Значение платежей за природные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 17:19, реферат

Описание работы

Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономической реформы в стране. Территория России составляет около 1/8 части мировой суши. Мы занимаем третье место в мире после Австралии и Канады по земле-обеспеченности и площади пашни на одного жителя. Однако состояние наших земельных ресурсов оценивается как неблагополучное, значительная их часть нуждается в восстановлении плодородия. В России сосредоточено более 20% мировых запасов пресных и подземных вод, но современное состояние водных источников и систем централизованного водоснабжения в силу многих причин также не гарантирует требуемого качества питьевой воды.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.22 Кб (Скачать файл)

Земельный налог

Федеральный закон от 29.11.2004 г. № 141ФЗ дополнил Налоговый кодекс РФ гл. 31 «Земельный налог», которая вступила в силу с 1 января 2005 г. Новая глава заменяет Закон РФ «О плате за землю» (от 11.01.1991 г. № 17381). Однако Закон РФ «О плате за землю» утратил силу не с 1 января 2005 г., а спустя год, т. е. с 1 января 2006 г. В течение 2005 г. действовало два законодательных акта. Это обусловлено тем, что земельный налог является местным и вводится в действие как НК РФ, так и законами субъектов федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Субъекты РФ (муниципальные образования) должны принять закон (нормативный правовой акт) о введении в действие Земельного налога на основании гл. 31 НК РФ на своих территориях.  
 
В соответствии с Налоговым кодексом в составе налогоплательщиков существенных изменений не произошло. Плательщиками земельного налога признаются, как и ранее, организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве: собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Изменения заключаются в том, что из числа налогоплательщиков исключены организации, пользующиеся земельными участками на праве безвозмездного срочного пользования.  
 
Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (Москва и Санкт-Петербург), на территории которых введен налог.  
 
Не относятся к объектам налогообложения земельные участки: 
 
• изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;  
• занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;  
• предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;  
• в пределах лесного фонда;  
• занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением участков, занятых обособленными водными объектами.  
 
С введением гл. 31 НК РФ принципиально меняется по своей экономической сути расчет земельного налога, прежде всего это касается порядка определения налоговой базы. Согласно Закону РФ «О плате за землю», в качестве налоговой базы использовалась площадь земельного участка, которая для исчисления налога умножалась на ставку, скорректированную рядом коэффициентов. Глава 31 НК РФ устанавливает налоговую базу как кадастровую стоимость земельного участка, определяемую в соответствии с земельным законодательством. Кадастровая стоимость земельного участка учитывает качество земли, зависящее от многих факторов, в том числе природных, и дает возможность осуществить более справедливое изъятие земельного налога с учетом рентной составляющей.  
 
Для ряда категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на необлагаемую сумму в размере 10 тыс. руб. К ним относятся: 
 
1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;  
2) инвалиды I и II группы, а также имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, инвалиды с детства;  
3) ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий;  
4) физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с федеральными законами о социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие; катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;  
5) физические лица, принимающие участие в испытаниях и ликвидации ядерного и термоядерного оружия;  
6) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате работ, связанных с ядерными установками.  
 
Налоговым периодом для налогоплательщиков является календарный год. Органам государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать для организаций и физических лиц — индивидуальных предпринимателей отчетный период; первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.  
 
Налоговый кодекс определяет базовые принципы для расчета земельного налога. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального подчинения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:  
 
1. 0,3% в отношении земельных участков:  
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;  
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;  
- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.  
2. 1,5% в отношении прочих земельных участков.  
 
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и/или разрешенного использования земельного участка. По сравнению с Законом РФ «О плате за землю» сокращен перечень организаций и физических лиц, освобождаемых от налогообложения на основании льгот.  
 
В частности, от уплаты земельного налога полностью освобождаются: 
 
• организации и учреждения уголовно-исправительной системы Министерства юстиции РФ;  
• организации — в отношении земельных участков, занятых автомобильными дорогами общего пользования;  
• религиозные организации — в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;  
• общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых для осуществления уставной деятельности;  
• организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых для производства и/или реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и иных полезных ископаемых), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);  
• учреждения, собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурных, спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;  
• организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;  
• физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ, а также их общины — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов этих народов;  
• организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.  
 
Сумма земельного налога определяется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.  
 
Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют налог самостоятельно. Для физических лиц налог исчисляют налоговые органы и выписывают налоговое уведомление. В случае уплаты в течение года авансовых платежей сумма, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между налогом, исчисленным за год, и авансовыми платежами. Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков.  
 
По истечении налогового периода организации и индивидуальные предприниматели представляют в налоговые органы налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим отчетным периодом.  
 
Земельный налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга). Однако сроки уплаты налога в бюджет не могут быть установлены ранее срока представления налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам.  
 
Основные различия земельного налога, регулируемого Законом РФ «О плате за землю» и гл. 31 Налогового кодекса.

Плата за пользование лесным фондом

Лесопользование в Российской Федерации регулируется Лесным кодексом РФ от 29.01.1997 г. № 22ФЗ (с изменениями), а также другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Задачи и цели лесного законодательства РФ установлены в ст. 2 ЛК РФ: обеспечение рационального использования лесов, их охрана, защита и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования.  
 
Лесной доход представляет собой совокупность платежей за пользование лесными ресурсами, включающими в себя: лесные подати; арендную плату за участок лесного фонда, сданный в аренду; плату за перевод лесных земель в нелесные. Следовательно, пользование лесным фондом в Российской Федерации — платное. Лесной доход имеет рентный характер, что объясняется естественным различием лесорастительных и транспортных условий в лесном хозяйстве. Будучи доходным источником бюджета, лесной доход призван покрывать расходы государства на воспроизводство древесины.  
 
Основное место в составе лесного дохода занимают лесные подати, являющиеся платой, взимаемой за: древесину, отпускаемую на корню; заготовку живицы, второстепенных лесоматериалов, сенокошение, выпас скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих ягод, грибов, лекарственных растений, технологического сырья, размещение ульев, пасек и другие побочные лесопользования; использование лесных угодий для нужд охотничьих хозяйств, в оздоровительных, туристических, спортивных и других аналогичных целях.  
 
Россия располагает уникальным природно-ресурсным потенциалом. Кроме того, на территории России расположено значительное количество объектов общемирового и общенационального достояния, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Будущее России всецело зависит от эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Вот почему в условиях перехода к устойчивому развитию приоритет должен быть отдан неистощительному природопользованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Поэтому ресурсные платежи должны быть экономически значимыми, иметь существенный удельный вес в общей структуре налогов. Три группы налоговых платежей призваны составить систему налогообложения в сфере природопользования: налоги за право пользования природными ресурсами; платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов; платежи за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов. Налоговая система должна обеспечивать изъятие экономической ренты в пользу всего общества, чего, к сожалению, новый Налоговый кодекс РФ не решает. Это главный его недостаток. 
 


Информация о работе Значение платежей за природные ресурсы