Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:09, контрольная работа
В любом государстве распределение и перераспределение валового общественного совокупного продукта и национального дохода происходит в денежной форме.
Понятие «финансы» происходит - совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования.
Финансовое право - это система юридических норм устанавливающая определенный порядок в государстве, а наука финансового права - это система знаний в области финансового права. Нормы финансового права появились давно.
Введение………………………………………………..…………………………3
1. Банковская система Российской Федерации: понятие, структура, функции, значение для развития экономики………………………………………………4
2. Формы межбюджетных отношений…………………………………………10
Заключение……………………………………………..………………………..18
Задача…….………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………..21
Содержание
Введение………………………………………………..……
1. Банковская система Российской Федерации: понятие, структура, функции, значение для развития экономики………………………………………………4
2. Формы межбюджетных отношений…………………………………………10
Заключение……………………………………………..…
Задача…….………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..21
Введение
В любом государстве распределение и перераспределение валового общественного совокупного продукта и национального дохода происходит в денежной форме.
Понятие «финансы» происходит - совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования.
Финансовое право - это система юридических норм устанавливающая определенный порядок в государстве, а наука финансового права - это система знаний в области финансового права. Нормы финансового права появились давно.
Они встречаются в законах Хамураппи, " Русской правде", Великой Хартии вольностей (В 1215 г. следующим образом сформулировали одну из фундаментальных норм: ни деньги, ни пособия не должны взиматься иначе как по общему совету королевства).
Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
С момента зарождения рыночных отношений возникла потребность экономических агентов в ссудном капитале. Его движение осуществляется от субъектов, имеющих свободные денежные средства, к нуждающимся субъектам. Подобное движение ссудных средств, осуществляемое на условиях срочности, возвратности и платности, называется кредитом.
Исторически первой формой кредита стал коммерческий кредит - кредит, предоставляемый предприятиями и другими хозяйствующими субъектами друг другу. По сути, он представляет собой отсрочку платежа за поставляемые товары или услуги, обычно оформляется посредством выдачи векселя. Эта практика позволяет ускоренно реализовывать продукцию и повышать скорость оборота капитала. Вместе с тем, коммерческий кредит естественно ограничен размерами излишка капитала предприятия-кредитора и зависим от обратного притока капитала, что привело к выделению банковского кредита.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Кредитование - важнейшая функция банка, отличная от коммерческого кредита. Так, банковский кредит не требует, чтобы заемщик являлся предпринимателем, а его движение не обязательно связано с движением промышленного капитала.
Постепенно происходил переход от слабо связанных банков к сложной многоярусной системе кредитно-денежных учреждений - банковской системе. Это понятие можно рассматривать на нескольких уровнях, придавая ему различные оттенки. В западной практике под термином обычно понимается совокупность банков и банковских институтов, выполняющих функции кредитования и приема вкладов, тогда как многие российские специалисты относят к ней также организации, не вовлеченные непосредственно в кредитные операции, но опосредующие их. Наиболее строгое определение, формально закрепляющее понятие банковской системы РФ, содержится в ФЗ «О банках и банковской деятельности»: «Банковская система РФ включает Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков». Приведенные выше факты доказывают, что банковская система складывается исторически и закрепляется законодательно.
Признаки характеризующие банковскую систему:
1. Банковская система
прежде всего не является
К примеру, на рынке функционируют торговая система, система транспорта и связи, исполнительной и законодательной власти, правоохранительных органов и т.п. Каждая из данных и других систем имеет свое особое назначение. Они соприкасаются друг с другом, но имеют разные задачи. В банковскую систему нельзя включать производственные, сельскохозяйственные единицы, занятые другим родом деятельности.
2. Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними.
Очевидно, что банковская система является составным элементом систем более высокого порядка - финансовой и экономической. МВФ же выделяет три базовых признака, отличающих банковскую систему от прочих аналогичных:
денежные обязательства
сектора оказывают
банковская статистика является важнейшим источником сведений при проведении экономического анализа и проведении политики;
банковская система часто является крупнейшим центром концентрации финансовых активов и обязательств, особенно в развивающихся государствах.
Сущность и своеобразие банковской системы выражается через ряд положений: институциональное единство, подчиненность ее целей общенациональным целям экономического развития и неразрывную связь с макросредой. Банковская система динамична, она обладает способностями к самоорганизации под воздействием внешних факторов. Банковской системе свойственна управляемость в известных пределах правовыми и административными мерами. Не следует упускать из внимания уникальность любой национальной банковской системы, что заведомо ограничивает возможности применения позитивного зарубежного опыта при ее модернизации.
Говоря о функциях банковской системы, следует отметить, что различные ее уровни выполняют различные функции, не тождественные функциям всей системы. Используя системный подход, можно выделить следующие функции банковской системы:
перераспределительная;
регулирующая;
информационно-аналитическая.
В рамках первой функции банки выступают в роли посредников между временно свободными денежными средствами и нуждающимися в них с целью развития экономики. Предполагается, что перелив средств осуществляется на основе рыночных законов. При этом система перераспределяет не только капиталы, но и сопутствующие риски.
Регулирующая функция не является исключительной прерогативой банковской системы, однако ее вклад значителен. Банковская система обеспечивает стабильность и бесперебойность денежного оборота, предоставление необходимого денежного ресурса различным секторам экономики.
Производной от приведенных выше функций является информационно-аналитическая. Ее суть - выявление на основе анализа процессов банковской системы общих тенденций развития общественной жизни и построение на основе полученных данных эффективной регулирующей политики.
Обобщая рассмотренные положения, можно сделать вывод о конечных теоретических целях функционирования банковской системы и ее роли в жизни общества. Итак, банковская система призвана:
обеспечивать совокупный общественный стоимостный оборот;
осуществлять непрерывность производства и расширять его;
регулировать процессы в сфере обращения и производства;
обеспечивать предсказуемость и сбалансированность общественно- экономического развития.
Данные функции являются определяющими для экономической системы в целом, что подтверждает роль банковской системы как важнейшего регулятора социально-экономических процессов.
В структурном плане в банковскую систему следует включать все те экономические организации, которые регулярно выполняют либо все или большинство, либо хотя бы отдельные банковские операции/сделки, т.е. банки (центральный и коммерческие) и фактические небанковские кредитные организации (не только те, что зарегистрированы в ЦБ), а в качестве ее условного элемента инфраструктурного характера - вспомогательные организации (специализированные организации, которые сами банковских операций не проводят, но обеспечивают деятельность банков и иных кредитных организаций: «торговые площадки», фирмы по аудиту банков, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и материалами, информацией, специалистами и т.д.).
Много недоразумений обычно вызывает вопрос об уровнях банковской системы. Автор учебника «Банковское дело: управление и технологии» А.М.Тавасиев утверждает, что развитая банковская система как элемент рыночной экономики должна и может быть только двухуровневой.
Однако автор другого учебника «Банки и банковское дело» И.Т.Балабанов считает, что в странах с развитой рыночной экономикой банковская система сложнее и организационно более многообразно и состоит из трех звеньев.
Двухуровневая банковская система - организация финансов в стране, когда кредитные учреждения разделены на две группы. К первой относится центральный банк, осуществляющий расчеты только между кредитными организациями. Он же занимается эмиссией денег и регулированием финансовой сферы. Во второй группе - все остальные кредитные организации, обслуживающие конечных клиентов. Ключевым моментом двухуровневой банковской системы является независимость главной структуры - центрального банка. Т. е. он не подчиняется в своей текущей деятельности ни исполнительной, ни законодательной власти. Парламенты могут влиять на деятельность банковской системы только путем принятия законов. На сегодняшний день банковская система абсолютного большинства развитых стран двухуровневая.
Двухуровневая банковская система принята и в России. Ее приход на смену системе Госбанка СССР привел к законодательному запрету на непосредственное кредитование правительства, что положительно сказалось на уровне инфляции в стране. Функцию главного финансового института выполняет Банк России, отвечающий за эмиссию и регулирование банковской сферы. При этом он не занимается расчетно-кассовым обслуживанием юридических и физических лиц - эта задача возложена на коммерческие банки. Из этого правила существуют три законодательно закрепленных исключения: во-первых, ЦБ является расчетным банком для органов государственной власти, бюджетных организаций и внебюджетных фондов. Во-вторых, он может осуществлять расчеты в тех регионах, где нет иных кредитных организаций. В-третьих, существует система полевых подразделений ЦБ - для военных.
Второй уровень банковской системы в России - это коммерческие банки, которых в общей сложности на конец 2011 года насчитывается более 900. Именно они предоставляют банковские услуги юридическим и физическим лицам.
Трёхуровневая банковская система. По типу взаимосвязей данная система схожа с двухуровневой, то есть предполагает существование вертикальной и горизонтальных связей. На первом уровне находятся центральные банки, на втором банки (коммерческие, сберегательные, инвестиционные, ипотечные, отраслевые и др.). Кроме того, в данную систему включаются также кредитные институты небанковского типа (например, страховые компании, пенсионные и благотворительные фонды и др.). Банковские системы, построенные на принципах функционирования данной модели, существуют в Японии, Франции, Великобритании, Китае и других странах.
2. Формы межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения - совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.
Статья 6 БК РФ определяет межбюджетные отношения как «взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса». Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.
Цель межбюджетных отношений - создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.