Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:52, реферат
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основная форма доходов государства, ведь появление самих налогов связано с самыми первыми общественными потребностями.
Налоги устанавливаются государством и взимаются в отношении
определенных объектов обложения с налогоплательщиков — граждан
(физических лиц) и предприятий (юридических лиц). Отношения,
возникающие между налоговыми органами, действующими от имени
государства, и налогоплательщиками, составляют налоговый процесс.
Порядок и формы управления налоговым процессом определяют налоговые власти.
Налоги и налогооблажение 3
Виды налогов 5
Список литературы 10
Министерство образования Республики Беларусь
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
КАФЕДРА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННАХ ТЕХНОЛОГИЙ
РЕФЕРАТ
ВИДЫ НАЛОГОВ
Загорского Антона Витальевича
студента 3 курса 7 группы
факультета математики и информатики
Научный руководитель
Устюгова Анна Георгиевна
ГРОДНО, 2012
Содержание
Налоги и налогооблажение 3
Виды налогов 5
Список литературы 10
1.Налоги и налогооблажение.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основная форма доходов государства, ведь появление самих налогов связано с самыми первыми общественными потребностями.
Налоги устанавливаются государством и взимаются в отношении определенных объектов обложения с налогоплательщиков — граждан (физических лиц) и предприятий (юридических лиц). Отношения, возникающие между налоговыми органами, действующими от имени государства, и налогоплательщиками, составляют налоговый процесс. Порядок и формы управления налоговым процессом определяют налоговые власти. Система и методы управления налоговым процессом составляют сущность налогового администрирования. Налоговый процесс регулируется налоговым правом, которое включает в себя собственно налоговое законодательство (законы о налогах), а также смежные разделы государственного, гражданского, акционерного, семейного и т.д. права, которые применяются в связи с взиманием налогов или при разрешении конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками. Налоговое право формируется на основе проводимой правительством налоговой политики, включающей в себя цели (текущие или среднесрочные, долгосрочные), средства (инструменты налоговой политики) и методы. Целенаправленная, последовательная, проводимая государственной властью на протяжении долговременного исторического периода налоговая политика объективно может быть выражена в виде налоговой доктрины данного конкретного государства (сформулированной в виде самостоятельной декларации, особого раздела в законодательстве или в виде отдельных принципов и норм налоговой политики и налогового права).
Налоги представляют собой
обязательный «встроенный» элемент
современных экономических
Налоги также являются финансовой базой современного демократического государства. В основу налогообложения в таком государстве заложен особый род общественного договора (между государственной властью и населением), по которому граждане этого государства принимают на себя обязанность платить налоги, а государство, со своей стороны, обязуется не вводить налоги и не расходовать собранные в виде налогов денежные средства без согласия и вне контроля своих граждан (в лице их представителей в органах законодательной власти).
Наконец, налоги выступают в роли своеобразного индивидуального договора государства с лицом, желающим получить гражданство этого государства. В настоящее время все государства, как правило, стремятся затруднить получение гражданства такими лицами, которые, по тем или иным причинам, не могут рассматриваться как реальные плательщики налогов в государственную казну. При этом обязательное участие в уплате налогов рассматривается как условие получения постоянного местожительства или гражданства.
2. Виды налогов.
Любая классификация условна. Это тем более касается классификации налогов, в которых переплетены политические, юридические и экономические аспекты. Соответственно, критерии классификации, верные с экономической точки зрения, не всегда правильны с позиции политики или права.
Тем не менее классификация налогов способствует их систематизации, которая необходима и в законодательных целях. «Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, особых административно-финансовых мер».
Во-первых, разумное построение
налоговой системы требует
Во-вторых, при налогообложении
разнообразных объектов применяются
разные приемы юридической техники.
Чтобы уяснить суть различий, необходимо
разграничить основания налогообложения.
«Природа налога должна обеспечивать
оптимальную модель, отклонения от
которой могут разрешаться
В-третьих, необходима группировка налогов, имеющих одинаковую природу, например, в целях избежания двойного налогообложения, при котором один и тот же субъект обречен уплачивать одни и те же или сопоставимые налоги многократно.
Группировка налогов необходима и для гармонизации налоговых систем разных стран. Более 30 лет назад проблема гармонизации косвенных налогов встала перед странами Европейского Союза. Было решено заменить многочисленные налоги с оборота единым налогом на добавленную стоимость. Это решение породило судебную практику об отнесении ряда налогов, подлежащих отмене, к налогам с оборота.
В-четвертых, систематизация
налогов способствует правильному
толкованию налогового законодательства.
При толковании законодательства судом
по аналогии необходимо решить, какой
аналогией правильнее воспользоваться.
Классификация налогов
В финансовой науке традиционно много внимания всегда уделялось составу и структуре налогов. Эти вопросы исследовались с точки зрения влияния конкретных видов налогов на экономическое поведение субъектов, на макроэкономические параметры экономики страны в целом и экономики отдельной фирмы, а также сточки зрения удобства их сбора и учета. Вместе с тем современные тенденции в развитии экономической мысли смещают акценты на более детальное исследование поведения хозяйствующих субъектов. Однако институциональные аспекты самой структуры налоговой системы все еще исследованы недостаточно. В настоящее время налоговая система в развитых странах включает следующие основные виды налогов: подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль с юридических лиц; акцизы; налог с оборота, налоги с продаж; налог на добавленную стоимость (НДС); таможенные пошлины; налоги на имущество (на капитал); налоги на передачу имущества (надары и наследства); взносы в фонды социального страхования.
В законодательстве и в экономической литературе принято выделять виды налогов по их базовым элементам, которые могут включать объект налога, субъект, налоговый период, единицу обложения, ставку налога, налоговые льготы и т.д. Для аналитических целей налоги могут группироваться по объекту (налоги на имущество, налоги на доходы, налоги на сделки); по субъекту обложения (налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц); по ставкам обложения (пропорциональные налоги, прогрессивные налоги) и т.д. Единой, или общепризнанной экономической классификации налогов, т.е. порядка и правил распределения, в аналитических или статистических целях, всех входящих в налоговую систему налогов и иных аналогичного рода сборов на однородные группы (классы, разряды), осуществляемых с выделением тех или иных, принимаемых за основу признаков (элементов) налога, пока не существует. Учеными, практиками и государственными деятелями в прошлом применялись различные группировки налогов, в зависимости от целей налоговой политики и задач, которые они перед собой ставили. Иногда налоги подразделялись на внутренние и внешние (на местную и на внешнюю торговлю), на налоги на имущество и на потребление; налоги на производство и на обращение и т.д. Долгое время налоги вообще относили к категории чрезвычайных доходов государства (на случаи войн, ликвидации последствий природных катастроф и т.д.). Во времена Древнего Рима считалось позорным для свободных граждан платить налоги. В середине XVI в. французский экономист Ж. Боден из налогов признавал только таможенные пошлины (правда, при этом он допускал взимание дани с покоренных народов). Физиократы основными считали налоги на земельную собственность, все остальные налоги они относили к разряду дополнительных, малозначимых с точки зрения экономической политики.
В современной науке обычно выделяют поимущественные налоги, налоги на доходы и налоги на сделки. Считается, что для первых двух видов налогов плательщики и носители налога совпадают, а для последнего вида характерно переложение налогов — когда лицо, реально вносящее налог в казну, имеет экономическую возможность переложить тяжесть этого налога на своих контрагентов (к примеру, через включение сумм налога в цены продаваемых товаров или услуг). На самом деле в конкретных экономических условиях могут складываться разные ситуации: и когда подоходный налог может перекладываться на потребителей (например, на частнопрактикующих врачей), и когда налоги на сделки вынуждены принимать на свой счет их плательщики. Принципиально неразрешимым с этой точки зрения оказывается вопрос о налогах на заработную плату наемных работников. С одной стороны, это налог на доход, с другой стороны, вместе с заработной платой он представляет собой статью затрат и включается в цены на производимые товары и услуги.
Аналогичная проблема возникает и в отношении НДС. В одной ситуации, когда предприятие-налогоплательщик работает без прибыли (например, при освоении новой продукции), НДС фактически становится дополнительным налогом на фонд заработной платы. В другой ситуации, когда предприятие работает без привлечения наемного труда (индивидуальный собственник, привлечение работников по договорам подряда), НДС превращается в налог на чистый доход (прибыль). И, наконец, в ситуации, когда предприятие монопольно «держит» рынок и имеет возможность все свои налоговые платежи переносить на потребителя, НДС действует как налог на потребление. Таким образом, идеальных критериев для классификации налогов по экономическому признаку пока не разработано. В современной научной литературе наиболее распространена классификация налогов, основанная на делении налогов на прямые (налоги на имущество и на доходы) и косвенные (налоги на сделки). Для целей экономического анализа часто применяется также классификация налогов как налогов на базовые факторы производства: налоги на труд и налоги на капитал.
По юридическому статусу налогоплательщиков (например, в практике Франции) выделяют налоги на индивидуальных собственников и предпринимателей (их группы), налоги на компании (предприятия, основанные на принципе ограниченной ответственности) и налоги на финансовых посредников (банки, страховые и инвестиционные компании и т.д.).
В практике бухгалтерского учета обычно выделяют налоги, уплачиваемые по счетам издержек, и налоги, относимые на счет прибылей и убытков. Для целей налогового планирования выделяют налоги, связанные с результатами деятельности самого предприятия (предпринимателя, инвестора) — налоги на имущество и на прибыли предприятия; налоги, связанные с отношениями с его торговыми партнерами — налоги на продажи, налоги с оборота, акцизы, таможенные пошлины, НДС и т.д.; налоги, связанные с выплатой доходов другим лицам — налоги на процентные платежи, на дивиденды, на заработную плату и др.
В США, например, по федеральным налогам применяется следующая классификация налогов: подоходные налоги (с подразделением на налоги с корпораций и с граждан), налоги на фонд заработной платы, налоги на имущество и капиталы, акцизные налоги и сборы. С введением общеевропейской системы национальных счетов (в рамках ЕЭС) за основу принята следующая классификация налогов: налоги на капитал (на имущество), налоги на доходы и налоги на обращение — применяемые в отношении торгового (коммерческого) оборота (иначе называемые — налоги на сделки, на расходы, на потребление и т.д.). Для международных сравнений и в статистических изданиях международных организаций применяется классификация (группировка) налогов по следующим группам: а) налоги на доходы, на прибыль и на прирост капитала; б) взносы в фонды социального страхования; в) налоги на внутреннее потребление товаров и услуг; г) налоги на международную торговлю; д) прочие налоги (на имущество, на капитал и т.д.). Таким образом, существуют различные варианты распределения видов современных налогов в порядке их системной классификации.