Теоретические основы организации налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:55, реферат

Описание работы

Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере. Естественно, это вызывает повышенный интерес к изучению функционирования

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

 

Глава 1. Теоретические  основы организации налогового контроля

1.1. Сущность и виды налогового контроля

 

Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование  налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере. Естественно, это вызывает повышенный интерес к изучению функционирования механизма налогового контроля.

Для раскрытия понятия  налогового контроля необходимо, прежде всего, обратиться к характеристике категории контроля в целом.

Данная категория на протяжении долгого времени используется в различных отраслях науки, поэтому  она достаточно хорошо изучена специалистами различных областей знаний. Можно выделить ряд аспектов, в рамках которых в большинстве научных исследований рассматривается контроль:

1) как функция, метод  или форма исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности органов управления, их руководителей;

2) как совокупность  приемов и способов (или форм  и методов), применяемых органами  управления;

3) как завершающая  стадия управленческого процесса;

4) как форма обратной  связи, посредством которой управляющая  система получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта и исполнении управленческих решений;

5) как система наблюдения и  проверки процесса функционирования  управляемого объекта с целью  выявления отклонений от заданных  параметров

Таким образом, контроль, как неотъемлемая часть любого процесса управления, призван обеспечить надлежащее функционирование управляемого объекта. И в силу того, что управление и правовое регулирование осуществляется применительно к различным видам  общественных отношений, обычно выделяют соответствующие виды контроля.

Для того, чтобы дать характеристику налоговому контролю, необходимо выяснить сущность финансового контроля, поскольку  налоговый контроль является видом  последнего.1

Современная теория финансов рассматривает финансовый контроль как форму реализации контрольной функции финансов, определяя его как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Вообще, в финансовой науке существует масса мнений по поводу сущности и сферы действия финансового контроля, однако здесь  доминируют следующие положения:

1) финансовый контроль  осуществляется в сфере отношений,  складывающихся при образовании, распределении и использовании денежных средств государства и органов местного самоуправления;

2) финансовый контроль  реализуется посредством деятельности  государственных или иных органов,  наделенных законом соответствующими  контрольными полномочиями;

3) финансовый контроль  осуществляется в целях обеспечения  законности, охраны собственности,  правильного, эффективного и экономного  использования бюджетных, заемных  и собственных средств, обнаружения  нарушений финансовой дисциплины, выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет.

В рамках финансового  контроля выделяют такой его вид, как налоговый контроль. Его существование  обусловлено наличием объективной  категории налогов и налоговых  отношений, которые являются частью финансовых отношений.2

Налоги — это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. Очевидно, что государство заинтересовано в обеспечении полного и своевременного поступления налогов в бюджет, а так как данные платежи носят принудительный характер, то совершенно естественным является желание плательщиков по возможности отдать государству меньше денежных средств, чем ему причитается. То есть интересы государства и налогоплательщиков в рамках налоговых отношений противоположны. И чтобы обеспечить надлежащее исполнение плательщиками своих налоговых обязательств, государство создает систему налогового контроля.

Что касается непосредственно  понятия налогового контроля, то в  современной научной литературе существует множество его трактовок. Так, для сравнения следует привести ряд наиболее часто встречающихся  определений, даваемых этому виду контрольной деятельности российскими учеными.

Е.В. Поролло подходит к характеристике налогового контроля с двух точек зрения: «Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. …Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающих в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование».

А.В. Брызгалин считает, что «налоговый контроль—это специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомств) государственный контроль…».

«Налоговый контроль можно определить как установленную законодательством совокупность приемов и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающую соблюдение субъектами налогового права налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд». Е.Ю. Грачева и Э. Д. Соколова делают акцент на деятельности уполномоченных органов: «налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю и может быть определен как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд». Аналогичного мнения придерживается О. А. Макарова, понимая под налоговым контролем «деятельность должностных лиц налоговых органов в пределах своей компетенции и формах, предусмотренных Налоговым кодексом, с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выявления и устранения налоговых правонарушений и причин, их порождающих, соблюдения законодательства о налогах и сборах».

Из вышеприведенных определений  налогового контроля можно сделать вывод, что авторы, раскрывая понятие данного феномена, сходятся в том, что налоговый контроль имеет целью обеспечить полноту, своевременность уплаты налогов и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности за эти нарушения. Также следует обратить внимание на то, что все авторы отмечают юридический аспект данной контрольной деятельности, подчеркивая, что она регламентируется соответствующими правовыми нормами.

Налоговый контроль—это элемент финансового  контроля и часть налогового механизма. Налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, групп налогоплательщиков, территорий. Налоговый контроль пронизывает всю экономику, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.

Появление налогового контроля вызвано  объективными причинами. Налогоплательщик, обладая определенным имуществом на праве собственности или ином вещном праве, всегда стремится защитить свой частный имущественный интерес от налоговых изъятий. При этом желание налогоплательщика уменьшить размер налоговых платежей затрагивает имущественный интерес и другой стороны налоговых отношений —государства. В такой ситуации государство, защищая публичные интересы в налоговых отношениях, вынуждено выработать специальный механизм своего взаимодействия с каждым конкретным налогоплательщиком или обязанным лицом, который бы в конечном итоге обеспечил надлежащее поведение каждого лица по исполнению им обязанности по уплате налогов и сборов и иных обязательств, предусмотренных налоговым законодательством.

Очевидно, что для охраны своих  имущественных интересов в налоговой  сфере государство должно, во-первых, создать специальный государственный орган или органы и наделить их соответствующими властными полномочиями по отношению к лицам, обязанным уплачивать налоги и сборы. Во-вторых, законодательным путем установить порядок, формы и методы осуществления деятельности созданных уполномоченных органов, а также виды воздействия данных органов на поведение обязанных лиц, обеспечивающие в совокупности не только надлежащее поведение налогоплательщиков, но и поступление налоговых платежей в соответствующий бюджет. При этом государство путем законодательного регулирования системы взаимоотношений уполномоченных органов и налогоплательщика (а также иных обязанных лиц) должно обеспечить определенный баланс публичного и частного интереса, учитывая конституционные ограничения на вмешательство в экономическую деятельность субъекта налоговых правоотношений в условиях рыночной экономики.

Таким образом, из вышесказанного вытекает необходимость существования  системы налогового контроля, а также  в общем виде отражается юридическая  основа ее построения.

Необходимость налогового контроля также определяется наличием весьма частого уклонения плательщиков от налогообложения. Это явление  развивалось параллельно с самим  налогообложением и приобрело форму  устойчивой закономерности. Существует масса способов ухода от налогов посредством осуществления определенных операций на фондовом рынке, например, а также многие другие. В итоге государство недополучает порой весьма значительные суммы налоговых платежей.3

В теории выделяют четыре вида причин уклонения от налогов: моральные, политические, экономические и технические.

Общая суть моральных  причин ухода от налогов состоит  в том, что многие плательщики  считают себя вправе противостоять  налогам, мотивируя это непомерной, по их мнению, тяжестью налогового бремени. Зачастую общественные потребности, реализуемые государством посредством финансирования из бюджета, формируемого за счет налогов, не осознаются плательщиками как объективная реальность. К политическим причинам ухода от налогов следует отнести тенденции лоббирования расходов при определении направлений экономической политики. Экономической же причиной является выгода, получаемая налогоплательщиком при избежании налогов. Технические причины ухода от налогов кроются в запутанности и сложности национального налогового законодательства. Техническая сложность налогообложения, расчета налогов позволяют плательщику избежать платежа, не нарушая при этом закона.

Таким образом, причин ухода  от налогов много, но какими бы они  ни были, необходимо противостоять  неуплате причитающихся государству налоговых платежей, и в этом велика роль государственного налогового контроля.4

Необходимо отметить, что организация налогового контроля базируется на совокупности принципов, являющих собой базовые положения, которые определяют эффективное осуществление налогового контроля. Данными принципами должны руководствоваться субъекты налогового контроля при реализации ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения.5

Прежде всего, это общеправовые принципы.

1. Принцип законности, который «означает, во-первых, необходимость строгого соблюдения требований предписаний законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности», а, во-вторых, «устанавливается запрет произвола, «самовольное» принятие решений, без учета критериев и общепринятых представлений о справедливости».

В рамках налогового контроля принцип законности проявляется, в  том, что, согласно ст. 1 НК РФ, полномочия налоговых и таможенных органов, а также формы и методы налогового контроля, его регулирование устанавливаются исключительно НК РФ. Кроме того, согласно ст. 32 НК РФ на налоговые органы возлагается обязанность осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных актов.

2. Принцип юридического равенства. Данный принцип закрепляется в Конституции РФ в ст. 19 и заключается в том, что все равны перед законом и судом, и недопустимо какое-либо ограничение в правах по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

«Данный принцип закрепляется и в Налоговом Кодексе РФ в  ст. 3, которая также не допускает  какую-либо дискриминацию в налоговой  сфере по социальным, расовым, национальными  иным критериям и говорит о формально-юридическом равенстве налогоплательщиков перед законом и судом, о равенстве их правовых статусов». Принцип означает запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин), а также в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров, работ или услуг (ст. 353 НК РФ).

В рамках налогового контроля необходимо сказать, что по принципу юридического равенства также ни одна организация не может быть освобождена налоговыми органами от проведения в отношении нее мероприятий налогового контроля и предполагает единство форм, методов проведения налогового контроля, применяемых на всей территории России.

Информация о работе Теоретические основы организации налогового контроля