Тенденции налогообложения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д…

Содержание работы

Введение
1. История возникновения и развития налогов и налогообложения
2. Налоги в экономической системе общества
2.1 Понятие, сущность, функции налогов
2.2 Классификация налогов и принципы налогообложения
2.3 Структура, способы взимания налогов
2.4 Основные налоги, собираемые на территории России
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 41.08 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 

  1. История возникновения и развития налогов и налогообложения
  2. Налоги в экономической системе общества
    1. Понятие, сущность, функции налогов
    2. Классификация налогов и принципы налогообложения
    3. Структура, способы взимания налогов
    4. Основные налоги, собираемые на территории России
  3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ

 

 

 

 

Введение.

Система налогообложения складывалась на протяжении всей истории человечества. Начальные формы налогообложения  следует искать в жертвоприношениях  храмам, поскольку последними на заре развития человечества выполнялись  важнейшие функции в организации  общественной жизни. Отсюда требования к определенным жертвам в пользу храма, которые постепенно стали  носить более или менее систематический  характер, вследствие чего «приношение» постепенно превратилось в «выплату или сбор».

Сначала выплаты и сборы (налоги) взимались в виде различных податей  и служили дополнением к различным  трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, а по мере развития товарно-денежных отношений  налоги приобрели денежную форму.

Определение понятия «налог» тесно связано с категорией «Государство».

Любому государству для осуществления  его функций необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. Государство  для формирования бюджета использует различные источники доходов, но на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа  собирания денежных средств, чем  налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими  источниками доходов большую  доходную часть бюджета. В Российской Федерации их доля составляет 80%.

Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств  государство строит школы, высшие учебные  заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д…

Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них  ни одно государство существовать не сможет. Известный философ Ф.Бэкон  говорил: « Священный долг каждого  гражданина - платить налоги».

 

  1. История возникновения и развития налогов и налогообложения

 Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора дохода в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны. 1

Проблемы налогообложения  постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Один из, которых Ф. Аквинский (1226-1274)  определял налоги, как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так в Др. Греции в VII- VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т.д.

Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время граждане не платили денежных податей. Избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, т.к. это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.

Сумма налога определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.

В IV-III в.в. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города - колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима, платили как государственные, так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции, жители которых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. При этом единой налоговой системы не существовало.

Основным налогом в  Др. Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог на наследство и т.д.).

Многие хозяйственные  традиции Др. Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи, а привело к сокращению налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.

Несколько позже стала  складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был, по сути, систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею.

Косвенное налогообложение  существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками – уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги. Для определения размера прямых налогов служило «сошное письмо», которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Несколько упорядочена была финансовая система в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655г. «Счетный приказ», деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет (выяснилось, что в 1680 г. 53,3% государственных доходов получено за счет косвенных налогов).

Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым  примером чему могут являться соляные бунты в царствование Алексея Михайловича).

 Эпоха Петра  I  (1672-1725) характеризуется  постоянной нехваткой  финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, крупного строительства и пр. Для пополнения казны вводились все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и т.д.).

В 1770-х г. Создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается  шотландский экономист и философ А. Смит. В вышедшей в 1776 г. Книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные принципы налогообложения.

 На протяжении XIX в.  лавным источником доходов оставались государственные прямые  (главные - подушная подать и оброк) и  косвенные (главные  -  акцизы)  налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме государственных прямых налогов существовали  боры, специальные государственные сборы, пошлины.

В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с  ценных  бумаг  и  т.д.

В России в к. XIX в. начался  период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили  не только количественные, но и качественные изменения.

Но с началом  I мировой война (увеличение бумажноденежной эмиссии, повышение  сборов,  налогов, акцизов,  падение покупательной способности  рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов  и пр.),  потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад  во  всей  финансовой системе наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов власти  опять стала  эмиссия  и  контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.

Определенный этап налаживания финансовой системы наступил после провозглашения НЭПа (20-e годы XX века). Появились иностранные концессии,  разработана   система   налогов,   займов,  кредитных операций.  

В течении 1922-1926г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%.  Важную роль в налоговой системе  играл  налог  с  оборота.  В Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота  вызывал отклонение цен на товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой, прежде всего, налог на капитал.

 В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От  налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли  предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет

страны, что привело страну, в конце концов, к кризису.2

 

2. Налоги в экономической системе общества

2.1 Понятие, сущность, функции налогов

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана  в 1991 году, когда в декабре этого  года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие. [5, 7с.]        

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в       обществе с момента возникновения государства, развитие и  изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник  доходов государства.   Кроме финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства  на общественное производство, его динамику и  структуру,  на развитие  научно-технического прогресса.     

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж. Налоги это обязательные и безэквивалентные  платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью. [9, 16с.]       

В современной литературе о налогах  приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.       

Информация о работе Тенденции налогообложения в РФ