Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:42, контрольная работа
Государственный бюджет является одним из важнейших звеньев финансовой системы страны. Через бюджет производится мобилизация финансовых ресурсов государства и расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти. Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетный процесс - регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об его исполнении.
1) Бюджетный процесс РФ………………………………………………………3 - 6
2) Правовое положение Министерства финансов РФ………………………..7 - 12
3) Задача…………………………………………………………………………….12
Содержание
1) Бюджетный процесс РФ………………………………………………………3 - 6
2) Правовое положение Министерства финансов РФ………………………..7 - 12
3) Задача………………………………………………………………
1. Бюджетный процесс в Российской Федерации
Понятие бюджетного процесса и его принципы
Государственный бюджет
является одним из важнейших звеньев
финансовой системы страны. Через
бюджет производится мобилизация финансовых
ресурсов государства и расходование
на цели, определяемые государством в
лице соответствующих органов
Бюджетный процесс - регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об его исполнении.
Нормы бюджетного процесса предписывают правила и порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса. Деятельность государственных органов от начала составления государственного бюджета до утверждения отчёта о его исполнении длиться около трёх с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса, которые последовательно сменяют одна другую. В частности это стадии:
Составления.
Рассмотрения.
Утверждения.
Исполнения и заключения.
Составления и утверждения отчёта об исполнении.
Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря, то есть финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объём национального дохода государства, перераспределяются по-разному государственные средства, в зависимости от задач, решаемых государством в данный период времени. Кроме того, ежегодно изменяются потребности каждого субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в денежных средствах, что зависит от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году. Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, его исполнения, составление, рассмотрение и утверждение отчёта об исполнении бюджета остаётся неизменным. На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время. Так, вопросы бюджетного регулирования за счёт процентных отчислений от федеральных налогов и налогов республик в составе Российской Федерации, а также вопросы финансовой поддержки территорий решаются в момент составления бюджета. Окончательно процентные отчисления от регулирующих источников для нижестоящих территорий и вопросы финансовой поддержки утверждаются вышестоящими представительными органами в момент утверждения вышестоящего бюджета. Этим достигается, на стадии принятия закона о бюджете, сбалансированность показателей бюджета. Вопросы открытия бюджетных ассигнований решаются финансовыми органами и банком только после утверждения соответствующего бюджета и т. п. В основе бюджетного процесса лежат определённые принципы, соблюдение которых даёт возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в связи с принятием Бюджетного кодекса РФ для всей бюджетной системы предусмотрены общие принципы. Это:
- единство бюджетной системы;
- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
самостоятельность бюджетов;
- полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированность бюджетов;
- эффективность и экономичность использования бюджетных средств;
общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
- гласность;
- достоверность бюджета;
- адресность и целевой характер бюджетных средств.
Нет сомнения, что все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои особенные принципы. Так, во-первых, в основе бюджетного процесса лежит принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти, где проект бюджета обязательно составляют исполнительные органы, закон или решение о бюджете принимаются представительным органом, а исполняют бюджеты всех уровней органы исполнительной власти. Очень важен принцип ежегодности бюджета, который включает в себя такое важное основополагающее правило, как обязательное принятие бюджета до начала планируемого года. Выполнение именно этого правила делает бюджетную деятельность более прозрачной и обеспечивает более эффективную возможность осуществлять бюджетный контроль за всеми потоками бюджетных средств. Кроме того, ежегодность даёт возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т. д. Особое внимание в бюджетном процессе заслуживает принцип публичности и гласности, которые для бюджетного процесса предполагают, что проект бюджета до его принятия широко обсуждается как представительными органами, так и общественностью. Принятый бюджет обязательно публикуется в печати. Широкое обсуждение проектов бюджетов, их обязательное опубликование после принятия, а также отчётность исполнительных органов власти перед представительными об исполнении бюджета также служат обеспечению прозрачности бюджетной деятельности в государстве и таким образом помогают исполнить бюджет реально и с наименьшими потерями. Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчётов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения. Кроме того, решения представительных органов по бюджету должны публиковаться в печати. Органы представительной и исполнительной власти также постоянно отчитываются перед широкой общественностью о ходе исполнения бюджета.
Важным для бюджетного процесса остаётся принцип специализации бюджетных показателей, который состоит в том, что в основе и составления, и исполнения бюджета лежит бюджетная классификация, которая предполагает группировку всех доходов бюджетов всех уровней по источнику возникновения, а расходов по целевому назначению, по направлениям деятельности. Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация - специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуального бюджетного права, но и лежит в основе материального бюджетного права.
2) Правовое положение министерства финансов РФ
Министерство финансов
Российской Федерации (Минфин России)
является федеральным органом исполнител
Основными задачами Министерства
финансов Российской Федерации являются выработка
единой государственной финансовой (включая
бюджетную, налоговую, страховую, валютную
сферы, сферу государственного долга),
кредитной, денежной политики, а также
политики в сфере аудиторской деятельности,
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности, добычи, производства, переработки
драгоценных металлов и драгоценных камней,
таможенных платежей (в части исчисления
и порядка уплаты), включая определение
таможенной стоимости товаров и транспортных
средств.
Министерство финансов Российской Федерации
осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и
представляет в Правительство
Российской Федерации проекты
федеральных конституционных
- организации и функционирования бюджетной
системы Российской Федерации, определения
основ бюджетного процесса;
- федерального бюджета на очередной финансовый
год, порядка исполнения федерального
бюджета в очередном финансовом году,
отчетности о его исполнении;
- разграничения бюджетных полномочий
между Российской Федерацией, субъектами
Российской Федерации и органами местного
самоуправления;
финансовых взаимоотношений федерального
бюджета с бюджетами субъектов Российской
Федерации и местными бюджетами;
- системы оплаты труда, социальных гарантий и пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих, судей и иных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
- предельной численности работников центральных
аппаратов федеральных органов исполнительной
власти, их территориальных органов, штатной
численности работников судебной системы
Российской Федерации;
финансового обеспечения служебных командировок
на территории Российской Федерации и
за рубеж работников федеральных органов
государственной –
власти и федеральных государственных учреждений;
- финансовой деятельности и финансового регулирования в условиях военного времени, а также подготовки финансовой системы к условиям военного времени;
- налоговой политики;
- валютной политики;
- политики в сфере таможенных платежей
в части исчисления и порядка их уплаты,
определения таможенной стоимости товаров
и транспортных средств;
- избежания двойного налогообложения
доходов и имущества, а также по другим
налоговым вопросам;
- регулирования деятельности субъектов
и участников страхового рынка;
- обеспечения защиты прав и законных интересов
страхователей, иных заинтересованных
лиц и государства, эффективного развития
страхового дела;
- организации и проведения лотерей;
- изготовления и обращения защищенной полиграфической продукции на территории Российской Федерации;
- финансовых взаимоотношений Российской
Федерации с иностранными государствами,
межгосударственными объединениями с
участием Российской Федерации и международными
финансовыми организациями;
- подписания и ратификации международных
договоров и соглашений в сфере деятельности
Министерства;
- эмиссии и обращения государственных
и муниципальных ценных бумаг, предоставления
государственных гарантий Российской
Федерации;
- управления государственным долгом и
финансовыми активами Российской Федерации;
- регулирования в сфере формирования
и инвестирования средств пенсионных
накоплений;
- компенсационных выплат и погашения
гарантированных сбережений граждан Российской
Федерации, государственных ценных бумаг
бывшего СССР и сертификатов Сберегательного
банка СССР, государственных долговых
товарных обязательств;
- контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;
- установления оснований и порядка привлечения
к ответственности за нарушение бюджетного
законодательства Российской Федерации;
- совершенствования банковского законодательства,
законодательства в области организации
и регулирования денежного обращения;
- регулирования бухгалтерского учета,
бухгалтерской отчетности;
- регулирования аудиторской деятельности;
- добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;
- формирования Государственного фонда
драгоценных металлов и драгоценных камней
Российской Федерации на очередной год
и плана отпуска ценностей из него;
2) разрабатывает и утверждает:
- порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета;
- порядок составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета Российской Федерации;
- отчетность о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
- условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела;
- порядок выдачи и приостановления действия разрешений на проведение лотерей и контроля за проведением лотерей;
- лицензионные требования и условия деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции;
- нормативные правовые акты по вопросам
регулирования, контроля и надзора в сфере
формирования и инвестирования средств
пенсионных накоплений;
методологию эмиссии и обращения государственных
и муниципальных ценных бумаг, предоставления
государственных гарантий Российской
Федерации;
- порядок ведения государственной долговой
книги Российской Федерации;
- порядок организации и осуществления
контроля и надзора в финансово-бюджетной
сфере;