Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:39, реферат
Субъекты данных правоотношений - это носители бюджетных прав и обязанностей в области бюджета, а в узком смысле - субъекты бюджетного права, реально вступившие в бюджетные правоотношения. Это, например, Российская Федерация и её субъекты; органы государственной власти и органы местного самоуправления и пр.
Объектом исследования являются общественно-правовые отношения, урегулированные нормами бюджетного законодательства.
Предмет исследования представляет собой законодательный институт, регулирующий бюджетные правоотношения.
Введение…………………………………………………………………3
Понятие и особенности бюджетных правоотношений……………….5
Виды бюджетных правоотношений……………………………...……17
Субъекты бюджетных правоотношений……………………………....23
Представительные органы власти как субъекты бюджетных правоотношений………………………………………………………...25
Исполнительные органы власти как субъекты бюджетных правоотношений…………………………………………………...……26
Контрольные органы власти как субъекты бюджетных правоотношений………………………………………………………...32
Компетенция РФ в сфере бюджетных правоотношений……………..36
Компетенция субъектов РФ в сфере бюджетных правоотношений………………………………………………….……..39
Муниципальные образования в сфере бюджетных правоотношений…………………………………………………..…….43
Заключение……………………………………………………………..46
Список использованной литературы……………………………..
Федеративное устройство Российской Федерации является критерием для подразделения бюджетных правоотношений на вертикальные и горизонтальные. Первые опосредуют связи между Российской Федерацией в целом, субъектами РФ и муниципальными образованиями, как правило, на основе субординации. Вторые отражают связи между равноправными по юридическому статусу территориями: субъектами РФ относительно друг друга или муниципальными образованиями соответственно. В условиях федеративного государства вертикальные связи являются доминирующими.
Вертикальные бюджетные
правоотношения, отличающиеся узким
кругом участников, а именно, в них
вступают только Российская Федерация,
субъекты РФ и муниципальные образования,
принято называть межбюджетными. Следует
отметить, что межбюджетные отношения
в структуре бюджетных
По мнению Ю.В. Друговой, межбюджетные отношения на самом деле складываются не между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а между самими публично-территориальными образованиями: федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями.15 Эта позиция, на наш взгляд, представляется достаточно обоснованной, поскольку механизм Российского государства представляет собой систему органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих функции государства, в том числе в сфере бюджетной деятельности. Действительно, органы власти трех уровней вступают в правоотношения межбюджетного характера не от своего имени, а от имени тех публично-территориальных образований, которых они представляют.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый из них имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Кроме того, следует отметить, что в правовом регулировании деятельности указанных органов в последнее время произошли существенные изменения.
Вместе с тем, анализируя
правовое положение органов
Важно помнить, что полномочия органа государственной власти в сфере бюджетных отношений есть права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий. Конституция РФ не использует термина "компетенция", ограничиваясь употреблением понятия "ведение" (например, разграничивая предметы ведения по вертикали между федерацией и ее субъектами, ст.71-73)16, перечислением полномочий соответствующего государственного органа (например, установление компетенции Совета Федерации, ст.102) либо отсылая к иному законодательству (например, относительно компетенции Счетной палаты, ч.4 ст.101).
Следует отметить, что совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, и является его компетенцией.
Вместе с тем термин
"бюджетные права" для характеристики
компетенции государства, его территориальных
подразделений и
Итак, Бюджетный кодекс РФ выделяет несколько групп бюджетных правоотношений.
В частности, отношения по поводу доходов и расходов бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней, а также отношения по поводу государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
Отдельный блок образуют отношения между субъектами по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также исполнения указанных бюджетов и контроля за исполнением.
Субъекты бюджетных правоотношений.
Субъекты бюджетных
1.государство, национально-государственные
и административно-
2.представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;
3. государственные и
4. граждане и негосударственные организации.
К первой группе относятся:
Российская Федерация, республики в составе
Российской Федерации, автономная область,
автономные округа, края, области, города,
районы, села и поселки. Законодательство
закрепляет право на государственный
или местный бюджет именно за этими субъектами,
а не за государственными органами, что
выражает принцип народовластия, закрепленный
в Конституции РФ. В связи с правом на самостоятельный
бюджет они обладают комплексом прав на
получение определенных бюджетных доходов
и использование их для социально-экономического
развития соответствующей территории.
Государства, национально-государственные
и административно-
Ко второй группе субъектов
бюджетных правоотношений относятся представительные
и исполнительные органы власти разного
уровня: Правительство РФ; правительства
республик в составе Российской Федерации;
администрация соответствующих государственных
административно-
Бюджетные правоотношения могут возникать между представительными и исполнительными органами государственной или местной власти одного уровня; внутри самих исполнительных органов власти этого же уровня; между представительными и исполнительными органами государственной или местной власти, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями и иными организациями этого же уровня подведомственности (а в определенных случаях — и вышестоящего подчинения) — с другой.
К третьей группе субъектов бюджетных отношений относятся: государственные и муниципальные организации; государственные и муниципальные учреждения, финансируемые из соответствующего бюджета. Субъекты данной группы вступают в бюджетные отношения, возникающие по поводу уплаты различных платежей в бюджет и получения ассигнований из бюджета.
Что касается возможного участия негосударственных
организаций в бюджетных
Четвертую группу составляют граждане и негосударственные организации, выступающие субъектами отношений по поводу формирования доходов бюджетов.
Установлено, что субъектов бюджетных правоотношений характеризуют следующие признаки:
- участие в распределении доходов и расходов между бюджетами;
-участие в любой стадии
- участие в формировании
- связь с бюджетом по линии получения из него денежных сумм в форме финансирования.
Наличие хотя бы одного из указанных признаков для субъекта бюджетных правоотношений обязательно, но их может быть два или все признаки.18
Субъект бюджетного права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником бюджетных правоотношений, а субъект бюджетного правоотношения – это реальный участник, вступивший в конкретные правоотношения. Таким образом, субъект бюджетного права – понятие более широкое, чем субъект бюджетного правоотношения.
Представительные органы власти как субъекты бюджетных правоотношений.
Законодательные (представительные)
органы рассматривают и утверждают
соответствующие бюджеты и
Исполнительные органы власти как субъекты бюджетных правоотношений.
Полномочиями в сфере бюджетных правоотношений обладают также органы исполнительной власти.
Президент РФ , как установлено Конституцией РФ, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80), вносит законопроекты в Государственную Думу РФ, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране (ст. 84) и по вопросам бюджетного законодательства.
Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет в Государственную Думу РФ федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении федерального бюджета (ст. 114 Конституции РФ).
Исполнительные органы государственной
власти (исполнительно-
Финансовые органы
составляют проект
Финансовые органы или иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Федеральное казначейство
осуществляет бюджетные
Органы исполнительной
власти (органы местной администрации)
Органы исполнительной
власти (исполнительно-
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 26.04.2007)"О Министерстве финансов Российской Федерации"19 , Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Информация о работе Бюджетное право и его нормы. Бюджетные и межбюджетные правоотношения