Сущность единого налога на вмененный доход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование механизма взимания единого налога на вмененный доход, эффективность применения данного налога на практике и перспектива развития налога.
Осуществление поставленной цели вызвало необходимость решения следующих задач:
1. изучить теоретические основы и нормативно-правовую базу, регулирующую процесс взимания единого налога на вмененный доход;
2. выявить проблемы, встречающиеся в практике применения единого налога на вмененный доход;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
1.1 Сущность единого налога на вмененный доход 4
1.2 Порядок расчета и уплаты ЕНВД 12
Глава 2. Особенности налогообложения ЕНВД
2.1 Отличительные черты ЕНВД от общей системы
налогообложения 19
2.2 Особенности ведения налогового и бухгалтерского учета
при ЕНВД 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

налоги работа.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение           3

Глава 1. Система  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности

1.1 Сущность  единого налога на вмененный  доход    4

1.2 Порядок расчета  и уплаты ЕНВД             12

Глава 2. Особенности налогообложения ЕНВД

2.1 Отличительные  черты ЕНВД от общей системы  
налогообложения                  19

2.2 Особенности  ведения налогового и бухгалтерского  учета  
при ЕНВД                   23

Заключение                 26

Список использованной литературы             28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее  время все большую актуальность приобретают вопросы пресечения попыток легализации (отмывания) незаконно  полученных денежных средств.

В целях привлечения  к уплате налогов организаций  и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен, в том числе в розничной торговле, общественном питании, бытовом и транспортном обслуживании, то есть налогоплательщиков, производящих расчеты с покупателями и заказчиками преимущественно в наличной денежной форме, а также снижения затрат на налоговое администрирование, упрощения порядка исчисления и уплаты налогов был принят Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ).

С введением  в действие единого налога значительно  увеличились налоговые поступления  от индивидуальных предпринимателей в  основном за счет легализации их деятельности, а не за счет увеличения налоговой нагрузки по сравнению с ранее уплаченными ими налогами.

Актуальность данной темы так же состоит в том, что изначально гл. 26.3 НК РФ вводилась с целью упростить расчет налогов малого бизнеса. Но на деле она оказалась очень запутанной. И разобраться в ее тонкостях порой не под силу не только предпринимателям, но и опытным бухгалтерам. А регулярные изменения, которые законодатель не ленится вносить в гл. 26.3, лишь усугубляют ситуацию.

Целью данной работы является исследование механизма взимания единого налога на вмененный доход, эффективность применения данного налога на практике и перспектива развития налога.

Осуществление поставленной цели вызвало необходимость  решения следующих задач:

1. изучить теоретические  основы и нормативно-правовую  базу, регулирующую процесс взимания единого налога на вмененный доход;

2. выявить проблемы, встречающиеся в практике применения  единого налога на вмененный  доход;

3. рассмотреть  особенности ведения налогового  и бухгалтерского учета 

4. провести анализ  применения единого налога на вмененный доход на территориях субъектов РФ;

5. показать перспективу  развития единого налога на  вмененный доход, предложить свои  рекомендации.

Предметом исследования является единый налог на вмененный  доход, порядок, сроки его уплаты в Российской Федерации и иные особенности взимания налога.

Теоретической и методологической основой исследования курсовой работы послужили труды  отечественных экономистов (таких  как: М. Ю. Алексеев, А. Н. Борисов, А. В. Демин, Ю. А. Крохина, Ю. А. Лермонтов, А. В. Перов и т.д.) по вопросам применения единого налога на вмененный доход, материалы периодической печати. В работе использованы законодательные и нормативные акты.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе  рассматриваются теоретические  основы и базовые понятия данного  налога, во второй - особенности налогообложения  единым налогом на вмененный доход, в третьей - анализируется практика применения ЕНВД, а так же определяются недостатки и пути совершенствования данного налога.

Глава 1. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности

1.1 Сущность  единого налога на вмененный  доход

Согласно п. 1 ст. 12 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Совокупность этих налогов и сборов принято считать общим режимом налогообложения.

В то же время  наряду с общим режимом налогообложения  существуют особые налоговые режимы, применение которых освобождает фирмы и предпринимателей от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов. п. 7 ст. 12 НК РФ

В соответствии со ст. 18 Налогового кодекса РФ специальным  налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Специальный налоговый режим применяется только в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и федеральными законами, которые принимаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ. При этом элементы налогообложения и налоговые льготы определяются так, как требует Налоговый кодекс РФ, а другие особые правила могут содержаться в каких-либо иных федеральных законах.

Таким образом, специальный режим налогообложения  устанавливается налоговым законодательством, но в то же время регулируется и неналоговым законодательством, например законодательством о свободных экономических зонах, об инвестиционной деятельности при разделе продукции и т.п.

К специальным  налоговым режимам, в частности, относятся:

- система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности;

- упрощенная  система налогообложения;

- система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Как видно, к  специальным налоговым режимам  Налоговый кодекс РФ относит систему  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход (ЕНВД), порядок  применения которой изложен в  гл. 26.3 Налогового кодекса РФ. В этой главе определены те виды деятельности, которые могут переводиться на уплату ЕНВД. Также здесь прописано, как надо рассчитывать вмененный доход и в какие сроки нужно перечислить налог в бюджет. Эти правила одинаковы для всей территории России. Порядок установления и введения в действие единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливался Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3826..

А вводят этот налог на подведомственной территории местные власти. п. 1 ст. 346.26 НК РФ Если на территории, где введен "вмененный" налог, предприятие или индивидуальный предприниматель занимаются той деятельностью, которая облагается ЕНВД, то они обязаны его уплачивать. Отказаться от такой обязанности нельзя.

Налоговым периодом по ЕНВД является квартал в соответствии со ст. 346.30 Налогового кодекса РФ.

Организации - плательщики  ЕНВД в соответствии с п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ освобождаются  от следующих налогов:

- налога на  прибыль;

- налога на  имущество;

- единого социального  налога (ЕСН);

- налога на  добавленную стоимость (НДС).

А для индивидуальных предпринимателей ЕНВД заменяет следующие  виды налогов:

- налог на  доходы физических лиц (НДФЛ);

- налог на  имущество физических лиц;

- единый социальный  налог (ЕСН);

- налог на  добавленную стоимость (НДС).

Надо отметить, что замена уплаты перечисленных  налогов осуществляется только по той  предпринимательской деятельности, которая переведена на ЕНВД. Если фирма (предприниматель) занимаются, помимо деятельности, переведенной на уплату единого налога, еще и деятельностью, не подпадающей под ЕНВД, то по этому второму виду деятельности они обязаны платить все "общережимные" налоги.

Несмотря на то что ЕНВД заменяет уплату некоторых налогов, это не значит, что, кроме единого налога, не надо перечислять никаких других платежей и взносов в бюджет. Ведь перечень налогов, которые заменяет ЕНВД, закрыт. Кроме того, о необходимости уплаты иных налогов прямо сказано в п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ.

В первую очередь  это касается НДС, который плательщики  ЕНВД должны перечислять при ввозе  товаров на таможенную территорию России. Определяя этот НДС, необходимо руководствоваться  положениями гл. 21 Налогового кодекса  РФ, а также российским таможенным законодательством.

Помимо этого, исходя из перечня налогов и сборов, приведенного в ст. ст. 13 - 15 Налогового кодекса РФ, "вмененщики" (при  возникновении соответствующих  объектов налогообложения) могут перечислять  в бюджет следующие федеральные налоги и сборы:

- налог на  добычу полезных ископаемых;

- сборы за  пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

- государственную  пошлину;

- водный налог.

А также региональные налоги:

- транспортный налог.

И местные налоги:

- земельный  налог.

Кроме того, за фирмами и коммерсантами, переведенными  на ЕНВД, сохраняется обязанность  уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сотрудников  в соответствии с Федеральным  законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). Помимо этого, индивидуальные предприниматели должны платить обязательные фиксированные "пенсионные" взносы за себя (ст. 28 Закона N 167-ФЗ).

А вот выплаты пособий по социальному страхованию регламентирует Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон N 190-ФЗ). Выплата таких пособий работникам (за исключением пособий, связанных с несчастным случаем на производстве или профессиональными заболеваниями) осуществляется по одному из вариантов.

Первый вариант. В соответствии со ст. 2 Закона N 190-ФЗ Фонд социального страхования РФ выплачивает сумму, равную одному МРОТ, из средств, поступающих от единого  налога. А ту часть пособия, которая  превышает один МРОТ, выплачивает  работодатель из собственных средств.

Что касается обязанности  работодателя за счет собственных средств  оплатить первые два дня болезни, закрепленной в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ, то на плательщиков "вмененного" налога она не распространяется. Ведь для них порядок выплаты пособия регламентируется Законом N 190-ФЗ, а в нем про два дня ничего не сказано. Аналогичная позиция содержится в Письме ФСС РФ от 15.02.2005 N 02-18/07-1243.

Второй вариант. Работодатели могут добровольно  перечислять страховые взносы по временной нетрудоспособности в Фонд социального страхования РФ в размере 3 процентов от налоговой базы, которая определяется в соответствии с положениями гл. 24 Налогового кодекса РФ.

В этом случае выплата  пособий будет осуществляться только за счет средств Фонда социального страхования ст.3 ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ.

Плательщики ЕНВД обязаны также исчислять и  уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Базой для расчета этих взносов являются начисленные по всем основаниям выплаты в пользу работников.

Если плательщики  ЕНВД признаются налоговыми агентами (ст. 24 Налогового кодекса РФ), то они  обязаны исчислить, удержать и перечислить  в соответствующий бюджет налоги в общеустановленном порядке (включая НДС, налог на прибыль и налог на доходы физических лиц).

В соответствии с п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса  РФ система ЕНВД вводится в действие нормативными актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами г. Москвы и Санкт-Петербурга. Местные власти могут определять виды деятельности, облагаемые "вмененным" налогом, но только в пределах перечня, который установлен п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ. Согласно данному перечню плательщиками ЕНВД могут стать организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются:

1) оказания бытовых  услуг, их групп, подгрупп, видов  и (или) отдельных бытовых услуг,  классифицируемых в соответствии  с Общероссийским классификатором  услуг населению;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг  по ремонту, техническому обслуживанию  и мойке автотранспортных средств;

4) оказания услуг  по хранению автотранспортных  средств на платных стоянках;

5) оказания автотранспортных  услуг по перевозке пассажиров  и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

6) розничной  торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли; для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

7) розничной  торговли, осуществляемой через  киоски, палатки, лотки и другие  объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

Информация о работе Сущность единого налога на вмененный доход