Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 17:19, реферат
Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономической реформы в стране. Территория России составляет около 1/8 части мировой суши. Мы занимаем третье место в мире после Австралии и Канады по земле-обеспеченности и площади пашни на одного жителя. Однако состояние наших земельных ресурсов оценивается как неблагополучное, значительная их часть нуждается в восстановлении плодородия. В России сосредоточено более 20% мировых запасов пресных и подземных вод, но современное состояние водных источников и систем централизованного водоснабжения в силу многих причин также не гарантирует требуемого качества питьевой воды.
Земельный налог
Федеральный закон от 29.11.2004 г. № 141ФЗ
дополнил Налоговый кодекс РФ гл. 31 «Земельный
налог», которая вступила в силу с 1 января
2005 г. Новая глава заменяет Закон РФ «О
плате за землю» (от 11.01.1991 г. № 17381). Однако
Закон РФ «О плате за землю» утратил силу
не с 1 января 2005 г., а спустя год, т. е. с
1 января 2006 г. В течение 2005 г. действовало
два законодательных акта. Это обусловлено
тем, что земельный налог является местным
и вводится в действие как НК РФ, так и
законами субъектов федерации, нормативными
правовыми актами представительных органов
муниципальных образований. Субъекты
РФ (муниципальные образования) должны
принять закон (нормативный правовой акт)
о введении в действие Земельного налога
на основании гл. 31 НК РФ на своих территориях.
В соответствии
с Налоговым кодексом в составе налогоплательщиков
существенных изменений не произошло.
Плательщиками земельного налога признаются,
как и ранее, организации и физические
лица, обладающие земельными участками
на праве: собственности, постоянного
(бессрочного) пользования или пожизненного
наследуемого владения. Изменения заключаются
в том, что из числа налогоплательщиков
исключены организации, пользующиеся
земельными участками на праве безвозмездного
срочного пользования.
Объектом налогообложения
являются земельные участки, расположенные
в пределах муниципальных образований
(Москва и Санкт-Петербург), на территории
которых введен налог.
Не относятся к объектам налогообложения
земельные участки:
• изъятые из
оборота в соответствии с законодательством
РФ;
• занятые особо
ценными объектами культурного наследия
народов РФ, объектами, включенными в Список
всемирного наследия, историко-культурными
заповедниками, объектами археологического
наследия;
• предоставленные
для обеспечения обороны, безопасности
и таможенных нужд;
• в пределах
лесного фонда;
• занятые находящимися
в государственной собственности водными
объектами в составе водного фонда, за
исключением участков, занятых обособленными
водными объектами.
С введением гл.
31 НК РФ принципиально меняется по своей
экономической сути расчет земельного
налога, прежде всего это касается порядка
определения налоговой базы. Согласно
Закону РФ «О плате за землю», в качестве
налоговой базы использовалась площадь
земельного участка, которая для исчисления
налога умножалась на ставку, скорректированную
рядом коэффициентов. Глава 31 НК РФ устанавливает
налоговую базу как кадастровую стоимость
земельного участка, определяемую в соответствии
с земельным законодательством. Кадастровая
стоимость земельного участка учитывает
качество земли, зависящее от многих факторов,
в том числе природных, и дает возможность
осуществить более справедливое изъятие
земельного налога с учетом рентной составляющей.
Для ряда категорий налогоплательщиков
налоговая база уменьшается на необлагаемую
сумму в размере 10 тыс. руб. К ним относятся:
1) Герои Советского
Союза, Герои Российской Федерации, полные
кавалеры ордена Славы;
2) инвалиды I и
II группы, а также имеющие III степень ограничения
способности к трудовой деятельности,
инвалиды с детства;
3) ветераны и инвалиды
ВОВ и боевых действий;
4) физические
лица, имеющие право на получение социальной
поддержки в соответствии с федеральными
законами о социальной защите граждан,
подвергшихся радиации вследствие; катастрофы
на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном
объединении «Маяк» и сбросов в реку Теча,
ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне;
5) физические
лица, принимающие участие в испытаниях
и ликвидации ядерного и термоядерного
оружия;
6) физические
лица, получившие или перенесшие лучевую
болезнь или ставшие инвалидами в результате
работ, связанных с ядерными установками.
Налоговым периодом
для налогоплательщиков является календарный
год. Органам государственной власти городов
Москвы и Санкт-Петербурга, а также представительным
органам муниципальных образований предоставлено
право устанавливать для организаций
и физических лиц — индивидуальных предпринимателей
отчетный период; первый квартал, полугодие
и девять месяцев календарного года.
Налоговый кодекс
определяет базовые принципы для расчета
земельного налога. Налоговые ставки устанавливаются
нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований (законами
городов федерального подчинения Москвы
и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1. 0,3% в отношении
земельных участков:
- отнесенных к
землям сельскохозяйственного назначения
или к землям в составе зон сельскохозяйственного
использования в поселениях и используемых
для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным
фондом и объектами инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального комплекса (за исключением
доли в праве на земельный участок, приходящейся
на объект, не относящийся к жилищному
фонду и к объектам инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального комплекса) или
предоставленных для жилищного строительства;
- предоставленных
для личного подсобного хозяйства, садоводства,
огородничества или животноводства.
2. 1,5% в отношении
прочих земельных участков.
Допускается установление
дифференцированных налоговых ставок
в зависимости от категорий земель и/или
разрешенного использования земельного
участка. По сравнению с Законом РФ «О
плате за землю» сокращен перечень организаций
и физических лиц, освобождаемых от налогообложения
на основании льгот.
В частности, от уплаты земельного налога
полностью освобождаются:
• организации
и учреждения уголовно-исправительной
системы Министерства юстиции РФ;
• организации
— в отношении земельных участков, занятых
автомобильными дорогами общего пользования;
• религиозные
организации — в отношении земельных
участков, на которых расположены здания,
строения и сооружения религиозного и
благотворительного назначения;
• общероссийские
общественные организации инвалидов,
среди членов которых инвалиды и их законные
представители составляют не менее 80%,
— в отношении земельных участков, используемых
для осуществления уставной деятельности;
• организации,
уставный капитал которых полностью состоит
из вкладов общественных организаций
инвалидов, если среднесписочная численность
инвалидов среди их работников составляет
не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда
— не менее 25%, — в отношении земельных
участков, используемых для производства
и/или реализации товаров (за исключением
подакцизных, минерального сырья и иных
полезных ископаемых), работ и услуг (за
исключением брокерских и иных посреднических
услуг);
• учреждения,
собственниками имущества которых являются
общероссийские общественные организации
инвалидов, — в отношении участков, используемых
ими для достижения образовательных, культурных,
лечебно-оздоровительных, физкультурных,
спортивных, научных, информационных и
иных целей социальной защиты и реабилитации
инвалидов, а также оказания правовой
и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам
и их родителям;
• организации
народных художественных промыслов —
в отношении земельных участков, находящихся
в местах традиционного бытования народных
художественных промыслов и используемых
для производства и реализации изделий
народных художественных промыслов;
• физические
лица, относящиеся к коренным малочисленным
народам Севера, Сибири, Дальнего Востока
РФ, а также их общины — в отношении земельных
участков, используемых для сохранения
и развития традиционного образа жизни,
хозяйствования и промыслов этих народов;
• организации
— резиденты особой экономической зоны
— в отношении земельных участков, расположенных
на территории особой экономической зоны,
сроком на пять лет с момента возникновения
права собственности на каждый земельный
участок.
Сумма земельного
налога определяется по истечении налогового
периода как соответствующая налоговой
ставке процентная доля налоговой базы.
Организации и
индивидуальные предприниматели исчисляют
налог самостоятельно. Для физических
лиц налог исчисляют налоговые органы
и выписывают налоговое уведомление. В
случае уплаты в течение года авансовых
платежей сумма, подлежащая уплате в бюджет
по итогам налогового периода, определяется
как разница между налогом, исчисленным
за год, и авансовыми платежами. Налог
уплачивается в бюджет по месту нахождения
земельных участков.
По истечении
налогового периода организации и индивидуальные
предприниматели представляют в налоговые
органы налоговую декларацию не позднее
1 февраля года, следующего за истекшим
отчетным периодом.
Земельный налог
и авансовые платежи подлежат уплате в
бюджет в порядке и в сроки, установленные
нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований (законами
Москвы и Санкт-Петербурга). Однако сроки
уплаты налога в бюджет не могут быть установлены
ранее срока представления налоговой
декларации и налогового расчета по авансовым
платежам.
Основные различия
земельного налога, регулируемого Законом
РФ «О плате за землю» и гл. 31 Налогового
кодекса.
Плата за пользование лесным фондом
Лесопользование в Российской Федерации
регулируется Лесным кодексом РФ от 29.01.1997
г. № 22ФЗ (с изменениями), а также другими
федеральными законами и иными нормативными
актами РФ и субъектов РФ. Задачи и цели
лесного законодательства РФ установлены
в ст. 2 ЛК РФ: обеспечение рационального
использования лесов, их охрана, защита
и воспроизводство исходя из принципов
устойчивого управления лесами и сохранения
биологического разнообразия лесных экосистем,
повышения экологического и ресурсного
потенциала лесов, удовлетворения потребностей
общества в лесных ресурсах на основе
научно обоснованного многоцелевого лесопользования.
Лесной доход
представляет собой совокупность платежей
за пользование лесными ресурсами, включающими
в себя: лесные подати; арендную плату
за участок лесного фонда, сданный в аренду;
плату за перевод лесных земель в нелесные.
Следовательно, пользование лесным фондом
в Российской Федерации — платное. Лесной
доход имеет рентный характер, что объясняется
естественным различием лесорастительных
и транспортных условий в лесном хозяйстве.
Будучи доходным источником бюджета, лесной
доход призван покрывать расходы государства
на воспроизводство древесины.
Основное место
в составе лесного дохода занимают лесные
подати, являющиеся платой, взимаемой
за: древесину, отпускаемую на корню; заготовку
живицы, второстепенных лесоматериалов,
сенокошение, выпас скота, промысловую
заготовку древесных соков, дикорастущих
ягод, грибов, лекарственных растений,
технологического сырья, размещение ульев,
пасек и другие побочные лесопользования;
использование лесных угодий для нужд
охотничьих хозяйств, в оздоровительных,
туристических, спортивных и других аналогичных
целях.
Россия располагает
уникальным природно-ресурсным потенциалом.
Кроме того, на территории России расположено
значительное количество объектов общемирового
и общенационального достояния, имеющих
особое природоохранное, научное, культурное,
эстетическое, рекреационное и оздоровительное
значение. Будущее России всецело зависит
от эффективного использования природно-ресурсного
потенциала. Вот почему в условиях перехода
к устойчивому развитию приоритет должен
быть отдан неистощительному природопользованию,
охране и воспроизводству природных ресурсов.
Поэтому ресурсные платежи должны быть
экономически значимыми, иметь существенный
удельный вес в общей структуре налогов.
Три группы налоговых платежей призваны
составить систему налогообложения в
сфере природопользования: налоги за право
пользования природными ресурсами; платежи
на воспроизводство и охрану природных
ресурсов; платежи за сверхлимитное и
нерациональное использование природных
ресурсов. Налоговая система должна обеспечивать
изъятие экономической ренты в пользу
всего общества, чего, к сожалению, новый
Налоговый кодекс РФ не решает. Это главный
его недостаток.