Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 09:25, контрольная работа
Управление денежно-кредитной системой Российской Федерации Банк России осуществляет двумя способами: во-первых, с помощью властных предписаний, во-вторых, экономическими методами, т.е. путем совершения различных сделок с коммерческими банками, другими организациями.
Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинено решению одной и той же задачи - управлению кредитной системой.
Административные функции Банка России можно условно разделить на: организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков. В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т. е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.
1. Банковская система России. Ее история……………………………………3
2. Правовой статус ЦБР, его взаимоотношения с Правительством РФ и крупными организациями……………………………………………………6
3. Порядок регистрации кредитных организаций, лицензирование и виды лицензий в РФ……………………………………………………………….15
4. Ответственность кредитных организаций за нарушение банковского законодательства…………………………………………………………….26
5. Надзор ЦБР за банками, порядок отзыва лицензии у банков и их ликвидация……………………………………………………………………32
Список используемой литературы…………………………………………..…40
Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии,непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Кредитные организации могут открывать обособленные подразделения (представительства, филиалы), а также внутренние структурные подразделения вне места нахождения головного офиса с момента уведомления Банка России. За открытие филиалов кредитных организаций взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1000-кратного минимального размера оплаты труда.
Регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка имеет свои особенности. Они должны дополнительно представить в Банк России такие документы, как:
Иностранные физические лица представляют подтверждение первоклассным (согласно международной практике) иностранным банком платежеспособности этого лица.
Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе страны устанавливается федеральным законом по предложению Правительства Российской Федерации, согласованному с Банком России.
Законодательством предусмотрены основания для отзыва лицензии Банком России у кредитной организации на осуществление банковских операций. К ним относятся:
Только в перечисленных случаях Банк России может отозвать лицензию. Сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в «Вестнике Банка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.
С момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций:
1) срок исполнения обязательств кредитной организации считается наступившим. Обязательства кредитной организации в иностранной валюте учитываются в рублях по курсу Банка России, действовавшему на дату отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
2) прекращается начисление процентов, а также неустоек(штрафов, пени) и иных финансовых (экономических) санкций по обязательствам кредитной организации;
3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам,алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
4) до момента создания ликвидационной комиссии(ликвидатора) или назначения арбитражным судом конкурсного управляющего запрещается заключение сделок кредитной организации и исполнение обязательств по сделкам кредитной организации, за исключением сделок, связанных с текущими коммунальными и эксплуатационными платежами кредитной организации, а также с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), в пределах сметы расходов, согласуемой с Банком России либо с уполномоченным представителем Банка России в случае его назначения.20
банковского законодательства.
Согласно ст. 74 Закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний, непредставления информации, представления недостоверной информации он имеет право:
•требовать устранения выявленных нарушений;
•взыскать штраф в размере до 1/10% от размера минимального уставного капитала;
•ограничить проведение отдельных
операций на срок до 6 месяцев.
В случае
невыполнения в установленный Банком
России срок предписаний об устранении
нарушений, а также в случае, если эти нарушения
или совершаемые кредитной организацией
операции создали реальную угрозу интересам
кредиторов (вкладчиков), банк вправе:
•взыскать штраф до 1% от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала;
•потребовать реализации мероприятий по финансовому оздоровлению, замены руководителей или реорганизации кредитной организации;
•изменить для кредитной организации
обязательные нормативы на срок до 6 месяцев;
•ввести запрет на осуществление
отдельных банковских операций, предусмотренных
выданной лицензией, на срок до 1 года,
а также на открытие филиалов на срок до
1 года;
•назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев. 21
Отзыв лицензии. В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» возможен отзыв лицензии на осуществление банковских операций. Порядок инициирования отзыва установлен указанием ЦБ РФ «О порядке отзыва у кредитной организаций лицензии на осуществление банковских операций при установлении существенной недостоверности отчетных данных» от 25 июля 2003г. №1311#x2011;У.
Отзыв лицензии предусмотрен именно в случаях установления фактов существенной недостоверности отчетных данных деятельности кредитной организации. А это значит, что выявленные факты недостоверности отчетности позволяют утверждать, что кредитная организация:
•не выполняет значения обязательных нормативов и требования ЦБ РФ по формированию резервов;
•допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами;
•не исполняет своевременно
и в полном объеме свои денежные обязательства
перед кредиторами (вкладчиками) или обязанности
по уплате обязательных платежей.
В соответствии с
Законом «О банках и банковской деятельности» отзыв лицензии на осуществление
банковских операций предусмотрен в случаях:
•установления недостоверности
сведений, на основании которых выдана
лицензия;
•задержки осуществления банковских
операций более чем на 1 год со дня выдачи
лицензии;
•задержки более чем на 15 дней
представления ежемесячной отчетности,
установления фактов существенной недостоверности
отчетных данных;
•установления факта осуществления
банковских операций, не предусмотренных
лицензией;
•неисполнения требований федеральных
законов, а также нормативных актов Банка
России;
•неоднократного в течение года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов при наличии денежных средств на их счете (во вкладе). 22
Банк России также обязан отозвать
у кредитной организации лицензию на осуществление
банковских операций в следующих эпизодах:
•если достаточность капитала
кредитной организации становится ниже
2%;
•если размер собственных средств
кредитной организации ниже минимального
значения уставного капитала, установленного
Банком России на дату ее регистрации;
•неисполнение кредитной организацией
в установленный срок требования Банка
России о приведении в соответствие величины
уставного капитала и размера собственных
средств;
•неспособность кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по обязательствам в течение одного месяца с наступления даты их исполнения, если требования в совокупности составляют не менее 1000#x2011;кратного размера МРОТ. 23
Ответственность в налоговой
сфере. Положения Налогового кодекса кардинально
изменили ответственность банков за нарушение
законодательства в налоговой сфере. В
соответствии со ст. 132–136 НК определение
штрафных санкций по видам нарушений дано
в табл. 9.1. Таблица 9.1
Применение штрафных санкций при налоговых
нарушениях со стороны банков 24
Административная ответственность.
С 1 июля 2002г. в соответствии с Кодексом
об административных правонарушениях
установлена административная ответственность
банков. С них взимаются административные
штрафы в следующих размерах:
•от 10 до 20 МРОТ – за открытие
счета при отсутствии свидетельства о
постановке на налоговый учет (ст. 15.7 КоАП);
•от 20 до 30 МРОТ – за открытие
счета при наличии решения налогового
органа о приостановлении операций по
счетам (ст. 15.7 КоАП);
•от 40 до 50 МРОТ – за нарушение
срока исполнения поручения налогоплательщика
или налогового агента о перечислении
налога или сбора (ст. 15.8 КоАП);
•от 20 до 30 МРОТ – за неисполнение
банком решения о приостановлении операций
по счетам налогоплательщика (налогового
агента) (ст. 15.9 КоАП);
•от 40 до 50 МРОТ – за неправомерное
неисполнение банком в установленный
срок решения налогового органа о взыскании
налога и сбора, а также пеней (ст. 15.8 КоАП);
•от 3 до 5 МРОТ – за непредоставление
банками по мотивированному запросу налогового
органа справок по операциям и счетам
организаций и индивидуальных предпринимателей
в установленный срок (ст. 19.7 КоАП). 25
Уголовная ответственность.
Она предусмотрена Уголовным кодексом
за незаконную банковскую деятельность
(ст. 172 УК). Так, осуществление банковских
операций без регистрации или лицензии,
если это причинило крупный ущерб гражданам,
организациям или государству либо сопряжено
с извлечением дохода в крупном размере,–
наказывается штрафом в размере от 100 до
300тыс. руб.; возможно и максимальное наказание
– лишение свободы на срок до 4 лет.
Банкротство кредитных организаций. В соответствии со ст. 61 и 65 ГК РФ ликвидация юридического лица, являющегося коммерческой организацией, может быть осуществлена вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г. №127#x2011;ФЗ (ред. от 31.12.2004г.) устанавливает основания для признания должника банкротом, регулирует все отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.