Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:37, лекция
К предмету бюджетного права относятся отношения, связанные с бюджетной системой государства. Следует отметить, что равнозначные по своему содержанию бюджетно-правовые институты по- разному называются в Бюджетном кодексе и законе о бюджетной системе. Речь идет о бюджетном устройстве и бюджетной системе. С 2009 года нецелесообразно в литературе оперировать понятием бюджетное устройство, в силу того, что Бюджетный кодекс не использует это понятие.
Тема8. Бюджетная система.
1. Понятие и структура бюджетной системы.
2. Принципы бюджетной системы.
3. Бюджетная классификация.
1. Понятие и структура бюджетной системы.
К предмету бюджетного права
относятся отношения,
Согласно Бюджетному кодексу под бюджетной системой Республики Беларусь понимается регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов, основанным на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь.
Бюджетная система – сложная система в силу того, что местные бюджеты представляют собой определенную подсистему обусловленную выделением в государственном устройстве областей, городов, районов, сельских и поселковых населенных пунктов.
Бюджетная система регулируется на уровне общего и специального законодательства.
К общему:
- Конституция республики, установившая действующее в настоящее время административно - территориальное деление республики.
К специальному:
- Бюджетный кодекс,
- нормативные правовые акты, принимаемые
органами представительной и
исполнительной власти всех
Как уже отмечалось, местные бюджеты – это собирательное понятие, для целей бюджетного планирования и регулирования они делятся на три группы.
1. Бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения). Кстати, это самое значительное звено бюджетной системы, в него входит 1438 бюджетов.
2. Бюджеты базового уровня (районные
и городские (городов
3. Бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г.Минска). Всего в республике более 1700 бюджетов. Для сравнения в Российской Федерации порядка 30 тысяч бюджетов. Все перечисленные бюджеты по своему правовому оформлению идентичны, после их утверждения они становятся обязательными для исполнения всеми участниками бюджетных правоотношений.
Однако в бюджетную систему входят еще и консолидированные бюджеты. Они составляются для определения общего объема размеров доходов и расходов по всей бюджетной системе и в разрезе территорий. Согласно БК, консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Таким образом: консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и г.т Минска. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения и областного бюджета.
Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районного бюджета. Бюджетный кодекс вводит и новеллу, которая выходит за рамки правового регулирования бюджетных отношений. Речь идет о консолидированном бюджете сектора государственного управления, которой согласно п.6 ст.7 БК, состоит из консолидированного бюджета Республики Беларусь, бюджетов государственных внебюджетных фондов, средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций. Возможно, что если последний из перечисленных видов консолидированных бюджетов станет предметом гласности, можно будет судить об уровне коммерциализации отечественного здравоохранения и образования.
2. Принципы бюджетной системы.
Любая система в природе и обществе характеризуется не только входящими в нее элементами (звеньями), но и цементирующими ее основами. Применительно к бюджетной системе принято говорить, что таким цементирующим началом являются принципы. Бюджетный кодекс указывает на 10 таких принципов по сравнению с пятью, содержащимися в Законе о бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах, что является свидетельством более высокого качества бюджетного нормотворчества и определенной преемственности.
1. принцип единства, Он означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единым порядком исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.
2. принцип полноты, отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.
3. принцип сбалансированности, бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
4. принцип гласности, означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).
5. принцип самостоятельности, бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
6. принцип эффективности, использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
7. принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением: расходов государственных целевых бюджетных фондов; целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь; государственных займов; добровольных взносов; средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий; средств бюджета в соответствии с международными договорами Республики Беларусь; средств бюджета за пределами территории Республики Беларусь; иных случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и (или) законами.
8. Принцип достоверности бюджетов означает,
что бюджеты формируются на основе обоснованных
прогнозных макроэкономических показателей
социально-экономического развития Республики
Беларусь, соответствующей административно-
9. Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.
10. Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.
3. Бюджетная классификация.
Среди слагаемых, обеспечивающих реализацию принципа единства бюджетной системы Республики Беларусь, указывается бюджетная классификация. Это исключительно важная бюджетно-правовая категория. Об этом, в частности, говорит тот факт, что в 1998 году в республике принят Закон « О бюджетной классификации Республики Беларусь».
Бюджетная классификация - систематизированная
группировка доходов и расходов
бюджета, источников финансирования дефицита
бюджета, видов государственного долга
Республики Беларусь, обеспечивающая
республиканскую и
Бюджетная классификация
Бюджетная классификация Республики Беларусь имеет сложную внутреннюю структуру:
- классификацию доходов бюджета;
- функциональную классификацию расходов бюджета;
-программную классификацию
- экономическую классификацию расходов бюджета;
-ведомственную классификацию
-классификацию финансирования дефицита бюджета;
-классификацию видов
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что бюджетная классификация Республики Беларусь в части классификации доходов бюджета, функциональной классификации расходов бюджета, программной классификации расходов бюджета, экономической классификации расходов бюджета, классификации финансирования дефицита бюджета и классификации видов государственного долга Республики Беларусь является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Классификация доходов бюджета является группировкой доходов бюджета, которая основывается на нормативных правовых актах Республики Беларусь, определяющих источники их формирования. Доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на группы.
Группы доходов состоят из подгрупп, которые подразделяются на виды:
- разделы
- подразделы.
Функциональная
классификация расходов
Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются разделы.
Вторым уровнем подразделы, конкретизирующие направление средств бюджета на выполнение функций государства в пределах разделов. Министерство финансов может производить детализацию расходов бюджета в пределах подразделов, не нарушая общих принципов построения и единства функциональной классификации расходов бюджета. Программная классификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджета по бюджетным программам и подпрограммам.
Министерство
финансов может производить детализацию
расходов бюджета в пределах подпрограмм,
не нарушая общих принципов
Классификация
доходов бюджета, функциональная классификация
расходов бюджета в пределах подразделов,
программная классификация
Ведомственная
классификация расходов бюджетов областного
уровня утверждается соответствующими
местными исполнительными и
Ведомственная классификация расходов бюджетов базового и первичного уровней утверждается соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с вышестоящими исполнительными и распорядительными органами (либо по их поручению по согласованию с местными финансовыми органами вышестоящих исполнительных и распорядительных органов).
Функциональная классификация расходов бюджета по разделам и подразделам является составной частью Бюджетного кодекса в виде приложения к нему.
Указанное приложение состоит из следующих разделов:
-общегосударственная деятельность;
-национальная оборона; судебная власть;
-правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
-национальная экономика;
-охрана окружающей среды;