Банковская информация. Правовой режим банковской информации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 16:12, контрольная работа
Описание работы
Недостаточная прозрачность понижает доверие к банку, не позволяет банковскому капиталу работать на полную мощь и, как результат, снижает эффективность банковской системы в целом. С другой стороны, высокая информационная прозрачность стимулирует конкуренцию и повышает качество банковских услуг, позволяет сглаживать кризисные явления.
Содержание работы
1 Банковская информация. Правовой режим банковской информации. Соотношение банковской тайны и коммерческой тайны банка.
1.1 Банковская информация. Правовой режим банковской информации
1.2 Соотношение банковской тайны и коммерческой тайны банка
Файлы: 1 файл
Содержание
1 Банковская
информация. Правовой режим банковской
информации. Соотношение банковской тайны
и коммерческой тайны банка.
1.1 Банковская информация.
Правовой режим банковской информации
1.2 Соотношение банковской
тайны и коммерческой тайны банка
1. Банковская информация.
Правовой режим банковской информации.
Соотношение банковской тайны и коммерческой
тайны банка.
1.1Банковская информация.
Правовой режим банковской информации.
В общем виде банковскую информацию
можно определить как информацию, возникающую
в результате банковской деятельности.
Это, прежде всего сведения, характеризующие
сам банк, его финансовое положение, степень
надежности, выполнение требований законодательства
и т. п. Такую информацию можно почерпнуть
из устава банка, его лицензий, бухгалтерских
балансов, отчетов о прибыли и убытках
и других источников.
Кроме того, банковская информация
– это сведения о конкретных операциях
банка. Такая информация характеризует
не только банка, но и тех лиц, с которыми
банк вступает в правоотношения. Это сведения
о наличии счетов или вкладов и об операциях
по ним, об имуществе, находящемся на хранении
в банке и т. п. Анализируя эту информацию
можно многое узнать о клиентах банка
и их деятельности.
Информация о банке должна быть
максимально прозрачной. Здесь речь не
идет о раскрытии коммерческой тайны.
Прозрачным следует считать тот банк,
который своевременно представляет достоверную
информацию о своей деятельности, что
позволяет лицам, располагающим этой информацией,
дать адекватную оценку финансового состояния
банка и его операций, профилей риска и
практического управления рисками.
Недостаточная прозрачность
понижает доверие к банку, не позволяет
банковскому капиталу работать на полную
мощь и, как результат, снижает эффективность
банковской системы в целом. С другой стороны,
высокая информационная прозрачность
стимулирует конкуренцию и повышает качество
банковских услуг, позволяет сглаживать
кризисные явления.
Согласно ч.2 ст. 119 БК банк в
порядке, устанавливаемом НБ, публикует
в республиканских печатных СМИ, являющихся
официальными изданиями, отчетность о
своей деятельности, а годовой отчет –
после подтверждения его достоверности
аудиторской организацией (аудитором).
В п. 7 Инструкции о порядке раскрытия информации
банками и небанковскими кредитно-финансовыми
организациями уточняется по поводу годового
отчета, что банки обязаны публиковать
в официальных республиканских средствах
массово информации годовой отчет (бухгалтерский
баланс, отчет о прибыли и убытках, отчет
об изменениях в капитале, отчет о движении
денежных средств) по форме, установленной
Правилами составления и представления
годового отчета банками Республики Беларусь,
подтвержденный аудиторской организацией,
не позднее 25 апреля года, следующего за
отчетным. Указанный отчет, подтвержденный
аудиторской организацией, банки передают
в Национальный банк в электронном виде
не позднее 15 апреля года, следующего за
отчетным, для публикации в журнале «Банковский
вестник» и размещения на официальной
странице Национального банка в сети Интернет.
Также банки обязаны публиковать
квартальные отчеты (бухгалтерский баланс,
отчет о прибыли и убытках) в официальных
республиканских СМИ по состоянию на 1
апреля, 1 июля, 1 октября текущего года.
Квартальные отчеты банки передают в НБ
в электронном виде не позднее 25-го числа
месяца, следующего за отчетным кварталом,
для публикации в журнале «Банковский
вестник» и размещения на официальной
странице НБ в сети Интернет.
По требованию пользователей
информации банки должны безвозмездно
представлять следующую информацию:
копию решения о государственной
регистрации банка; местонахождения (юридический
адрес); режим работы банка; справочные
телефоны банка, его филиалов (отделений),
представительств, иных структурных подразделений;
фамилию, имя, отчество членов
органов управления банка; место их основной
работы;
фамилию, имя, отчество членов
исполнительного органа банка, главного
бухгалтера банка; порядок приема ими
посетителей;
сведения о лицензиях, выданных
НБ на осуществление банковских операций;
информация об отзыве, приостановлении,
а также восстановлении действия лицензий;
перечень осуществляемых банковских
операций и иных видов деятельности; информацию
о плате за осуществление данных операций
и видов деятельности;
последний годовой отчет по
форме, установленной НБ, подтвержденный
аудиторской организацией.
Сведения, перечисленный в п.п.
1-5 банки в обязательном порядке размещают
на наглядных информационных стендах
в помещениях, где осуществляют обслуживание
клиентов. Данные сведения обновляются
в срок не более 5 рабочих дней с момента
внесения изменений в соответствующие
документы.
Определенная категория информации
о банке раскрывается в случае письменного
запроса клиента:
- о нормативах ликвидности;
- нормативах достаточности
капитала;
- размере фактически созданного
и требуемого специального резерва для
покрытия возможных убытков по активам
банка, подверженных кредитному риску.
Сведения предоставляются банками
на 1-е число месяца, следующего за отчетным.
При распространении рекламы
о привлечении денежных средств банк обязан
раскрывать информацию о:
- размере процентов по каждому
рекламируемому виду вклада (депозита);
- гарантировании возврата привлекаемых
средств физических лиц, условиях, сроках
возврата, предельном размере средств,
подлежащих возврату.
При распространении рекламы
ценных бумаг банк обязан раскрывать информацию
о рекламируемых ценных бумагах, указывая
размеры доходности, дату и номер регистрации
выпусков, регистрирующие органы, место
ознакомления с условиями выпуска ценных
бумаг.
2. Соотношении банковской
тайны и коммерческой тайны банка
В юридической литературе
нет единого мнения по вопросу о соотношении
банковской тайны и коммерческой тайны
банка. Является ли первая особым случаем
второй, либо это самостоятельные правовые
институты? При этом преобладает точка
зрения, в соответствии с которой банковскую
тайну относят к особой, или специфической,
разновидности коммерческой тайны.
Вместе с тем ряд авторов обоснованно
не разделяют такого подхода. С этой позицией
стоит согласиться. С. Сарбаш, рассматривая
проблему соотношения банковской и коммерческой
тайны, приходит к выводу о том, что «нормы
о банковской тайне скорее дополняют правовой
режим коммерческой и служебной тайны,
нежели поглощаются последними».
Некоторые принципиальные отличия между
понятиями «банковская тайна» и «коммерческая
тайна» отмечают авторы учебника «Банковское
право Российской Федерации. Общая часть».
Но наиболее последовательной представляется
позиция О. М. Олейник, которая на основе
сравнительного анализа институтов банковской
и коммерческой тайны приходит к выводу
о том, что банковская тайна представляет
собой особый правовой режим, не сводимый
ни к одному ранее известному правовому
режиму информации.
Сравнительный анализ гражданско-правовых
норм, регулирующих режимы указанных видов
конфиденциальной информации, позволяет
сделать вывод об ошибочности определения
банковской тайны как вида коммерческой.
|
|
|
|
|
|
Правовой режим служебной и
коммерческой тайны регулируется ст. 139ГК
РФ. Информация составляет служебную или
коммерческую тайну в случае, когда она
имеет действительную или потенциальную
коммерческую ценность в силу неизвестности
ее третьим лицам, к ней нет свободного
доступа на законном основании, и обладатель
информации принимает меры к охране ее
конфиденциальности. Из этого определения
усматривается вывод: законодатель предоставляет
обладателю информации право самому определять
круг сведений, составляющих коммерческую
тайну. Необходимость соблюдения коммерческой
тайны может вытекать и из закона. Так,
согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона «О
бухгалтерском учете» коммерческой тайной
является содержание регистров бухгалтерского
учета и внутренней бухгалтерской отчетности.
При этом установлены следующие ограничения:
во-первых, такая информация должна отвечать
изложенным выше требованиям; во-вторых,
сведения, которые не могут составлять
служебную или коммерческую тайну, определяются
законом и иными правовыми актами.
Информация, которая составляет
коммерческую тайну, закрепляется предприятиями,
учреждениями и организациями, в том числе
кредитными организациями, в локальных
нормативных актах, а обязанность ее соблюдения
возлагается на работников в трудовых
договорах (контрактах) и на контрагентов
в гражданско-правовых договорах. Ответственность за
нарушение коммерческой тайны может наступить
только при ее надлежащем правовом оформлении.
Такая ответственность установлена
п. 2 ст. 139 ГК РФ. Она заключается в обязанности
возместить причиненные разглашением
коммерческой тайны убытки и возлагается
на лиц, незаконными методами получивших
такую информацию, на работников, разгласивших
коммерческую тайну вопреки трудовому
договору (контракту), и на контрагентов,
сделавших это вопреки гражданско-правовому
договору.
Напротив, как уже отмечалось,
законом закреплен исчерпывающий круг
сведений, составляющих банковскую тайну
(п. 1 ст. 857 ПС РФ), и установлена ответственность
банка за разглашение таких сведений (п.
3 ст. 857 ГК РФ), которая наступает независимо
от правового оформления обязанности
ее соблюдения.
Таким образом, разграничение
законодателем режимов банковской и коммерческой
тайны вполне логично, ибо каждый из них
защищает различный объект информации:
режимом банковской тайны охраняется
конфиденциальная информация, затрагивающая
интересы клиентов банка, тогда как коммерческая
тайна, прежде всего, защищает интересы
самого банка.
В плане соотношения указанных
видов конфиденциальной информации точнее
было бы вести речь о банковской и коммерческой
тайне как относительно самостоятельных
разновидностях конфиденциальной информации,
то есть документированной информации,
доступ к которой ограничивается в соответствии
с законодательством (ст. 2 Федерального
закона «Об информации, информатизации
и защите информации»).
Вместе с тем указанное выше
не исключает возможности включения кредитной
организацией как сведений, составляющих
банковскую тайну, так и сведений, составляющих
коммерческую тайну, в состав конфиденциальной
информации, перечень которой закрепляется
в локальном нормативном акте.
Банковские правила используют
и другую терминологию в определении режима
конфиденциальной информации. Так, Указанием
Банка России от 7 июля 1999 года № 603-У регулируется
режим служебной информации, которая определяется
как любая информация, имеющаяся в распоряжении
кредитной организации, не являющаяся
общедоступной и содержащая сведения
об эмитенте и выпущенных им эмиссионных
ценных бумагах, об операциях (сделках)
кредитной организации и ее клиентов на
финансовых рынках, которая ставит сотрудников
кредитной организации, обладающих такой
информацией в силу своего служебного
положения или трудовых обязанностей,
в преимущественное положение по сравнению
с другими субъектами финансового рынка.
Сотрудники кредитной организации подписывают
обязательство о неразглашении конфиденциальной
информации.
Информация о работе Банковская информация. Правовой режим банковской информации