
органом законодательной власти
субъекта Федерации. Мировые судьи
могут действовать в пределах
судебных участков, которые создаются
в соответствии с законами субъектов
Федерации из расчета один участок
на 15-30 тыс. жителей. Мировым судьям
закон дал статус судей общей
юрисдикции, они входят в единую
судебную систему России, но относятся
к судам субъектов Федерации.
Их постановления, распоряжения, требования,
поручения и вызовы обязательны
для всех юридических и физических
лиц и органов власти.
В компетенцию мировых судей входят дела
о расторжении брака и разделе нажитого
за время совместной жизни имущества,
другие дела в сфере семейно-правовых
отношений (за исключением дел об оспаривании
отцовства и материнства, лишении родительских
прав и усыновлении); дела, связанные с
трудовыми отношениями (за исключением
дел о восстановлении на работе); споры
в отношении собственности по имущественным
искам, если сумма иска не превышает 500
минимальных окладов, и дела об определении
порядка пользования земельными участками,
строениями и другой недвижимостью. Кроме
того, мировой судья вправе рассматривать
уголовные дела о преступлениях, за совершение
которых предусмотрено наказание не более
двух лет лишения свободы.
Федеральный закон "О внесении изменений
и дополнений в Закон Российской Федерации
"О статусе судей Российской Федерации""
2001 г. расширил круг требований, предъявляемых
к кандидатам на должность судьи. Теперь
судьей Верховного суда Российской Федерации
и Высшего арбитражного суда может быть
гражданин России, достигший 35 лет, имеющий
стаж работы по юридической профессии
не менее 10 лет, для других судей (кроме
мировых) возраст - 30 лет и стаж работы
не менее 7 лет. Предусмотрено также медицинское
освидетельствование претендента на должность
судьи и более углубленная проверка представленных
им сведений. Новый Закон уточняет порядок
назначения судей на должность, а также
порядок приостановления и прекращения
их полномочий; изменяет порядок привлечения
судей к уголовной ответственности и вводит
административную и дисциплинарную ответственность
судей. В состав квалификационных коллегий
судей введены представители Президента
РФ, законодательного органа субъектов
Федерации и члены судейского сообщества.
Согласно Федеральному конституционному
закону "О внесении изменений в Федеральный
конституционный закон "О судебной
системе Российской Федерации"" 2001
г. уточнен порядок наделения полномочиями
членов судов, установлен срок, на который
избираются председатель и заместители
судей (6 лет); отбор кандидатов на должность
судей производится на конкурсной основе;
установлен предельный возраст для судей
судов общей юрисдикции (65 лет).
Большое значение в развитии судебной
системы Российской Федерации имеет Федеральный
конституционный закон "О федеральных
административных судах в Российской
Федерации" 2001 г.
Федеральные
административные суды входят в систему
судов общей юрисдикции, Верховный
Суд Российской Федерации является
непосредственно вышестоящей
Военные (флотские) окружные суды — это
суды РФ, действующие в Вооруженных Силах
РФ, входящие в единую судебную систему
РФ, осуществляющие задачи правосудия.
Ранее именовались военными трибуналами.
Система военных судов состоит из военной
коллегии Верховного суда России (высшее
звено); военного суда Вооруженных Сил,
округов, групп войск (второе звено); военных
судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов
(первое звено).
Военные суды рассматривают уголовные дела:
Система военных судов
занимается также разрешением гражданских
дел между военнослужащими и
Министерством обороны (иными федеральными
органами, где предусмотрена военная
служба), гражданских дел при
Конституционный
суд Российской Федерации, который
согласно Конституции РФ является судебным
органом конституционного контроля,
самостоятельно и независимо осуществляет
судебную власть посредством конституционного
судопроизводства (ст. 125 Конституции).
Порядок образования и деятельность Конституционного
суда Российской Федерации закрепляется
также Федеральным конституционным законом
"О Конституционном суде Российской
Федерации" 1994 г. с изменениями 2001 г.
Целью деятельности Конституционного
суда является защита основ конституционного
строя, основных прав и свобод человека
и гражданина, обеспечение верховенства
Конституции РФ на всей территории России.
Конституционный суд РФ состоит из 19 судей,
которые назначаются Советом Федерации
по представлению Президента РФ в индивидуальном
порядке тайным голосованием сроком на
15 лет. Предложения о кандидатах на должности
судей вносятся Президенту РФ членами
Совета Федерации и депутатами Государственной
думы, законодательными (представительными)
органами субъектов РФ, высшими судебными
органами и федеральными юридическими
органами, юридическими научными и учебными
заведениями. Вторичное назначение на
должность, согласно Конституции РФ, одного
и того же лица не допускается. Кандидат
на должность судьи Конституционного
суда РФ должен быть гражданином России,
не моложе 40 лет, с безупречной репутацией,
иметь высшее юридическое образование
и стаж работы по юридической профессии
не менее 15 лет. Предельный возраст члена
Конституционного Суда - 70 лет.
Судьи Конституционного суда РФ не могут
быть членами парламента и иных представительных
органов, сохранять за собой государственные
и общественные должности, заниматься
любой оплачиваемой деятельностью, кроме
преподавательской, научной и иной творческой;
они не могут принадлежать к политическим
партиям и движениям, вести политическую
пропаганду и агитацию, участвовать в
кампании по выборам и заниматься любой
политической деятельностью.
Все члены Конституционного суда равны
в правах, обладают правом неприкосновенности,
несменяемы, кроме случаев, указанных
в законе.
Закон определяет и случаи досрочного
прекращения полномочий судей. В частности,
полномочия могут быть прекращены в случае
совершения судьей поступка, порочащего
честь и достоинство этой должности, а
также неучастия в заседаниях Конституционного
суда или уклонение судьи от голосования
свыше двух раз подряд без уважительной
причины. Закон регламентирует и порядок
выхода судьи Конституционного суда в
отставку.
Полномочия Конституционного суда не
ограничены определенным сроком (хотя
судьи назначаются на определенный срок).
Конституционный суд РФ финансируется
за счет федерального бюджета, что гарантирует
его независимость от любых других органов
государства в организационном, финансовом
и материально-техническом плане и дает
возможность осуществлять конституционное
судопроизводство в полном объеме.
Конституционному суду РФ принадлежит
право самостоятельно и независимо осуществлять
информационное и кадровое обеспечение
своей деятельности.
Конституционный суд РФ призван защищать
Конституцию страны как ее основной закон;
осуществлять конституционный контроль
и защиту прав и свобод человека и гражданина.
Являясь одним из высших федеральных органов
судебной власти, Конституционный суд
РФ подкрепляет и стабилизирует систему
разделения властей, имея одной из сторон
своей деятельности рассмотрение споров
о компетенции как между федеральными
ветвями власти, так и между органами власти
Федерации и ее субъектов, и между государственными
органами отдельных субъектов Федерации.
Кроме этих важных задач, одной из сторон
деятельности Конституционного суда является
толкование норм Конституции, что помогает
государству, его органам, общественным
организациям, гражданам наиболее точно
реализовать конституционные требования.
Право Конституционного суда РФ объявлять
законы недействительными подчеркивает
особое правовое положение этого органа
в системе государственных органов.