Защита прав налогоплательщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Нарушение прав налогоплательщиков - физических лиц не редкость, однако далеко не все налогоплательщики знают, как защитить свои права. Между тем законодательство содержит широкий выбор способов защиты своих нарушенных прав и интересов. Несомненным демократическим достижением Российского государства является правовое закрепление увеличившихся возможностей субъектов налоговых правоотношений по обжалованию нарушенных прав. Прежде всего, это выразилось в расширении сферы применения судебного порядка защиты прав для всех субъектов налогового права. Эта возможность гарантирована, в частности, Конституцией Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и Налоговым кодексом Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

КР2.docx

— 53.40 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Нарушение прав налогоплательщиков - физических лиц не редкость, однако далеко не все налогоплательщики знают, как защитить свои права. Между тем законодательство содержит широкий выбор способов защиты своих нарушенных прав и интересов. Несомненным демократическим достижением Российского государства является правовое закрепление увеличившихся возможностей субъектов налоговых правоотношений по обжалованию нарушенных прав. Прежде всего, это выразилось в расширении сферы применения судебного порядка защиты прав для всех субъектов налогового права. Эта возможность гарантирована, в частности, Конституцией Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и Налоговым кодексом Российской Федерации.

В Налоговый кодекс Российской Федерации включен отдельный раздел, регламентирующий возможность и порядок обжалования актов налоговых органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц. Данный раздел объединяет две группы норм, одна из которых устанавливает порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, а другая  описывает процедуру рассмотрения жалобы и принятия решения по ней.

Тема «Защита прав налогоплательщиков» является актуальной в настоящее время, так как налоговая политика страны имеет большое значение  не только для федерального бюджета, но и в первую очередь, для самих налогоплательщиков.

Целью работы является рассмотрение прав налогоплательщиков и защита их в различных формах правового порядка. Исходя из поставленной цели можно определить для себя задачи, которые нужно решить. Они заключаются в следующем: рассмотрение понятия и содержания защиты прав налогоплательщиков, определение способов, методов защиты налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита прав налогоплательщиков

  1. Право на обжалование

Согласно ст. 137 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ), основанной на положениях ст. 46 Конституции РФ, каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Причиной для  проведения процедуры обжалования в порядке раздел  VII НК РФ является нарушение налоговыми органами и их должностными лицами прав налогоплательщика, закреплённых в ст. 21 НК РФ и иных нормах действующего законодательства о налогах и сборах.

Институт обжалования актов, регулирующих налоговые правоотношения, решений, действий (бездействия) налоговых органов (их должностных лиц) определяется Конституцией РФ, АПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, Законом о прокуратуре и др.

Вышеприведенными источниками установлены способы обжалования, порядок и сроки подачи жалобы, виды жалоб, расходы по госпошлине и т.д.

Из п. 1 ст. 138 НК РФ следует, что налогоплательщик может реализовать свое право на обжалование двумя альтернативными способами:

а) в вышестоящем налоговом органе (внесудебный (административный) порядок обжалования);

б) в суде (судебный порядок обжалования).

Оснований для лишения  налогоплательщика права на обжалование  действующим законодательством  не предусмотрено.

Отсутствие в НК РФ упоминания о возможности обратиться за защитой своих прав в прокуратуру также не лишает его этого права.

 Право на обжалование  может быть реализовано путем  подачи как одной, так и нескольких  жалоб (при условии соблюдения  установленных в п. п. 6 и 7 ст. 138 НК  РФ запретов на подачу повторной  жалобы). Жалобы в отношении одного  и того же акта или деяния  могут быть поданы как одновременно, так и в разное время в  пределах установленного срока  для обжалования.

Условием для обжалования является не несогласие налогоплательщика с принятым актом или совершенным деянием, а факт нарушения этим актом или деянием прав налогоплательщика. Таковым признается не только нарушение прав, предоставленных налогоплательщику НК РФ, но и нарушение прав, гарантированных ему как физическому или юридическому лицу иными действующими законами и применимыми нормами международного права.

Налоговый кодекс РФ предоставляет право налогоплательщику самостоятельно определить, какой конкретно акт налогового органа, деяние его должностного лица нарушает его права и подлежит обжалованию.

Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на обжалование решения налогового органа в вышестоящий орган только в той части, с которой налогоплательщик не согласен, так как именно он указывает основания незаконности обжалуемого решения.

Необходимо отметить, что право на обжалование в порядке ст. 137 НК РФ гарантируется только в отношении решений налоговых органов и деяний их должностных лиц, но не распространяется на результаты деятельности иных участников отношений, урегулированных законодательством о налогах и сборах, в т.ч. иных органов государственной власти, обладающих подтвержденными полномочиями в налоговой сфере (финансовых органов, органов внутренних дел и т.п.), а также их должностных лиц.

Установленные правила обжалования неприменимы и в отношении действий (бездействия) иных сотрудников налоговых органов, не являющихся должностными лицами.

Практика обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц имеет некоторые особенности, на которые хотелось бы обратить внимание.

 При обращении граждан  в государственные органы, органы  местного самоуправления под  жалобой понимается просьба гражданина  о восстановлении или защите  его нарушенных прав, свобод или  законных интересов либо прав, свобод или законных интересов  других лиц (ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

Для иных целей под жалобой принято понимать официальное обращение лица, права и законные интересы которого нарушены.

Жалоба в суд подается в виде заявления. При этом лицо, обратившееся в суд, именуется заявителем (ст. 34 ГПК РФ, ст. 40 АПК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ защиту прав и законных интересов граждан могут осуществлять как сами граждане, так и юридические лица, являющиеся объединениями граждан.

Под актом ненормативного характера, который может быть обжалован, в гл. 19 и 20 НК РФ понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем налогового органа (его заместителем) и касающийся конкретного налогоплательщика.

Обжалованию может быть подвергнута не только резолютивная, но и мотивировочная часть ненормативного акта налогового органа.

Кроме того, поскольку в НК РФ не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Следует отметить, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Действия и решения налоговых органов и их должностных лиц часто не удовлетворяют налогоплательщика, а зачастую носят противоправный характер. Поэтому право на обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц становится основной гарантией соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков.

 

 

2. Защита прав налогоплательщиков в административном порядке

Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков означает возможность обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

В сфере налогового права гарантия административного способа защиты прав закреплена в Налоговом кодексе. Этому служат нормы ст. ст. 138, 139, 140 НК РФ.

При использовании налогоплательщиком административного порядка защиты нарушенных прав обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц осуществляется по административной иерархии: жалоба подается в налоговый орган (должностному лицу), в чьем подчинении находится налоговый орган или должностное лицо, допустившие нарушение законодательства. Следовательно, административный порядок обжалования актов, действий или бездействия налоговых органов или их должностных лиц может быть многократным.

Налоговым кодексом установлен трехмесячный срок давности (срок обжалования) для обращения с жалобой на неправомерные акты, действия или бездействие налоговых органов или их должностных лиц. Исчисление трехмесячного срока начинается со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Определенные особенности имеет подача апелляционной жалобы на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Такая жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения налогового органа. Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подастся в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течении трех дней со дня поступления жалобы направить се со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Срок подачи жалобы на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, составляет один год.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может на основании своего письменного заявления ее отозвать. Однако отзыв жалобы лишает подавшего ее налогоплательщика права па повторное обжалование тех же актов, действий или бездействия в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу. Обращение по иным обстоятельствам осуществляется также в течение трех месяцев со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо в течение месяца со дня получения жалобы обязаны ее рассмотреть и принять одно из следующих решений: оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт налогового органа; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение или вынести новое решение по существу обстоятельств дела.

О любом из принятых решений в течение трех дней сообщается лицу, подавшему жалобу.

В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа, с учетом внесенных изменений, вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Налоговый кодекс РФ предоставляет налогоплательщику право обжаловать в вышестоящий налоговый орган вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, при условии, что это решение не было обжаловано в апелляционном порядке. Гарантией соблюдения прав налогоплательщика является право заявить ходатайство в вышестоящий налоговый орган о приостановлении исполнения обжалуемого решения.

Решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения исполняется согласно правилам, установленным ст. 101.3 НК РФ. Такое решение подлежит исполнению со дня его вступления в силу. Обращение соответствующего решения к исполнению в любом случае возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. В случае рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке вступившее в силу соответствующее решение направляется в течение трех дней на исполнение в налоговый орган, вынесший первоначальное решение. На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа.

Информация о работе Защита прав налогоплательщиков