- Виды налоговых проверок: выездная налоговая проверка, порядок ее проведения и оформление результатов
Выездная
налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие
от камеральной налоговой проверки, производится,
как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании
решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции. [1, ст. 89]
Существует
2 метода выездной налоговой проверки:
1.Сплошной
2.Выборочный
Как правило,
налоговики применяют сплошной метод
проверки, поскольку решения по результатам
выборочных проверок могут быть признаны
недействительными.
Выездные
проверки бывают:
1. комплексные
и выборочные (тематические);
2. контрольные;
3. плановые
и внеплановые;
Выездная
проверка в отношении одного налогоплательщика
может проводиться по одному или нескольким
видам налогов. Налоговые органы не вправе проводить
в течение одного года более двух выездных
налоговых проверок одного и того же налогоплательщика по одним и тем
же налогам за один и тот же период времени.
Выездная
налоговая проверка не может продолжаться
более двух месяцев. Указанный срок
может быть продлен до четырех
месяцев, а в исключительных случаях
- до шести месяцев.
Основаниями
для продления срока проведения
выездной налоговой проверки до четырех
и (или) шести месяцев могут являться
[20,п. 4]
1) проведение
проверок налогоплательщика, отнесенного
к категории крупнейших
2) получение
в ходе проведения выездной
налоговой проверки информации
от правоохранительных, контролирующих
органов либо из иных источников,
свидетельствующей о наличии у налогоплательщика,
плательщика сбора, налогового агента
нарушений законодательства о налогах
и сборах и требующей дополнительной проверки
3) наличие
форс-мажорных обстоятельств (затопление,
наводнение, пожар и т.п.) на территории,
где проводится проверка
4) проведение
проверок организаций, имеющих
в своем составе несколько
обособленных подразделений, а
именно: четыре и более обособленных подразделений
- до четырех месяцев; менее четырех обособленных
подразделений - до четырех месяцев.
Кроме
того, у налоговых органов могут быть основания
для проведения повторной налоговой проверки:
1. при контроле
за деятельностью нижестоящего налогового
органа, ранее проводившего проверку;
2. в случае представления
налогоплательщиком уточненной налоговой
декларации, в которой указана сумма налога
в размере, меньшем ранее заявленного.
Выездная
проверка производится в целях контроля
за правильностью исчисления, а также
полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиком
(налоговым агентом) налогов (сборов).
Выездная проверка может проводиться
также в связи с:
1. реорганизацией предприятия;
2. ликвидацией предприятия;
3. контролем за деятельностью налоговых
органов вышестоящими налоговыми органами.
В день окончания
выездной проверки проверяющий составляет
справку об окончании проверки. В
течение двух месяцев с указанного
дня составляется акт выездной налоговой
проверки. В акте должны быть указаны сведения
о выявленных нарушениях законодательства
о налогах и сборах, либо об отсутствии
таковых. Акт вручается налогоплательщику
либо его представителю.
На представление
возражений на акт проверки предоставляется
15 рабочих дней, после чего в течение
10 рабочих дней материалы проверки
и представленные возражения должны
быть рассмотрены руководителем (заместителем
руководителя) налогового органа. Указанное
лицо по итогам рассмотрения принимает
решение о привлечении либо об
отказе в привлечении проверяемого
лица к налоговой ответственности.
Решение, вынесенное
по результатам проверки, вступает
в силу по истечении 10 рабочих дней
с момента вынесения и может
быть обжаловано в вышестоящий налоговый
орган. В случае отклонения жалобы вышестоящим
налоговым органом решение может
быть обжаловано в суд.
Схема проведения выездной налоговой
проверки
Действия, события |
Документы, которыми оформляются
отношения налогоплательщика и
налогового органа |
Срок совершения действия |
Примечание |
Налоговый орган принимает решение
о проведении выездной налоговой
проверки
(ст. 89 Налогового кодекса РФ) |
Решение о проведении выездной налоговой
проверки(подписывается руководителем налогового
органа или его заместителем (предъявляется
под расписку руководителю организации;
с момента предъявления начинает течь
срок налоговой проверки). В срок проведения
проверки не засчитываются периоды между
вручением требования о представлении
документов в соответствии со ст. 93 НК
и представлением им запрашиваемых при
проведении проверки документов.
|
Проверкой могут быть охвачены только
три календарных года деятельности
проверяемых, непосредственно предшествующих
году проверки.
Запрещается проведение повторных выездных
проверок (в течение календарного года)
по одним и тем же налогам, подлежащим
уплате или уплаченным за уже проверенный
налоговый период.
(ст. 87 Налогового кодекса РФ ) |
Отсутствие у проверяющих лиц
решения о проведении выездной налоговой
проверки либо служебных удостоверений
дает проверяемому лицу законные основания
к недопущению сотрудников налогового
органа на свою территорию и в помещения
(ст. 91 Налогового кодекса РФ )
|
Налогоплательщик не представил документы
для проверки |
Требование о представлении
документов
(ст. 93 Налогового кодекса РФ ; Инструкция
МНС от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления
акта выездной налоговой проверки и производства
по делу о нарушениях законодательства
о налогах и сборах" (далее – Инструкция
№ 60)) |
Документы нужнопредставить в течение 5 дней (В случаях,
когда последний день срока падает на
нерабочий день, днем окончания срока
считается ближайший следующий за ним
рабочий день.)
(ст. 93 Налогового кодекса РФ ) |
При непредставлении документов по
истечению 5 дней производится выемка документов и наступает
ответственность по ст.126 НК.
(ст. 93, 126 Налогового кодекса РФ ) |
Налогоплательщик воспрепятствовал
доступу должностных лиц налоговых
органов, проводящих налоговую проверку,
на используемую для предпринимательской
деятельности территорию или в помещения (кроме
жилых помещений)
Доступ в жилые помещения помимо или против
воли проживающих в них физических лиц
иначе как в случаях, установленных федеральным
законом, или на основании судебного решения
не допускается.
(ст. 91 Налогового кодекса РФ ) |
Руководителем проверяющей группы
(бригады) составляетсяАкт об отказе допустить
проверяющих, подписываемый им и налогоплательщиком.
При отказе налогоплательщика подписать
указанный акт в нем делается соответствующая
запись.
(ст. 91 Налогового кодекса РФ ) |
|
На основании составленного Акта
налоговый орган вправе самостоятельно
определить суммы налогов, подлежащих
уплате путем оценки имеющихся у
него данных о налогоплательщике
или по аналогии. (ст. 91 Налогового кодекса РФ )
За воспрепятствование доступу –предупреждение
или наложение административного штрафа
на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на
должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ. (ст. 19.4
КоАП РФ) |
Должностные
лица, осуществляющие проверку считают,
что документы, свидетельствующие о совершении
правонарушений, могут быть уничтожены,
скрыты, изменены или заменены. Принимается
решение произвести выемку этих документов. |
Постановление должностного
лица налогового органа о выемки документов
(подписывается руководителем ИМНС или
его замом). С ним знакомят налогоплательщика
до начала выемки. (ст. 94 Налогового кодекса
РФ )
О производстве выемки составляется Протокол
(акт), где, в частности, указывают все
изъятые документы. Налогоплательщик
вправе вносить в акт свои замечания.Копия
Протокола (акта) вручается под расписку налогоплательщику
(ст. 89, 94, 99 Налогового кодекса РФ ). |
Выемка не может производиться
в ночное время.
При выемке присутствуют понятые (не менее
2 чел.) и лица, у которых изымаются документы. |
Изъятые документы и предметы перечисляются
и описываются в протоколе
выемки либо в прилагаемых к нему
описях с точным указанием наименования,
количества и индивидуальных признаков
предметов, а по возможности - стоимости предметов.
При изъятии оригиналов документов лицу,
у которого они изъяты, должны быть изготовлены
и переданы в течение 5-ти дней после изъятия
их копии, заверенные должностным лицом
налогового органа.
(п. 8 ст. 94 Налогового кодекса РФ ) |
Идет проверка |
Для продления срока проверки сверх
отведенных на это 2-х месяцев - Решение вышестоящего налогового органа |
Налоговая проверка не может продолжатьсяболее 2-х месяцев, или в исключительных
случаях по решению вышестоящего налогового
органа этот срок может быть продлендо 3-х
месяцев.
(при наличии у организации филиалов (представительств)
срок проверки увеличиваетсяна 1 месяц на проведение проверки
каждого филиала (представительства)) |
|
Проверяющие решают провести инвентаризацию
имущества налогоплательщика
(пп.6 п.1 ст. 31 Налогового кодекса РФ ) |
Документ: Распоряжение о проведении инвентаризации
имущества налогоплательщика при налоговой
проверке.
В ходе проверки составляются Инвентаризационные
описи(должны быть подписаны материально
ответственными лицами)
По результатам проверки составляется Ведомость
результатов, выявленных инвентаризацией
(Приказ Минфина РФ и МНС РФ от 10.03.99 г. NN
20н, ГБ-3-04/39 "Об утверждении положения
о порядке проведения инвентаризации
имущества налогоплательщиков при налоговой
проверке") |
|
|
Окончание налоговой проверки
(ст. 89 Налогового кодекса РФ ) |
Справка
о проведенной выездной налоговой
проверке (в ней фиксируется предмет проверки
и сроки ее проведения)
(ст. 8 Налогового кодекса РФ 9 ; Инструкция
МНС № 60) |
Дата составления справки является
датой окончания проверки.
(ст. 89 Налогового кодекса РФ ) |
Ни требование предоставить копию
Справки налогоплательщику, ни подпись
налогоплательщика НК не предусмотрены.
Поэтому на практике налогоплательщик
получает Справку вместе с Актом
выездной налоговой проверки. |
Оформление результатов выездной
налоговой проверки
(ст. 100 Налогового кодекса РФ ) |
Акт
выездной налоговой проверки
(налогоплательщик ставит на Акте свою
подпись о получении копии; при уклонении
от получения Акт отправляется почтой
и считается полученным на 6-й день)
(ст. 100 Налогового кодекса РФ ; Инструкция
МНС № 60) |
Акт выездной налоговой проверки составляетсяне
позднее 2-х месяцевпосле составления
Справки о выездной налоговой проверке. |
Подписание Акта налогоплательщиком
свидетельствует лишь о получении
им копии, но не о согласии с изложенными
в нем выводами. |
У налогоплательщика имеются возражения
по Акту проверки
(ст. 100 Налогового кодекса РФ ) |
Налогоплательщик составляет Письменное
объяснение мотивов отказа подписать
акт или возражения по акту в целом
или по его отдельным положениям.
При этом налогоплательщик вправе приложить
к письменному объяснению (возражению)
или в согласованный срок передать налоговому
органу документы (их заверенные копии),
подтверждающие обоснованность возражений
или мотивы неподписания акта проверки. |
Возражения
по Акту должны быть представлены в
налоговый орган в 2-хнедельный срок со дня получения
Акта проверки
(Срок, исчисляемый неделями, истекает
в последний день недели. При этом неделей
признается период времени, состоящий
из пяти рабочих дней, следующих подряд.
(ст. 6.1 Налогового кодекса РФ )) |
|
Налоговый орган рассматривает материалы
выездной налоговой проверки.
В случае представления налогоплательщиком
письменных возражений по акту, материалы
рассматриваются в его присутствии.
(ст. 100, 101 Налогового кодекса РФ ) |
О времени и месте рассмотрения
материалов проверки налоговый орган
извещает налогоплательщика заблаговременно
(способы уведомления НК не установлены). |
В течение
14 дней после истечения 2-хнедельного срока со
дня получения налогоплательщиком Акта
проверки.
(п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ ) |
НК не предусматривает направление
официального уведомления о времени
и месте рассмотрения материалов.
Однако при отсутствии доказательств
об извещении налогоплательщика
можно утверждать о неизвещении, что в свою очередь может
повлечь отмену решения налогового органа
вышестоящим налоговым органом или судом.
(п. 6 ст. 101 Налогового кодекса РФ ) |
Налоговый орган принимает решение
о
Привлечении налогоплательщика к налоговой
ответственности
(ст. 101 Налогового кодекса РФ ) |
Решение о привлечении налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового
агента к налоговой ответственности
за совершение налогового правонарушения
(ст. 101 Налогового кодекса РФ ; Инструкция
№ 60) |
В течение
14 дней после истечения 2-хнедельного срока со
дня получения налогоплательщиком Акта
проверки
(п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ )
(Срок, исчисляемый неделями, истекает
в последний день недели. При этом неделей
признается период времени, состоящий
из пяти рабочих дней, следующих подряд.
(ст. 6.1 Налогового кодекса РФ ))
В течение 10 дней с даты вынесения решения
налогоплательщику направляется требование
об уплате недоимки по налогам и пени.
(см. ниже таблицу "Порядок взыскания
недоимки по налогам и сборам") |
|
Налоговый орган предлагает налогоплательщику
добровольно уплатить штраф. Т.е. соблюдает досудебный порядок
урегулирования спора.
В случае отказа, либо пропуска срока для
уплаты, указанного в требовании – налоговый
орган обращается в суд.
(ст. 104 Налогового кодекса РФ Налогового
кодекса РФ ) |
Требование об уплате санкций
(ст. 104 Налогового кодекса РФ ) |
Налоговые органы могут обратиться
в суд с иском о взыскании
налоговой санкции не позднее 6-ти месяцев со дня
обнаружения налогового правонарушения
и составления соответствующего акта
(срок давности взыскания санкции)
(ст. 115 Налогового кодекса РФ ) |
Несоблюдение налоговым органом
досудебного порядка урегулирования
спора является основанием для возвращения
его искового заявления.
Истечение срока давности является основанием
для судебного отказа налоговому органу
в удовлетворении заявленного иска. |
- Задача
Работнику
предприятия (1971 г.р.) за январь текущего
года произведены выплаты в сумме
28.000 рублей. Все выплаты облагаются
страховыми взносами в Пенсионный фонд
РФ, Фонд социального страхования
РФ, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования и территориальные
фонды обязательного медицинского
страхования.
Определите:
сумму страховых взносов в Пенсионный
фонд РФ, Фонд социального страхования
РФ, ФОМС.
Решение:
Согласно
Федеральному закону от 24 июля 2009 года
N 212-ФЗ "О страховых взносах
в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования
и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" действуют
следующие тарифные ставки:
База для начисления страховых
взносов = 28 000
ПФР (страховая часть пенсии) = 16 % * 28 000
= 4 480 рублей
ПФР (накопительная часть пенсии) = 6 % *
28 000 = 1680 рублей
ФСС = 2,9 % * 28 000 = 812 рублей
ФФОМС = 5,1 % * 28 000 = 1428 рублей
Проф. Риск = 0.2 % * 28 000 = 56 рублей
- Дайте ответы на следующие вопросы
1.Что
является объектом налогообложения
при применении УСН?
Объектов
налогообложения при УСНО всего
два: Доходы и Доходы, уменьшенные на величину
расходов [1, ст. 346.14]
2. Как рассчитать вмененный
доход. Напишите формулу
Налоговая база по ЕНВД рассчитывается
по формуле: Вмененный доход = (Базовая
доходность) х (Физический показатель)
х К1 х К2.
Здесь К1 – коэффициент-дефлятор – произведение
аналогичного значения прошлого периода
и коэффициента инфляции, устанавливаемого
ежегодно Правительством РФ.
К2 – корректирующий коэффициент базовой
доходности с учетом особенностей осуществления
деятельности на территории определенного
субъекта РФ, устанавливаемый региональными
властями.
Базовая доходность и физические показатели
устанавливаются Налоговым кодексом РФ
в п.3 ст.346.29. Например, физическим показателем
для оказания услуг по ремонту и техническому
обслуживанию автомобилей является количество
работников, а базовая доходность составляет
12000 рублей. Для розничной торговли физический
показатель – торговое место, а базовая
доходность – 9000 рублей.
Начисление единого налога
на вмененный доход производится
ежеквартально по формуле:
ЕНВД = ВД х 15% х 3,
где ВД – налоговая база за месяц;
15% - ставка налога;
3 – количество месяцев в квартале.
3.
Перечислите региональные налоги
Согласно статье 14 Налогового кодекса
РФ к региональным налогам относятся:
1. налог на имущество организаций
2. налог на игорный бизнес
3. транспортный налог [1, ст. 14]
4.
Укажите объект налогообложения НДС,
НДФЛ, Налога на прибыль организации,
единого налога при применении УСН, Налога
на имущество организации
Объектом налогообложения
НДС согласно статье 146 Налогового
кодекса РФ являются следующие операции:
1. реализация товаров (работ, услуг) на
территории Российской Федерации, в том
числе и реализация залога, передача товаров
по соглашению о предоставлении отступного,
а также передача имущественных прав
2. передача права собственности на товары
на безвозмездной основе
3. передача на территории Российской
Федерации товаров (работ, услуг) для собственных
нужд, расходы на которые не принимаются
к вычету ( в том числе через амортизационные
отчисления) при исчислении налога на
прибыль организации
4. выполнение строительно-монтажных
работ для собственного потребления
5. ввоз товаров на таможенную территорию
Российской Федерации.
Объектом
налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками
[1, ст. 209]
Объектом
налогообложения по налогу на прибыль организаций признается
прибыль, полученная налогоплательщиком
[1, ст. 209]
Объектов
налогообложения при УСНО всего два: Доходы и Доходы,
уменьшенные на величину расходов [1, ст.
346.14]
Объектом
налогообложения налога на имущество организации для
российских организаций признается движимое
и недвижимое имущество (включая имущество,
переданное во временное владение, пользование,
распоряжение или доверительное управление,
внесенное в совместную деятельность),
учитываемое на балансе в качестве объектов
основных средств в соответствии с установленным
порядком ведения бухгалтерского учета.
5.
Укажите срок проведения камеральной
налоговой проверки:
a. не более
b. 3-х месяцев
c. 2-х месяцев
d. 1-го месяца
6.
Перечислите ставки НДФЛ
Налоговая ставка устанавливается
в размере 9%, 13%, 15 %, 30%, 35% [2, ст. 8]
7.
Перечислите отчетные периоды
по транспортному налогу
Законом
Мурманской области от 5 мая 2006 г. N 745-01-ЗМО
устанавливаются следующие сроки:
1. налогоплательщики
- физические лица уплату налога производят
не позднее 1 февраля года, следующего
за истекшим налоговым периодом, на основании
налогового уведомления, направляемого
налоговым органом;
2. налогоплательщики,
являющиеся организациями, уплачивают
сумму налога не позднее 1 февраля года,
следующего за истекшим налоговым периодом.
Авансовые
платежи по истечении каждого
отчетного периода уплачиваются
налогоплательщиками, являющимися
организациями, не позднее последнего
числа месяца, следующего за истекшим
отчетным периодом. [2, ст. 8]
8. Назовите сроки уплаты
и предоставления отчетности
по налогу на прибыль организации
Согласно
статье 286 Налогового кодекса РФ налоговым периодом
по налогу признается календарный год.
Отчетными периодами по налогу
признаются первый квартал, полугодие
и девять месяцев календарного
года.
Отчетными периодами для налогоплательщиков,
исчисляющих ежемесячные авансовые
платежи исходя из фактически полученной
прибыли, признаются месяц, два месяца,
три месяца и так далее до окончания
календарного года.
Налоговые декларации по налогу на прибыль представляются
по итогам отчетного периода не позднее
28 дней со дня окончания соответствующего
отчетного периода (I квартала, I полугодия,
9 месяцев), по итогам налогового периода —
не позднее 28 марта года, следующего за
истекшим налоговым периодом (годом) (п.
3, п. 4 ст. 289 Кодекса). Начиная с представления
налоговой декларации за 9 месяцев 2012 года
(а для плательщиков, исчисляющих ежемесячные
авансовые платежи - за семь месяцев 2012
года) по налогу на прибыль следует использовать
декларацию, утвержденную приказом ФНС
России от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@.
9.Перечислите специальные налоговые
режимы
Согласно
пункту 2 статьи 18 Налогового кодекса
РФ к специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей
(единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в
виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов
деятельности;
4) система налогообложения при
выполнении соглашений о разделе
продукции.
10.
Укажите срок уплаты транспортного
налога физическим лицам
И для физических, и для юридических
лиц определен одинаковый конечный
срок уплаты налога на транспорт. Это 1
февраля следующего после отчетного
периода года. [2, ст. 8]
Библиографический список
- Налоговый кодекс Российской Федерации части первая и вторая (НК РФ)
(с изм. и доп.);
- Закон Мурманской области от 18 ноября 2002 г. N 368-01-ЗМО "О транспортном налоге" (с изм. и доп.);
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)
(части первая, вторая и третья) (с изм. и доп.);
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N
136-ФЗ (ЗК РФ) (с изм. и доп.);
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ)
(с изм. и доп.);
- Налоговый кодекс Российской Федерации части первая и вторая (НК РФ)
(с изм. и доп.);
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (с изм. и доп.);
- Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ) (с изм. и доп.);
- Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N
63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп.);
- Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N
129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.);
- Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N
402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (вступает в силу с 01.01.2013 года);
- Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов";
- Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N
54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт";
- Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп.);
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп.);
- Приказ Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы";
- Справочные информационно-правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс».
- Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@)