Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:23, реферат
Неплатежеспособность, кризис экономики и легального бизнеса,
существование предприятий-невидимок, числящихся в реестре, но давно
уже не имеющих ни руководства, ни работников, задолженность по
зарплате, пробелы в законодательстве - породили теневое решение
проблемы "освобождения от непомерных долгов" и ситуацию банкротства
практически всех предприятий-производителей
Введение
Основные недостатки
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) .
Банкротство и уголовная ответственность.
Возбуждение производства по делу о несостоятельности.
Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству.
Процедуры, применяемые по отношению к должнику.
Наблюдения.
Внешнее управление.
Конкурсное производство.
Мировое соглашение.
Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических
лиц.
Банкротство градообразующих организаций.
Банкротство сельскохозяйственных организаций.
Банкротство кредитных организаций.
Банкротство граждан.
Особенности банкротства ликвидируемого должника.
Банкротство отсутствующего должника.
Примеры из арбитражной практики.
Заключение
Литература.
мировою соглашения, которое становится предметом свободного
волеизъявления сторон. Единственное условие утверждения
арбитражным судом мирового соглашения - погашение должником
задолженности перед кредиторами первой и второй очереди: по
требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность
за причинение вреда жизни или здоровью; по расчетам по выплате
выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому
договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.
Утверждение арбитражным судом мирового соглашения влечет
прекращение производства по делу о банкротстве. Если мировое
соглашение заключается на стадии конкурсного производства, принятое
арбитражным судом решение о признании должника банкротом и
открытии конкурсного производства не подлежит исполнению [14, с. 43].
7. Особенности банкротства отдельных категорий должников -
юридических лиц.
Одним из основных недостатков ранее действовавшего
законодательства о
всем категориям должников при применении к ним процедур банкротства.
Закон не делал никаких различий между юридическим лицом и
индивидуальным
единственным в населенном пункте) предприятием и посреднической
организацией, не обладавшей собственным имуществом; торговым
предприятием и крестьянским (фермерским) хозяйством; промышленным
предприятием и кредитной организацией. Одинаковыми были и признаки
банкротства таких должников, и применяемые к ним процедуры, и порядок
рассмотрения дел арбитражными судами.
Новый Федеральный закон в полной мере учитывает специфику
отдельных категорий должников и предусматривает связанные с этим
особенности применения к ним процедур банкротства. Речь идет о таких
категориях должников, как должники - юридические лица:
градообразующие, сельскохозяйственные, страховые организации, банки и
иные кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных
бумаг, а также должники-граждане, включая индивидуальных
предпринимателей и
особенности банкротства некоторых категорий должников [14, с. 44].
7.1. Банкротство градообразующих организаций.
Под градообразующими организациями в Законе понимаются
юридические лица, численность работников которых с учетом членов их
семей составляет не менее половины численности населения
соответствующего населенного пункта (ст. 132) .
Определяя особенности банкротства градообразующих организаций.
Закон учитывает возможные социальные последствия их ликвидации.
Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в
деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего
органа местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным
судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы
исполнительной власти и органы исполнительной власти
соответствующего субъекта Российской Федерации.
По ходатайству названных органов арбитражный суд сможет ввести
внешнее управление в отношении должника градообразующей
организации даже в том случае, когда собрание кредиторов проголосует
за признание должника банкротом и открытие конкурсного производства.
Но тогда соответствующие органы должны будут дать поручительство по
обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести
субсидиарную ответственность перед его кредиторами [14, с. 44].
Кроме того, по ходатайству
названных органов внешнее
может быть продлено арбитражным судом на срок не более года. Таким
образом, общая продолжительность внешнего управления, а стало быть,
и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов
может составить два с половиной года. В этот период соответствующими
органами может быть осуществлено финансовое оздоровление
градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность,
трудоустройства работников, создания новых рабочих мест. В
исключительных случаях срок внешнего управления может быть продлен
на срок до 10 лет при условии, что должник и его поручитель приступят к
расчетам с кредиторами к. позже чем через два с половиной года после
введения внешнего управления (ст. 135) .
Российская Федерация, субъект РФ либо муниципальное образование в
лице их уполномоченных органов могут в любое время до окончания
внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить
иным способом требования кредиторов по денежным обязательствам или
обязательным платежам.
В процессе внешнего управления должником – градообразующей
организацией может быть осуществлена продажа предприятия как
единого имущественного комплекса, что позволит получить средства,
необходимые для расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации
должника, а также сохранить рабочие места. Причем при наличии
ходатайства государственного органа либо органа местного
самоуправления продажа
предприятия будет
обязательными условиями которого станут сохранение рабочих мест для
не менее чем семидесяти процентов работников предприятия, а также
обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности
предприятия произвести переобучение
или трудоустройство
Да и в случае признания
градообразующей организации
конкурсный управляющий для первых торгов должен будет предложить к
продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только
если на таких торгах не найдется покупатель, конкурсный управляющий
получит возможность продавать отдельные активы предприятия [14, с.
45].
Положения о банкротстве
градообразующей организации
применяться также и к иным организациям, численность работников
которых превышает пять тысяч человек.
7.2. Банкротство
Банкротство сельскохозяйственных
организации имеет
особенности, продиктованные, во-первых, особым характером их
деятельности, которая, как правило, связана с использованием
земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного
назначения) и, во-вторых, с сезонным характером их работы. Согласно
Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве) "
сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица,
основным видов деятельности которых является выращивание
(производство, производство
и переработка)
продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет
не менее пятидесяти процентов общей суммы выручки (ст. 139) .
Суть первого специального правила, регулирующего банкротство
сельскохозяйственной
объектов недвижимости обанкротившейся организации
преимущественным правом их приобретения наделаются иные
сельскохозяйственные
хозяйства. Отчуждение земельных участков может осуществляться в той
мере, в какой их участие
в обороте допускается
законодательством [14, с. 45].
Второе специальное правило состоит в увеличении срока внешнего
управления
характера ее работы я необходимости дождаться окончания
соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Принимая во
внимание также возможные сроки реализации выращенной
(произведенной) продукции, законодатель счел возможным увеличить
срок внешнего управления до 1 года и 9 месяцев. Кроме того, если в
период внешнего управления
имели место стихийные
эпизоотии и т.п., срок внешнего управления сельскохозяйственной
организацией - должником может быть увеличен арбитражным судом еще
на один год. Таким образом, максимальный срок внешнего управления
может составить до 2 лет и 9 месяцев.
В остальном процедуры несостоятельности (банкротства)
сельскохозяйственных
правилам.
7.3. Банкротство кредитных организаций.
Процедуры банкротства банков и иных кредитных организаций будут
осуществляться в соответствии
со специальным федеральным
"О несостоятельности
и банкротстве кредитных
Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) " применяются
субсидиарно при отсутствии специальных правил.
Нельзя не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным
судом дела о банкротстве обычного должника и банка. Определение
арбитражного суда о принятии к производству заявления о банкротстве
банка нередко служит детонатором панических настроении среди
кредиторов и провоцирует их на возврат денежных средств, находящихся
на счетах и во вкладах в указанном банке. Теряя денежные средства
клиентов, банк вместе с ними теряет и свою платежеспособность.
В то же время ранее действовавшее законодательство не содержало
никаких норм, ограничивающих круг кредиторов, способных инициировать
судебное дело о банкротстве банков, либо затрудняющих предъявление
таких требований по сравнению с заявлением о банкротстве обычных
должников [14, с. 46].
Один из способов решения этой проблемы – исключение из числа
кредиторов, предъявляющих
заявления о банкротстве
вкладчиков путем
банковских вкладов.
Другой путь, намеченный в проекте федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", – введение
специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о
банкротстве в арбитражном суде.
Речь идет о том, чтобы допустить возбуждение дела о
несостоятельности (банкротстве) банка в арбитражном суде лишь после
соблюдения кредитором обязательной детально регламентированной
процедуры рассмотрения Центральным банком заявления кредитора об
отзыве лицензии соответствующего коммерческого банка. Таким образом,
финансовое состояние банка-должника будет определяться
Центральным банком с учетом всего комплекса показателей,
характеризующих его платежеспособность. При отсутствии признаков
несостоятельности Центральный банк откажет в отзыве лицензии. Тем
самым исключается возможность возбуждения дела о банкротстве, а
кредитор будет вынужден ограничиться обычным иском, вытекающим из
гражданско-правового
Центральному банку
оздоровлению
администрации либо предложить его учредителям (участникам)
реорганизовать этот банк путем его присоединения к другому банку,
устойчивому и стабильному в имущественном обороте. И только после
принятия таких мер должно состояться возбуждение арбитражным судом
дела о банкротстве неплатежеспособного банка.
Названные вопросы решены в проекте федерального закона "О
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" с учетом всех
особенностей, присущих этой категории должников [14, с. 46].
7.4. Банкротство граждан.
Банкротство гражданина, не являющегося предпринимателем,
представляет собой новый
для российского
Как отмечалось, в большинстве правовых систем действуют нормы,
регулирующие
российский закон
гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, никак не
регламентируя особенности такого банкротства. А между тем институт
банкротства гражданина рассматривается в развитых правовых системах
как один из наиболее эффективных способов защиты граждан, попавших
волею обстоятельств в тяжелое материальное положение, который
позволяет в один момент очиститься от бремени долгов и начать все
сначала. В положении должника с непосильным бременем обязательств
может оказаться не только индивидуальный предприниматель, но и
всякий гражданин, взявший займ у банка, купивший недвижимость или
иной дорогостоящий товар в кредит и т.п. Именно поэтому в
федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) " специальная
глава регламентирует особенности банкротства гражданина [14, с. 46].
Основанием для признания гражданина банкротом признается
неспособность исполнить денежные обязательства или уплатить налоги
и иные обязательные платежи в связи с тем, что сумма имеющихся долгов
превышает стоимость имущества гражданина. Дело о банкротстве
гражданина будет возбуждаться арбитражным судом по заявлению как